Адаптированная рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса (ЗПР)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Тимошенко Марина Алексеевна

Данная программа разработана для учащихся 3  класса, которые  решением психолого-медико-педагогической комиссии выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon окр мир256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Адаптированная рабочая программа учебного курса

 «Окружающий мир»

для обучающихся  3 «Д» класса

2019 – 2020 учебный год

Учитель: Тимошенко Марина Алексеевна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Автор: А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Учебник: 

Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.+  диск - М.: Просвещение, 2016.

Цель курса—   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

  1. Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.
  2. Воспитать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  3. Формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
  4. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
  5. Осуществлять подготовку к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Данная программа разработана для учащихся 3 «Д» класса, которые  решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Основные направления коррекционной работы в рамках предмета «Окружающий мир»:

- развитие навыков самообслуживания и гигиены;

– развитие игровой деятельности;

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;

- развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. - развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие высших психических функций.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» по учебному плану в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего на курс  -  68 часов (при 2 часах в неделю). 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные  результаты изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 Предметные результаты:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по" лучения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Человек и природа

Обучающийся  научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного курса

3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (7 ч) Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (19 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (8ч) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (11 ч) Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (11 ч) Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Тематическое планирование 3 класс

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая

 направленность

1.

Как устроен мир?

7

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Обеспечение доступности учебной информации для  восприятия.

Развитие пространственных представлений и ориентации.

2.

Эта удивительная природа

19

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы .

Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

Рассказать о роли грибов в природе и жизни людей.

Обеспечение доступности учебной информации для восприятия.

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

3.

Мы и наше здоровье

10

Характеризовать основные функции  и особенности строения  систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях .

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека .

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.

Обеспечение доступности учебной информации для  восприятия; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.

4.

Наша безопасность

8

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.                                                                                                      Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.                                        

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Практические работы: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды, изготовление макетов знаков дорожного движения

Познакомиться с дорожными знаками  в окрестностях школы.

Обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий.

5.

Чему учит экономика

11

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.

Приводить примеры использования человеком богатств природы .

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия).

Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения.

Обеспечение доступности учебной информации для  восприятия; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

6.

Путешествия по городам и странам

11

Обсуждать особенности 2-3 стран мира .

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу, территорию стран-соседей и их границы, родной регион, сравнивать их географическое положение, климатические условия.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам вия,

Анализировать и оценивать отношение современного человека к историческому и культурному наследию человечества.

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы)  создания исторических и культурных памятников, возникновение древних городов, исторических деятелей.

Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. - развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие высших психических функций.

Развитие общего кругозора.

ИТОГО

68

Приложение 1

Перечень проверочных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Проверочная работа по разделу «Как устроен  мир»
  2. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа»
  3. Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье»
  4. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность»
  5. Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»
  6. Проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам»


Календарно-тематическое планирование

3  класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание уроков        

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

КАК УСТРОЕН МИР (7 Ч.)

1

Природа.

ОБЖ. Причины

несчастных случаев и

 аварий на улицах и

 дорогах.

1

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно. Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве, о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. 

2

Человек.

ОБЖ. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?

1

3

Наши проекты:

«Богатства, отданные людям».

ОБЖ. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология?

Региональный компонент. Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи. Папоротники, лишайники.

1

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры

животных, исчезнувших по вине

человека. Охрана природы.

Заповедники и национальные парки.

6

Природа в опасности!  Охрана природы.

ОБЖ. Световые сигналы на пешеходных переходах.

1

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

7

Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир».

Рег. комп. Ягоды нашего края.

 Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА  (19 ч.)

8

Тела. Вещества. Частицы.

ОБЖ. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.

1

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Соль, сахар как примеры твердых

веществ.

Определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

9

Разнообразие веществ.

1

10

Воздух и его охрана.

Состав, свойства.

ОБЖ. Пожар в

 общественных местах, причина пожара. Правила поведения при пожаре.

1

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека.

Называть состав и свойства воздуха.

11

Вода и жизнь.

Рег. комп. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные.

1

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

12

Превращения и

круговорот воды.

ОБЖ. Возникновение

пожара в общественном транспорте, правила

поведения.

1

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

13

Берегите воду!

Рег. комп. Роль заповедников Югры в охране природы.

1

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Способы экономичного использования воды.

Называть причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

14

Что такое почва?

Рег. комп. Многообразие природных ископаемых на карте родного края.

1

Почва, ее значение для живой природы. Значение плодородия почвы для жизни  растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

 Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.

Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

15

Разнообразие растений.

1

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Группы растений: мхи, водоросли. Папоротники, хвойные цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях

Отличать растения одной группы от другой, рассказывать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения

16

Солнце, растения и мы с вами.

Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа».

1

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных.

Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений.

17

Размножение

и развитие растений.

1

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Называть этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

18

Охрана растений.

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к

растениям.

Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Называть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

19

Разнообразие животных.

1

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Размножение и развитие животных разных групп.

Классифицировать животных и их групповые признаки.

Относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей  питания

20

Кто что ест? Цепи

питания.

ОБЖ. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

1

21

Наши проекты:

«Разнообразие природы родного края».

1

Создавать   несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

22

Размножение и развитие животных.

1

Называть  способы размножения животных.

