Окружающий мир. Тема: «Невидимое сокровище» 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Русакова Татьяна Константиновна

Урок окружающего мира в 3 классе "Невидимое сокровище"

УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimoe_sokrovishche.pptx734.13 КБ
Файл nevidimoe_sokrovishche.docx28.24 КБ
Файл prilozhenie_1.docx13.68 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Невидимое сокровище»

Слайд 3

Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь. Он невидимый , и всё же Без него мы жить не можем. ( ВОЗДУХ)

Слайд 4

№ Вопросы по теме урока Используйте свои знания Ответы после изучения и исследования 1. Какие газы входят в состав воздуха? 2. Воздух прозрачен или непрозрачен? 3. Имеет ли воздух цвет? 4. Имеет ли воздух запах? 5. Что происходит с воздухом при нагревании? 6. Что происходит с воздухом при охлаждении? 7. Как воздух проводит тепло?

Слайд 6

Мы не смогли ответить, из каких газов состоит воздух и какие у него свойства.

Слайд 7

1. Узнать, из каких газов состоит воздух. 2. Исследовать свойства воздуха . Цели :

Слайд 8

1. Узнаем , какие газы входят в состав воздуха. 2. Исследуем свойства воздуха. План :

Слайд 9

Состав воздуха Кислород Азот Углекислый газ

Слайд 11

Тест по теме: «Невидимое сокровище» 1. Какие вещества входят в состав воздуха? б) кислород, азот, углекислый газ; 2. Какой газ воздуха необходим для дыхания? б) кислород; 3. Какими свойствами обладают воздух? б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. 4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется? в) воздух плохо проводит тепло.

Слайд 12

1. Узнать, из каких газов состоит воздух. 2. Исследовать свойства воздуха . Цели :



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: «Невидимое сокровище»

3 класс

Основные цели:

1. Знать основные газы, входящие в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

2. Анализировать диаграмму состава воздуха.

3. Исследовать свойства воздуха.

Личностные результаты:

  • осознавать важность воздуха для всех живущих на планете Земля;
  • понимать состав воздуха;
  • изучить свойства воздуха.

Метапредметные результаты:

Познавательные - 

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;  
  • уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • тренироваться в смысловом чтении текста учебника.

Регулятивные –

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;  
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

  Коммуникативные –

  • воспитывать культуру общения, умение работать в парах;
  • слушать и понимать речь других;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные результаты:

  • иметь представление о том, что воздух - это не только кислород, это смесь газов;
  • знать свойства воздуха;
  • называть газы, составляющие воздух;
  • обосновывать значение воздуха для жизни человека.

Дидактические материалы: карточка пробного действия для работы в парах (приложение 1); карточка для самостоятельной работы  с самопроверкой (приложение 2).

Оборудование: презентация; учебник для 3 класса «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.; оборудование для опытов: колба, лабораторный стакан, 2 стеклянные трубки, штатив с держателями, спиртовка.

Демонстрационный материал: карточки для демонстрации на школьной доске (известное высказывание, состав воздуха, свойства воздуха).  

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел у нас звонок, начинается урок!

Тема нашего урока «Невидимое сокровище». А вот о каком невидимом сокровище мы будем говорить, вы узнаете чуть позже. (Слайд 1)

- Перед вами известное высказывание.

«Солнце, … и вода – наши лучшие друзья.»

- Какое слово пропущено?

- На уроке мы продолжим разговор о природе, и вы узнаете много нового и интересного, значит, каким будет урок? (Урок «открытия» нового знания.)

   - С чего начнем работу на уроке? (С повторения знаний.) 

  1. Актуализация знаний. Пробное учебное действие.

- На какие три группы можно разделить всё, что изображено на картинках?

(Слайд 2)

- Чем газы отличаются от жидкостей и твёрдых тел?

- Приведите примеры газов.

-  Отгадайте загадку. (Слайд 3)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)        

- Речь на нашем уроке пойдёт о воздухе.

