Адаптированная рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса (ЗПР)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Данная программа разработана для учащихся 3 класса, которые решением психолого-медико-педагогической комиссии выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окр мир | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Адаптированная рабочая программа учебного курса
«Окружающий мир»
для обучающихся 3 «Д» класса
2019 – 2020 учебный год
Учитель: Тимошенко Марина Алексеевна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Автор: А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Учебник:
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.+ диск - М.: Просвещение, 2016.
Цель курса— воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
- Воспитать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
- Осуществлять подготовку к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Данная программа разработана для учащихся 3 «Д» класса, которые решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Основные направления коррекционной работы в рамках предмета «Окружающий мир»:
- развитие навыков самообслуживания и гигиены;
– развитие игровой деятельности;
– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;
- развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. - развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».
Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» по учебному плану в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего на курс - 68 часов (при 2 часах в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по" лучения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Человек и природа
Обучающийся научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного курса
3 КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир? (7 ч) Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (19 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (8ч) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 ч) Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (11 ч) Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающая направленность |
1. | Как устроен мир? | 7 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | Обеспечение доступности учебной информации для восприятия. Развитие пространственных представлений и ориентации. |
2. | Эта удивительная природа | 19 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности. Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы . Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения . Рассказать о роли грибов в природе и жизни людей. | Обеспечение доступности учебной информации для восприятия. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях . Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека . Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. | Обеспечение доступности учебной информации для восприятия; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. |
4. | Наша безопасность | 8 | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Практические работы: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды, изготовление макетов знаков дорожного движения Познакомиться с дорожными знаками в окрестностях школы. | Обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий. |
5. | Чему учит экономика | 11 | Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей. Приводить примеры использования человеком богатств природы . Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения. | Обеспечение доступности учебной информации для восприятия; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. |
6. | Путешествия по городам и странам | 11 | Обсуждать особенности 2-3 стран мира . Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу, территорию стран-соседей и их границы, родной регион, сравнивать их географическое положение, климатические условия. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам вия, Анализировать и оценивать отношение современного человека к историческому и культурному наследию человечества. Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) создания исторических и культурных памятников, возникновение древних городов, исторических деятелей. | Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. - развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие высших психических функций. Развитие общего кругозора. |
ИТОГО | 68 |
Приложение 1
Перечень проверочных работ на 2019-2020 учебный год
- Проверочная работа по разделу «Как устроен мир»
- Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа»
- Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье»
- Проверочная работа по разделу «Наша безопасность»
- Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»
- Проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам»
Календарно-тематическое планирование
3 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Дата | |
План | Факт | |||||
КАК УСТРОЕН МИР (7 Ч.) | ||||||
1 | Природа. ОБЖ. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | 1 | Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно. Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве, о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим. | Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. | ||
2 | Человек. ОБЖ. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта? | 1 | ||||
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». ОБЖ. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки. | 1 | ||||
4 | Общество. | 1 | ||||
5 | Что такое экология? Региональный компонент. Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи. Папоротники, лишайники. | 1 | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. | |||
6 | Природа в опасности! Охрана природы. ОБЖ. Световые сигналы на пешеходных переходах. | 1 | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | ||
7 | Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Рег. комп. Ягоды нашего края. Проверочная работа. | 1 | Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу. | |||
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19 ч.) | ||||||
8 | Тела. Вещества. Частицы. ОБЖ. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | 1 | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Соль, сахар как примеры твердых веществ. | Определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | ||
9 | Разнообразие веществ. | 1 | ||||
10 | Воздух и его охрана. Состав, свойства. ОБЖ. Пожар в общественных местах, причина пожара. Правила поведения при пожаре. | 1 | Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. | Называть состав и свойства воздуха. | ||
11 | Вода и жизнь. Рег. комп. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные. | 1 | Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды. | ||
12 | Превращения и круговорот воды. ОБЖ. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. | 1 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе | Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе | ||
13 | Берегите воду! Рег. комп. Роль заповедников Югры в охране природы. | 1 | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Способы экономичного использования воды. | Называть причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | ||
14 | Что такое почва? Рег. комп. Многообразие природных ископаемых на карте родного края. | 1 | Почва, ее значение для живой природы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. | Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности. Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения . | ||
15 | Разнообразие растений. | 1 | Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Группы растений: мхи, водоросли. Папоротники, хвойные цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях | Отличать растения одной группы от другой, рассказывать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных. | Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений. | ||
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). | Называть этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | ||
18 | Охрана растений. | 1 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Называть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | ||
19 | Разнообразие животных. | 1 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Размножение и развитие животных разных групп. | Классифицировать животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | ||
20 | Кто что ест? Цепи питания. ОБЖ. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 1 | ||||
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 1 | Создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно | |||
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | Называть способы размножения животных. | |||
