Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс УМК Плешакова ("Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной технологии на уроках в начальной школе помогает учителю научить детей думать критически, нести ответственность за свое усвоение знаний, учиться работать в сотрудничестве со своими одноклассниками, развивать познавательные интересы. 

Дети с помощью учителя определяют направление изучения темы, активно воспринимают изучаемый материал, соотносят старые и новые знания, формулируют выводы . Активное применение форм и методов технологии критического мышления на уроках в начальной школе помогает воспитанию творческого, думающего человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?

Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»

Цель урока: познакомить со свойствами снега, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.

Задачи урока:

Обучающие

1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.

2. Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.

3. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.

4. Проверить уровень усвоения темы.

Развивающие

1. Формировать умения детей в сфере самостоятельной   познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.

2. Развивать критическое мышление учащихся.

2. Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.

3. Развивать умение работать в группе.

4. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

5. Развивать умение формулировать выводы.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

Формируемые УУД:

Личностные:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение , приемы технологии критического мышления.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения:

  1. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2017.
  3. Цветные карандаши.
  4. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
  5. Снежинки
  6. Карточки со словами ( снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, тает, бесцветный, прозрачный, твёрдый)
  7. Листы цветной бумаги.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте , ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2. Актуализация знаний.

Ребята, кто узнал о реке, которая протекает в нашей местности?

(на доске располагаются фотографии, рисунки, печатные материалы о реках Селенге и Удэ, озере Байкал)

C:\Users\ЕЛЕНА\Desktop\фото реки селенги.jpg

- Почему Селенгу называют любимой женой Байкала?

-Кто может рассказать легенды и Селенге?

-Какие две реки сливаются на территории нашего города?

-Давайте разместим ваши рисунки в нашем художественном салоне.

- Чем река отличается от моря?

Спасибо , ребята, за ваши ответы, вы хорошо потрудились! Узнали и рассказали другим много нового и интересного!

3. Самоопределение к деятельности.

На доске появляется корзина идей.

C:\Users\ЕЛЕНА\Desktop\корзина пустая.jpg

Дети отгадывают загадки и карточки с словами- отгадками помещаются в корзину.

Все резные, кружевные –                                       Не драгоценный камень, а светится (лёд)

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (снежинки).

Распахнул я настежь двери,                                   Рыбам зиму жить тепло:

В сад гляжу – глазам не верю.                            Крыша-толстое стекло.

Эй! Смотрите, – чудеса!                                      (лед на реке, озере)

Опустились небеса!

Было облако над нами –

Оказалось под ногами! (снег)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Прочитаем тему урока на стр. 68 учебника.

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

4. Работа по теме урока.

C:\Users\ЕЛЕНА\Desktop\дерево.jpg

На доске появляется рисунок «Дерева предсказаний»

Дети отвечают на вопросы, дают ответы- предположения,  на дерево прикрепляются листочки с ответами

- откуда же берутся снег и лед?

-что общего у снега и льда?

- где вы видели лед?

- можно ли дома увидеть лед?

- если вода замерзнет, что она образует?

- когда из воды образуется лед?

Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. Прочитаем материал учебника на стр. 68-69. ( Читает учитель или хорошо читающий ученик)

Зачитываются записи на листочках ответах на дереве предсказаний, неверные убираются.

5. Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

6. Практическая работа в группах. (работа выполняется по заданиям учебника с. 68-69 и по плану , данному в рабочей тетради с.45№ 1)

Ребята, готовы стать учёными-исследователями?

- Чтобы доказать или опровергнуть наши выводы, которые мы сделали с помощью дерева предсказаний, надо провести опыты.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь слушать и слышать  друг друга, распределять работу между собой,  быть очень внимательными и дружелюбными. Дети делятся на 4 группы, по 8-9 человек в каждой.

- Откройте учебник  и определите цель наших опытов.

(Изучим свойства снега и льда)

- Работать будем по учебнику: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод. Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.

Опыт 1

- Что нам нужно для опыта?

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

- А теперь я попробую ударить по льду молотком.

- Что вы заметили?

- Закончите вывод, подставив слово-помощник.

- Проверяем. Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают.

Опыт 2

- Что нужно для второго опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулирует вывод 2 группа.

Опыт 3

- Что необходимо для этого опыта?

- Можно ли что-либо разглядеть через снег?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.

Опыт 4

- И последний опыт.

- Что необходимо для опыта?

- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.

- Что происходит с ними?

- Закончите вывод с помощью слова-помощника.

- Вывод формулирует 4 группа.

- Назовите свойства снега. группа отвечает, остальные оценивают.

- Свойства льда называет группа.

- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов?

(Изучить свойства снега и льда)

- Достигнута ли цель опытов?

Молодцы, ребята! Давайте с вами проведем аукцион знаний. ( за верные ответы дети получают снежинки от Снеговика) C:\Users\ЕЛЕНА\Desktop\снеговичок.png

Снег                                                                                                                                Лёд

Необходимо прикрепить карточки со словами в два столбика ( рыхлый, в тепле тает, белый, прозрачный, в тепле тает, бесцветный, хрупкий, непрозрачный)

7.Выполнение заданий в рабочей тетради.

№ 2 (с.46)

- прочитайте слова в левом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.

- прочитайте слова в правом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.

№ 3 (с.46)

- рассмотрите рисунки. Что общего у всех снежинок? Выполните задание самостоятельно.

8.Закрепление изученного материала.

Поиграем в путаницу. Метель налетела и перепутали все загадки с ответами.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)

Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лёд)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.
(Февраль)

Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется… (Снег)

Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)

Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз. (Сосулька)

По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне расстает вмиг
Это белый... (Снеговик)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,Белые …
(Снежинки)

На дворе - горой,
А в избе - водой.
(Сугроб)

Спасибо, ребята! Снеговик всем активным участникам дарит снежинки!

9.Рефлексия, подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- В чем различие снега и льда?

-Какие свойства снег и лед?

-Есть что-то не понятное вам?

-Оцените свою работу на уроке? ( перед детьми на пате три снежинки, грустная, веселая, равнодушная)  Поднимите снежинку, которая соответствует вашему настроению.

Спасибо, дети за урок!

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Школа России"

Конспект  урока по математике в 1 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе Школа России по теме "Красоту надо уметь замечать"

Данный урок проводится во второй четверти. Дети на этом уроке учатся замечать красоту природы, а в этом им помогает Мастер Украшения....

Конспект урока окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России" по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем".

Урок построен в форме исследования, что поможет детям, самостоятельно изучив материал его лучше усвоить. Работа в группах даёт детям возможность высказывать своёмнение. доказывать свою правоту, формир...

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс А. Плешаков ,«Школа России» Тема: «Какие бывают животные»

Конспект урока с использование технологии критического мышления.Презентация к уроку....

Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси

Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....

Конспект урока "Тела,вещества и частицы" 3 класс УМК Плешакова ("Школа России")

Конспект урока "Тела,вещества и частицы" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной технолог...