Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чарина Алена Викторовна

Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умение работать по карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moryaozera_i_reki_rossii.rar1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

4 класс, УМК  А.А.Плешакова («Школа России»)

Тема «Моря, озёра, реки России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ «Тутончанская средняя школа»

Чарина Алена Викторовна

Октябрь  2019 года

Цели: 

- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;

-  познакомить с их местонахождением;

- формировать умение работать по карте.

Формируемые УУД: 

- познавательные

            – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

            - проверять информацию,

            - находить дополнительную информацию, справочную литературу; 

- коммуникативные

             - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 

- регулятивные

             – действовать по плану,

             -  контролировать процесс и результаты деятельности,

             -  вносить необходимые коррективы,

             -  адекватно оценивать свои достижения; 

- личностные

             - проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, презентация.

Тип урока: объяснение нового материала

1.Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,

 И дожди шумят над ней.

 В целом свете, в целом свете

 Нет страны её родней!»

 Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы  продолжаем изучать природу нашей страны.

2.Проверка домашнего задания.

На интерактивной доске:  (Слайд 2)

Ладожское      Волга     Кавказ     Азовское       Урал    

Саяны     Енисей     Байкал       Чёрное     Алтай       Каспийское

-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы)  Покажите их на карте  

-Что такое «каменный пояс» земли русской?

3.Актуализация знаний.

- Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы)  (Слайд 3)

- Какие водоёмы  вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)

- А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете.

Отгадайте  загадки:

Читаю на карте названия разные:

Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…

А с виду – зелёное, серое, синее,

Когда ни взгляни - оно очень красивое. ( Море)


Давай- ка слово назовём,

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем сами ( Озеро)


Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьётся.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То… ( Река)

- Сформулируйте тему урока? ( Моря, озера и реки России)

- Какие умения и навыки нам пригодятся? ( Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

( Ответы детей)

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

( Ответы детей)

4. Самоопределение к деятельности.

– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. Изучите научное определение понятий «река», «озеро», «море» (в конвертах на карточках).

МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.

ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.

РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.

Читают определение и на интерактивной доске распределяют оставшиеся слова в 3 столбика: реки, озёра, моря.  (Слайд 4)

Возникает проблема: куда отнесём Каспийское море?  (опираясь на определение и карту, относим к озёрам)

5. Открытие нового знания.

а)Интерактивная обзорная  экскурсия по данной теме (диск к учебнику)

-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.

б) Отправляемся в экспедицию. Будем исследовать водные пространства России.

Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для  любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты.

Дополнительный материал для любознательных:

Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.

Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.

Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется  по 2700 цистерн с водой.

В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.

Лена – самая длинная река в мире, которая  протекает в зоне вечной мерзлоты.

Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.

На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.

Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.

Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.

6. Физминутка.

Вышли на палубу (встали)

 Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)

 Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)

 Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)

 Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)

 Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)

 Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

7.Первичное закрепление.

Отчёт об экспедиции.

Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на интерактивной контурной карте.    (Слайд 5)

План выступления

1. Название моря,  озера, реки.

2. Местонахождение ( показ на карте)

3. Интересные сведения.

Сообщение учащихся о морях.

(Обратить внимание на правильный показ объектов)

Во время рассказа идет показ слайдов

- Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?

(Эти моря холодные. Они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно- Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

- Что вы можете сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая)

Сообщение учащихся об озёрах.

Какие крупные озера вы узнали? ( ответы детей)

( Сопровождается показом слайдов)

Сообщение учащихся о реках.

( Сопровождается показом слайдов)

8. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зоркий глаз»

ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х

- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции.  (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)

9. Рефлексия.

- Что узнали?

- Чему научились?

- В чём затруднялись?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

- Что захотелось сделать или узнать после сегодняшнего урока?

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Оцените свою работу на уроке (капельками из бумаги)  (Слайд 6)

Голубой – Было легко, интересно, всё понятно.

Синий – Небольшие затруднения, надо ещё поработать.

Фиолетовый – Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.

10. Итог: Мы -  россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.

11. Домашнее задание:- (Слайд 7)  с.66-70 вопр., на контурной карте в тетради отметить все изученные объекты.

Кому понравилась исследовательская работа:

- Выяснить, в честь кого названо море Лаптевых и Берингово море.

Приложение 1

Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.

Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.

Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется  по 2700 цистерн с водой.

В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.

Лена – самая длинная река в мире, которая  протекает в зоне вечной мерзлоты.

Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.

На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.

Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.

Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.

Приложение 2

 

План выступления

1. Название моря,  озера, реки.

2. Местонахождение ( показ на карте)

3. Интересные сведения.

Приложение 3

ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»

Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой....

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....

Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Наша страна - Россия"

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", 1 класс...

Конспект урока окружающего мира "Берегите воду" 3 класс + презентация УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование бережного отношения к воде, знакомство с мерами охраны водоемов, причинами загрязнения воды.Планируемые результатыПредметные:-знать причины загрязнения воды, ме...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне. Учебное занятие» (УМК "Школа России") + презентация

Конспект урока окружающего мираТема: «В гости к весне. Учебное занятие»Цели деятельности учителя: расширение у учащихся представлений об изменениях живой и неживой природы весной...