23 | Охрана животных. | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным . Факто-ры отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | Определять причины исчезновения животных. Составитьэкологические правила, которые должны выполнять люди. | ||
24 | В царстве грибов. ОБЖ. Защита квартиры от воров и грабителей. | 1 | Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов. | Группировать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Составить правила сбора грибов. | ||
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Определять основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. | ||
26 | Обобщение по разделу: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 | Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу. | Выполнять тесты с выбором ответа | ||
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ч.) | ||||||
27 | Организм человека. | 1 | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | Называть внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека. | ||
28 | Органы чувств. ОБЖ. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | 1 | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. | Называть органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. Составить правила бережного отношения к органам чувств. | ||
29 | Надежная защита организма. Рег. комп. Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. Мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 | Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание). | Называть функции кожи. Оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | ||
30 | Опора тела и движение. ОБЖ. Особенности поведения с незнакомыми людьми. | 1 | Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Называть строение тела человека. Показывать основные кости скелета. Составить правила посадки за столом и выполнять их. | ||
31 | Наше питание. Пищеварительная система. | 1 | Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. | Называть органы пищеварительной системы. Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | ||
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров». | 1 | Систематизация знаний о разнообразии питательных веществ. | Создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно | ||
33 | Дыхание и кровообращение. ОБЖ. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | 1 | Система органов. Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота. | Называть органы дыхания и выделения. Заботиться о своём здоровье. | ||
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | Называть основные факторы закаливания, закаливать свой организм. | ||
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | Определить главные правила здорового образа жизни, выполнять их | |||
36 | Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье». Рег. комп. Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о народах Югры. Проверочная работа. | 1 | Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу. | Выполнять тесты с выбором ответа | ||
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (8 ч. ) | ||||||
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте. | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | ||
38 | Чтобы путь был счастливым. ОБЖ. Лифт. Правила пользования лифтом. | 1 | Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||
39 | Дорожные знаки. Рег. комп. Географические названия – свидетели прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб твоего города. | 1 | Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. | Определять и называть основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге. | ||
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает?» | 1 | Знакомство с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей. | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | ||
41 | Опасные места. | 1 | Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года. | Определять опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | ||
42 | Природа и наша безопасность. ОБЖ. Отравления. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. | 1 | Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках) | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. | ||
43 | Экологическая безопасность. | 1 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | Выполнять правила личной экологической безопасности. | ||
44 | Обобщение по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 | Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу. | Выполнять тесты с выбором ответа | ||
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА? ( 11 ч. ) | ||||||
45 | Для чего нужна экономика? ОБЖ. Профилактика отравления. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь. | 1 | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Определять понятие экономика, главную задачу экономики. | ||
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Рег. комп. Музей твоего города. Ценность для потомков исторических находок. | 1 | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Называть основные составляющие экономики. | ||
47 | Полезные ископаемые. ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – «стихийные бедствия». | 1 | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | Определять и называть основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | ||
48 | Растениеводство. | 1 | Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. | Отличать культурные растения от дикорастущих. Рзличать культурные растения. | ||
49 | Животноводство. | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Называть особенности разведения и содержания домашних животных. | ||
50 | Какая бывает промышленность? ОБЖ. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, смерчи, снегопады, наводнения. | 1 | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. | Называть отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | ||
51 | Наши проекты: «Экономика родного края». | 1 | Знакомство с экономикой родного края. | Изучить материалы учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | ||
52 | Что такое деньги? ОБЖ. Последствия стихийных бедствий, мероприятия по защите. | 1 | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | Определять роль денег в экономике. Определять и называть современные российские монеты. | ||
53 | Государственный бюджет. | 1 | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства. | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | ||
54 | Семейный бюджет. ОБЖ. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. | 1 | Семья – первый коллектив ребенка. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Составить основы семейного бюджета. | ||
55 | Экономика и экология. Обобщение по теме: «Чему учит экономика?». Проверочная работа. | 1 | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу. | Формулировать задачи экологии и две стороны экономики. Составлять простейшие экологические прогнозы. | ||
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (13часов) | ||||||
56 | Золотое кольцо России | 1 | Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России | ||
57. | Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переяславль-Залесский,. | 1 | ||||
58. | Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново,Суздаль, Владимир. | 1 | Называть некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте | |||
59 | Проект «Музей путешествий». | 1 | Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий. | Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал), оформлять экспозицию музея; | ||
60. | Наши ближайшие соседи. | 1 | Государства граничащие с Россией, их столицы. | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы | ||
61. | На севере Европы. | 1 | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей | ||
62. | Что такое Бенилюкс. | 1 | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику | ||
63 | В центре Европы. | 1 | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику
| ||
64 | По Франции и Великобритании. | 1 | Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Показывать на карте страны, расположенные в центре Европы. | ||
65. | На юге Европы. | 1 | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | |||
66. | По знаменитым местам мира. | 1 | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | ||
67. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. | 1 | Выполнять тесты с выбором ответа | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
68. | Итоговый урок-викторина | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по окружа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» во 2 г классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий мир» во 2 г классе...