23

Охрана животных.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным . Факто-ры отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Определять причины исчезновения животных. Составитьэкологические правила, которые должны выполнять люди.

24

В царстве грибов.

ОБЖ. Защита квартиры от воров и грабителей.

1

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов.

Группировать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Составить правила сбора грибов.

25

Великий  круговорот жизни.

1

Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Определять основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.

26

Обобщение по разделу: «Эта удивительная

 природа».

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ч.)

27

Организм человека.

1

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

Называть внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека.

28

Органы чувств.

ОБЖ. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

1

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык,  кожа, их роль в восприятии мира.

Называть органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. Составить правила бережного отношения к органам чувств.

29

Надежная защита

организма.

Рег. комп. Нефть, газ,

 каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. Мансийская легенда о

происхождении нефти.

1

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

Называть функции кожи. Оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

30

Опора тела  и движение.

ОБЖ. Особенности

поведения с незнакомыми людьми.

1

Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Называть строение тела человека. Показывать основные кости скелета. Составить правила посадки за столом и выполнять их.

31

Наше питание.

Пищеварительная система.

1

Система органов, их роль в жизнедеятельности организма.

Называть органы пищеварительной системы. Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

32

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

Систематизация знаний о разнообразии питательных веществ.

Создавать   несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

33

Дыхание и кровообращение.

ОБЖ. Соблюдение мер

безопасности при

пользовании

электрическими приборами в быту.

1

Система органов. Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота.

Называть  органы дыхания и выделения. Заботиться о своём здоровье.

34

Умей предупреждать

болезни.

1

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Называть основные факторы закаливания, закаливать свой организм.

35

Здоровый образ жизни.

1

Определить  главные правила здорового образа жизни, выполнять их

36

Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье».

Рег. комп. Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о народах Югры.

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

НАША  БЕЗОПАСНОСТЬ   (8 ч.  )

37

Огонь, вода и газ.

1

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила поведения  по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте.

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

38

Чтобы путь был

счастливым.

ОБЖ. Лифт. Правила пользования лифтом.

1

Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

39

Дорожные знаки.

Рег. комп. Географические названия – свидетели

 прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб твоего города.

1

Правила безопасного поведения на дорогах.  Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса.

Определять и называть  основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге.

40

Наши проекты: «Кто нас защищает?»

1

Знакомство с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

41

Опасные места.

1

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года.

Определять опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

42

Природа и наша безопасность.

ОБЖ. Отравления.

 Причины отравлений

газообразными или

вдыхаемыми токсическими веществами.

1

Опасности природного характера (о  молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.

43

Экологическая

безопасность.

1

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Выполнять правила личной экологической безопасности.

44

Обобщение по теме:

 «Наша безопасность».

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

ЧЕМУ  УЧИТ  ЭКОНОМИКА? ( 11 ч. )

45

Для чего нужна

экономика?

ОБЖ. Профилактика отравления. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь.

1

Потребности людей. Удовлетворение потребностей  людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

Определять понятие экономика, главную задачу экономики.

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Рег. комп. Музей твоего города. Ценность для

 потомков исторических находок.

1

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд  умственный и физический. Роль образования в экономике.

Называть  основные составляющие экономики.

47

Полезные ископаемые.

ОБЖ. Чрезвычайные

ситуации природного

 происхождения –

 «стихийные бедствия».

1

Понятие о полезных  ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.

Определять и называть основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

48

Растениеводство.

1

Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края.

Отличать культурные растения от дикорастущих. Рзличать культурные растения.

49

Животноводство.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Называть особенности разведения и содержания домашних животных.

50

Какая бывает

промышленность?

ОБЖ. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, смерчи, снегопады, наводнения.

1

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия,  машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая

промышленность.

Называть отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

51

Наши проекты:

«Экономика родного края».

1

Знакомство с экономикой родного края.

Изучить  материалы учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

52

Что такое деньги?

ОБЖ. Последствия

стихийных бедствий,

мероприятия по защите.

1

Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

Определять роль денег в экономике. Определять и называть современные российские монеты.

53

Государственный

бюджет.

1

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

54

Семейный бюджет.

ОБЖ. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1

Семья – первый коллектив ребенка. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Составить основы семейного бюджета.

55

Экономика и экология. Обобщение по теме: «Чему учит

экономика?».

Проверочная работа.

1

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Формулировать задачи экологии и две стороны экономики. Составлять простейшие экологические прогнозы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (13часов)

56

Золотое кольцо России

1

Золотое кольцо  России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России

57.

Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переяславль-Залесский,.

1

58.

Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново,Суздаль, Владимир.

1

Называть некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте

59

Проект «Музей путешествий».

1

Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий.

Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал), оформлять экспозицию музея;

60.

Наши ближайшие соседи.

1

Государства граничащие с Россией, их столицы.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы

61.

На севере Европы.

1

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей

62.

Что такое Бенилюкс.

1

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

63

В центре Европы.

1

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

                

64

По Франции и Великобритании.

1

Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Показывать на карте страны, расположенные в центре Европы.

65.

На юге Европы.

1

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

66.

По знаменитым местам мира.

1

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности

67.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1

Выполнять тесты с выбором ответа

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

68.

Итоговый урок-викторина

1

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по окружа...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» во 2 г классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий мир» во 2 г  классе...