Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Стадницкая Зоя Александровна

Конспект урока окружающего мира  в 4 классе  по теме «Поверхность нашего края»  с использованием презентации.  Проектно-исследовательская деятельность.(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr._mir._4_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира
в 4 классе
по теме «Поверхность нашего края»

с использованием презентации.

Проектно-исследовательская деятельность.

(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

МБОУ «Терволовская ООШ»

Учитель начальных классов: Стадницкая З.А.

Цели урока:

  • Образовательная: формировать у учащихся представление о поверхности родного  края.
  • Развивающие: развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение  сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
  • Личностные УУД Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
  • Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.
  • Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
  • Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, мультимедио проектор, компьютер, презентация к уроку, физическая  карта России, атласы, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщаются тема и цели урока.

2. Проверка знаний и умений (Д/з)

Работа в группах: (устные ответы по плану)

  1. Географы, зоологи, ботаники. (приложение №1)
  2. Индивидуальное тестирование. (приложение №2)
  3. Работа по теме урока.

Слайд 2

- Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на  физической карте России?  (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

Слайд 3, 4

- Покажите на карте равнины и плоскогорье России .

- Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

- Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

 - Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы)

- Расскажите о строении холмов.  (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

- Гора  тоже имеет  подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м,  возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

Слайд 5,6.

- Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

Слайд 7

- Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются  дороги; обрабатываются земли.)

4. Работа над новой темой

Слайд 8

Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы).  Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

Слайд 9,10

 Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.)

 На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их.  (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)

 А)- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с  маленькой рытвины,  бороздки на поверхности почвы.  Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.  При этом,  он губит большие участки плодородной почвы.)

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

Слайд 11,12

Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации.  Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.)

Слайд 13

Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы?
( - Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.

- Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

- По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники. )

Слайд 14

Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли.  Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые.  После окончания разработок карьер остался заброшенным.

- Как можно его использовать?  (Засыпать карьер и  на  этом   месте  утроить  поле  или  посадить  лес;  можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу )

Слайд 15,16

В) Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот -  обезображивают ее.

- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.) 

Слайд 17

- Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.  Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

4. Закрепление изученного материала

Групповая работа над мини проектом (буклет) (Приложение №3 и №4)

1 группа составляет буклет по маршрутному листу на тему: «Овраг».

2-я группа работает над буклетом по маршрутному листу на тему: «Балка».

3-я группа работает над буклетом по маршрутному листу на тему; Терриконы».

По окончанию работы, ребята защищают проекты

5.  Итог урока.

1. Что вы узнали на уроке?

2. Какая поверхность нашего края?

3. Какой вред приносят овраги людям?

6. Рефлексия

1. Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

2. Удалось ли вам выполнить свою работу?

4. Какие трудности возникли в работе?

5. Что показалось наиболее интересным?

Самооценка.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

6. Домашнее задание.   С.139-144 Прочитать параграф, подготовить пересказ; с. 142 – ответы на вопросы «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (1 вариант)

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....

Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (2 вариант)

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....

Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (3 вариант)

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Достопримечательности родного края" (УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование представлений о достопримечательностях города Челябинска;·        ра...

Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...

Презентация к уроку окружающего мира по теме :"Поверхность нашего края"

Вам представлена презентация по окружающему миру для 4 класса...