- Что вы знаете о воздухе? (Ответы учеников.)

- Молодцы, вы много знаете о воздухе. Поработав в паре, подумайте и ответьте на вопросы, из каких газов состоит воздух, какие свойства есть у воздуха. (Слайд 4),  (Приложение 1).

Задание для пробного действия.

 - А сначала давайте вспомним правила работы в паре (Слайд 5)

Вопросы по теме урока

Используйте свои знания

Ответ после исследования

1.

Какие газы входят в состав воздуха?

2.

Воздух прозрачен или непрозрачен?

3.

Имеет ли воздух цвет?

4.

Имеет ли воздух запах?

5.

Что происходит с воздухом при нагревании?

6.

Что происходит с воздухом при охлаждении?

7.

Как воздух проводит тепло?

     - Итак, посмотрим, что у вас получилось. (Ответы у детей разные.)

     - Кто не смог ответить на вопросы и заполнить таблицу?

     - У кого был ответ, вы можете быть твердо уверены в правильности своего вывода? (Мы не уверены в правильности своего ответа) (Слайд 6)

    - Какой следующий шаг? (Разобраться, почему возникло затруднение).

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание было предложено? (Мы должны были заполнить таблицу).

     - С какими затруднениями вы столкнулись? (У всех  ответы получились разные).

- А почему? (Мы не знаем состав и свойства воздуха).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цели урока? (Слайд 7)

- Сегодня на уроке мы будем делать открытия, проводя наблюдения и исследования. Наш класс – это лаборатория. А как называют людей, которые работают в лабораториях? (Ученые.)

- Давайте, уважаемые ученые, составим план наших действий. (Слайд 8)

- Где ученик 3 класса может найти самую достоверную информацию о составе воздуха? (Учебник.)

  1. Реализация построенного проекта и решение исходных задач.

    - Работая с учебником, вы ответили на первый вопрос.

- Что такое воздух?

- Каков состав воздуха?(Слайд 9):

- Какого газа в воздухе особенно много? (Азота.)

- Какого - совсем мало? (Углекислого газа.)

- Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.)

- Изучим свойства воздуха и занесём свои выводы в таблицу.

-Воздух прозрачен или непрозрачен?(Прозрачен.)

- Давайте сравним: тетрадь, учебник, стена, дверь непрозрачны, через них мы не видим другие предметы. А через воздух мы видим окружающие предметы.

-Имеет ли воздух цвет?(Ответы детей.)

-Действительно, доска зелёная, шкаф жёлтый, стена бежевая, растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета.

- Закройте глаза и представьте, что вы оказались в осеннем лесу. Какие запахи вы чувствуете?

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише (ручками по полу).
Деревце всё выше, выше (потянуться вверх).

- Вернёмся в город, в нашу лабораторию. Возле хлебного ларька пахнет хлебом, в аптеке и больнице пахнет лекарствами, на лугу пахнет травами и цветами, в осеннем лесу запах сырости, грибов и опавшей листвы. Имеет ли воздух запах? (Ответы детей.)

-Пахучие вещества смешиваются с воздухом, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.

- Что же происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Проведём опыты.

ОПЫТ 1

- Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Значит, при нагревании воздух расширяется.

ОПЫТ 2

- Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы видим, как вода поднимается в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.

- Почему дети на картинке зимой не мёрзнут. Кто сможет объяснить? (Слайд 10) (Дети высказывают свои предположения.)

- Правильно, ребята. Воздух плохо проводит тепло. Это ещё одно свойство воздуха.

Воздух находится везде. Он есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.

- Молодцы!

6. Первичное закрепление  во внешней речи.

- Что такое воздух?

-  О каких газах, входящих в состав воздуха вы узнали?

- Охарактеризуйте свойства воздуха.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ответьте на вопросы теста (Приложение 2):

 

Тест по теме: «Невидимое сокровище»

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

      2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

            а) азот;

            б) кислород;

            в) углекислый газ.

