Внеклассное занятие о птицах "Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Кукушкина Ольга Викторовна

Учащиеся знакомятся  с многообразием пернатых;   на занятии формируются понятия о происхождении названий некоторых птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_-_nashi_druzya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых;   формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;   прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, пословицы о птицах, рисунки детей.

Ход  мероприятия

 На доске - пословицы   о птицах, рисунки  детей.

  1. Вступительная часть.

Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Читает учитель.

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Учитель. Тема нашего мероприятия спрятана в загадке.

Слайд 1.

Ученик.  Снится ночью пауку

                      Чудо-юдо на суку:

                      Длинный клюв и два крыла,

                      Прилетит – плохи дела.

                      А кого паук боится?

                     Угадали? Это… (птица).

2. Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе  много. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

  Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первое стремление научиться летать зародилось у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик читает стихотворение.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им на чужбине снился

Мой домик среди ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!

В класс входят в театральных костюмах ребята (6класс), изображающие разных птиц.

 3. Представление птиц.

Грач.  Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый черный грач.

Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.

Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если  бы не вы, ребята, то умерли бы мы зимой от голода. Спасибо, вам, дети, за птичьи «столовые».

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Учитель. Большое спасибо, нашим птицам! Просим вас занять почетные места.  

«Птицы» рассаживаются по местам.

 Учитель. Ребята приготовили  загадки, послушайте и отгадайте о ком они. ( Отгадка   сопровождается показом птицы.)

Слады 2,3,4.

    Ученик. Маленький мальчишка

                    В сером армячишке

                   По дворам шныряет,

                   Крохи собирает. (Воробей.)

   

     Ученик.  Непоседа пестрая,

   Птица длиннохвостая,

   Птица говорливая,

   Самая болтливая. (Сорока.)

 

Ученик. Черно-белая манишка,

   Подвижный, с рыжинкою хвост…

   На селе любой парнишка

   Сразу скажет: («Горихвост!»)

 

5. Игра  «Почтовый ящик».

Слайды  5,6

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо-описание, учащиеся должны отгадать птицу.

Описание первое:

  «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм  под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

О т в е т: поползень.

Описание второе:

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

О т в е т: щегол.

 

6. Физминутка «Прилетели птицы».

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Учитель.  Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Учитель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

     Учитель.  Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

– Все вы молодцы!

 7. Кроссворд «Берегите птиц».

Слайд 7.

Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

В о п р о с ы  к  к р о с с в о р д у:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. Весь день рыбак в воде стоял,

 Мешок рыбешкой набивал.

 Закончив лов, забрал улов,

 Поднялся ввысь и был таков.

(Пеликан.)

3. Окраска – сероватая,

 Повадка – вороватая.

 Крикунья хрипловатая,

 Важная персона –

 Это я … (ворона).

4. Прилетел к нам, наконец,

 Лучший наш певец.

 Дни и ночи напролет

 Он поет, поет, поет. (Соловей.)

5. Сероспинный, красногрудый,

 В зимних рощах обитает,

 Не боится он простуды,

 С первым снегом прилетает.

(Снегирь.)

      6. Спинка зеленоватая,

 Грудка  желтоватая,

 Черненькая шапочка

 И полоской галстучек. (Синица.)

7. Серенькая птичка,

 Птичка-невеличка,

 Шеей вертишь ты всегда,

 Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

8. Кто там прыгает, шуршит,

 Клювом шишки потрошит?

 Голоском речистый,

 «Кле! Кле! Кле!» – поет со свистом. (Клест.)

9.  У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (Цапля.)

10. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел.)

11. Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин.)

12. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

Ключевые слова: «Берегите птиц».

9. Работа с пословицами.

Учитель. Ребята, много пословиц и поговорок посвятил  народ нашим пернатым друзьям. Давайте объясним их смыл, как вы их понимаете?

  1. Не нужна птице золотая клетка,   лучше – зеленая ветка.
  2. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  3. Красна птица пеньем, а человек ученьем.
  4. Слово -  не воробей вылетит – не поймаешь.

8. Рефлексия

Учитель. Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, каких птиц вы запомнили? Как  будете относиться к птицам?  В заключении послушайте стихотворение – наказ.

    Ученик.         Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

                           Летают стаи голубей!             Муса Джангазиев

Использованная литература

 1.Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель,2006

2.Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. - М.: ВАКО,2006

3.Персидская И. В., Фонова Г.А. Классные часы.  1-4 классы. - Волгоград: Учитель,2006

4. Ресурсы Интернета:

Электронное пособие

1. Воспитание в школе. Классные часы в начальной школе (компакт-диск) - Волгоград: Учитель,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие: МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ!

Тема Москвы, как бы она не называлась: «Москва – столица нашей Родины», «Мы приехали в Москву», «Я шагаю по Москве» или как-то другому, всегда волновала и волнует и взрослых, и детей.Тема Москвы имеет...

Конспект занятия "Дорожные знаки-наши друзья"

Технологическая карта занятия...

Тема внеклассного занятия: Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

Тема:  Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского«Крокодил Гена и его друзья»). Задачи:  Предметные:  развитие умения выразительного, беглого, осмысленного чте...

Тема внеклассного занятия: Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

Тема:  Как найти настоящих друзей?(отрывок из книги Эдуарда Успенского«Крокодил Гена и его друзья»). Задачи:  Предметные:  развитие умения выразительного, беглого, осмысленного чте...

Конспект внеклассного занятия по здоровьесбережению "Наши друзья- витамины". Презентация "Наши друзья- витамины"

Цель занятия:Развивать мотивацию здорового образа жизни.Сформировать отношение детей к витаминам, как жизненно-необходимым веществам.Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах как обязательном компон...

Внеклассное занятие "Я и мои друзья"

Внеклассное занятие "Я и мои друзья"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Наши друзья - животные

       - Формировать  представление об универсальной ценности домашних животных как представителей живой природы, понимания связи человека и природы....