      3. Какими свойствами обладают воздух? 

             а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

             б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

             в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

       4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

             а) при нагревании воздух расширяется;

             б) при охлаждении воздух сжимается;

             в) воздух плохо проводит тепло.

- Сравните свой ответ (Слайд 11):

Тест по теме: «Невидимое сокровище»

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

      2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

            а) азот;

            б) кислород;

            в) углекислый газ.

      3. Какими свойствами обладают воздух? 

             а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

             б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

             в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

       4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

             а) при нагревании воздух расширяется;

             б) при охлаждении воздух сжимается;

             в) воздух плохо проводит тепло.

- У кого нет ошибок? У кого есть ошибки?

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Благодаря проведённой работе, вы узнали, из каких газов состоит воздух и свойства воздуха. А что нового вы ещё узнали про воздух?

- Попробуйте задержать дыхание и сосчитать про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

- Всё верно, несколько минут. Без еды и воды человек может прожить несколько недель или несколько дней. Без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям,  животным и человеку.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Давайте вспомним, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? (Мы должны были узнать, какие газы входят в состав воздуха и свойства воздуха.) (Слайд 12):

- Достигли ли вы цели? (Да)

- Докажите свой ответ. (Ответы детей)

-Ребята, оцените свою работу. Перед вами наша Земля, окружите ее облаками, если вы смогли открыть для себя новые знания, в самостоятельной работе не было ошибок – белое облако, если вам было что-то непонятно или вы в самостоятельной работе допустили ошибку, выберите голубое облако. А если урок был для вас очень сложным и остались непонятные вопросы – синее облако.

(Планета на доске.)

- Уважаемые учёные, свою исследовательскую деятельность мы продолжим и на следующих уроках. Желаю вам удачи. Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Вопросы по теме урока

Используйте свои знания

Ответы после изучения и исследования

1.

Какие газы входят в состав воздуха?

2.

Воздух прозрачен или непрозрачен?

3.

Имеет ли воздух цвет?

4.

Имеет ли воздух запах?

5.

Что происходит с воздухом при нагревании?

6.

Что происходит с воздухом при охлаждении?

7.

Как воздух проводит тепло?

Вопросы по теме урока

Используйте свои знания

Ответы после изучения и исследования

1.

Какие газы входят в состав воздуха?

2.

Воздух прозрачен или непрозрачен?

3.

Имеет ли воздух цвет?

4.

Имеет ли воздух запах?

5.

Что происходит с воздухом при нагревании?

6.

Что происходит с воздухом при охлаждении?

7.

Как воздух проводит тепло?



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Невидимое сокровище»

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

      2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

            а) азот;

            б) кислород;

            в) углекислый газ.

      3. Какими свойствами обладают воздух? 

             а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

             б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

             в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

       4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

             а) при нагревании воздух расширяется;

             б) при охлаждении воздух сжимается;

             в) воздух плохо проводит тепло.

Тест по теме: «Невидимое сокровище»

       1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

      2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

            а) азот;

            б) кислород;

            в) углекислый газ.

      3. Какими свойствами обладают воздух? 

             а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

             б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

             в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

       4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

             а) при нагревании воздух расширяется;

             б) при охлаждении воздух сжимается;

             в) воздух плохо проводит тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Невидимое сокровище"

Урок окружающего мира в 3 классе по программе Перспектива по теме : "Невидимое сокровище". На уроке изучаются свойства воздуха. В ходе урока использованы разнообразные формы работы: опыты, обучающий в...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Невидимое сокровище" 3 класс. (УМК Перспектива)

Тема урока: «Невидимое сокровище»Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; по...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Невидимое сокровище"

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Невидимое сокровище"...

Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире»...

Урок окружающего мира Тема: «Невидимые нити» УМК Школа России

Урок окружающего мираТема: «Невидимые нити»...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема "Невидимые нити в весеннем лесу" УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна Викто...