Планирование УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Нежибецкая Вита Ивановна

Планирование и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx66.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

Пояснительная записка

         Программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2019 -2020 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Нахабинская гимназия №4», авторской программы под редакцией Плешакова А.А. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир.  М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - . М.: Просвещение, 2019.

Цели и задачи курса

         Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

        Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

                                       

                                        Общая характеристика курса

        Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.       

          В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

           В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

          1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

          2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

          3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место курса в учебном плане

        Во 2 классе на уроки  окружающего мира отводится 68 ч (2 ч в  неделю, 34 учебных недели), но с учётом праздничных и каникулярных дней запланировано 63ч.

      Логика изложения и содержание программы «Окружающий мир» полностью соответствует авторской программе  А.А. Плешакова. Так как курс «Окружающий мир» является интегрированным, то при составлении календарно-тематического планирования добавлены темы по ОБЖ.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

       У второклассников продолжается:

  •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

         Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  •  различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Содержание учебного курса

Раздел программы

Программное

содержание

Основные виды  деятельности учащихся

«Где мы живём?»

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.

Наше отношение к окружающему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн России; анализировать информацию учебника, 

приводить примеры народов России, 

различать национальные языки и государственный язык России; работать со взрослыми; извлекать из различных источников сведения о символах России;

формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке; сравнивать город и село;

рассказывать о своём доме по плану;

формулировать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта;

собирать информацию о выдающихся земляках; проводить презентацию с демонстрацией фотографий; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; классифицировать объекты окружающего мира;

 выполнять тестовые задания учебника;

оценивать свои достижения и достижения учащихся.

«Природа»

20ч

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь.

Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;  классифицировать объекты природы по существенным  признакам;

 различать объекты неживой и живой природы; работать в паре: обсуждать свои  выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; различать объекты и явления природы; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

практическая работазнакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа.

Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете.

Практическая работаисследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы  

полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы;

работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;  работать в пареанализировать схемы,  показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Устанавливать по схеме различия между группами растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паресоотносить группы животных и их существенные признаки;

работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги. Устанавливать взаимосвязи в природе;

моделировать изучаемые взаимосвязи;

выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить информацию о растениях. Сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. Определять породы кошек и собак; объяснять необходимость  ответственного отношения к домашнему питомцу. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).  Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

предлагать аналогичные правила;

распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу.

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/  неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

«Жизнь города и села»

10ч

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего города. Строительство в селе.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению  учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.        

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, 

анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. Классифицировать предметы по характеру материала; прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); - сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;- рассказывать о строительных объектах в своём селе; - предлагать вопросы к тексту.

Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова;  запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

Различать учреждения культуры и образования; приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе. Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

определять названия профессий по характеру деятельности; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; распределять обязанности по подготовке  проекта;  

интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. Выполнять тестовые задания учебника;

 оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных;

наблюдать за поведением зимующих птиц. Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; 

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

«Здоровье и безопасность»

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

 Называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека.

Рассказывать о своём режиме дня;

 составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; различать продукты растительного и животного происхождения; формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. Моделировать сигналы светофоров;

характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

 соотносить изображения и названия дорожных знаков;

 формулировать правила движения по загородной дороге. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

формулировать правила безопасного поведения в быту; узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

 Характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара;  моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; находить в Интернете информацию о работе пожарных, 

готовить сообщение. Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; различать съедобные и ядовитые грибы; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.  Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; 

оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

«Общение»

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

 Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;  формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.  

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект. Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения;

моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях.

Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

«Путешествия»

18ч

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие  достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

различать стороны горизонта, 

обозначать их на схеме; анализировать текст учебника;

формулировать вывод о форме Земли.

Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы ;  

осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;  сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края.

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;  обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.  Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;  знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты;

учиться правильно показывать объекты на настенной карте.  

Распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования; презентовать свои проекты. Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы;  описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов;

совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля;  находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

 соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

 Находить материки на карте мира;  знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

 готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги;  

распределять обязанности по выполнению проекта;  

готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

 Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; 

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами;

 обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Формы организации учебных занятий  и средства текущего контроля

        Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий и уроков путешествий. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

       Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

      При организации учебного процесса используются:

  • информационно - коммуникационные технологии;
  • проблемно-диалогическая технология;
  • организации учебного сотрудничества;
  • проектно-исследовательская деятельность.

          Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят их нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

         Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

По

плану

По факту

Родная страна.Чрезвычайные ситуации. Что это такое?

02.09

Город и село. Проект «Родной город».

06.09

Природа и предметы, созданные человеком.Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

09.09

Природа в опасности!Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

13.09

Неживая и живая природа.Наводнения. Причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

16.09

Явления природы

20.09

Что такое погода.Службы экстренной помощи.

23.09

В гости к осени (экскурсия)

27.09

В гости к осени.Практическое занятие. «Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

30.09

Звёздное небо

04.10

Заглянем в кладовые Земли.От чего зависит наше здоровье.

05.10

Про воздух…

14.10

…И про воду.Как живёт наш организм. Из чего состоит тело человека

18.10

Какие бывают растения

21.10

Какие бывают животныеНаши органы. Органы дыхания

25.10

Невидимые нити

28.10

Дикорастущие и культурные растения.Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных болезней.

01.11

Дикие и домашние животные

08.11

Комнатные растения.Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическое занятие. «Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе, ушибе»

11.11

Про кошек и собак

15.11

Красная книга.Травмы, порезы, ссадины и царапины. Практическое занятие. «Оказание первой помощи»

25.11

Будь природе другом.

29.11

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».Ожоги. Обморожения. Практическое занятие. «Оказание первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях»

02.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

06.12

Что такое экономика.Отравления. Причины, признаки отравлений. Первая помощи при отравлении

09.12

Из чего что сделано

13.12

Как построить дом.Чистый воздух, его значение для жизни человека. Причины загрязнения

16.12

Какой бывает транспорт

20.12

Все профессии важны. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад

23.12

Проект «Профессии»

27.12

В гости к зиме (экскурсия).Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности.

10.01

В гости к зиме

13.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности.

17.01

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

20.01

Строение тела человека.Ориентирование на местности. Практическое занятие по отработке способов ориентирования.

24.01

Если хочешь быть здоров

27.01

Берегись автомобиля!Наши озеро, река, пруд. 

31.01

Домашние опасности

03.02

Пожар!Меры безопасности в осеннее и зимнее время.

07.02

На воде и в лесу

10.02

Опасные незнакомцы.Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

14.02

Проект «Подробнее о лесных опасностях»

28.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».Движение пешеходов по дорогам.

02.03

Наша дружная семья

06.03

Проект «Родословная».Элементы дорог. Правила перехода дорог.

13.03

В школе

16.03

Правила  вежливости.Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

20.03

Ты и твои друзья

23.03

Мы – зрители и пассажиры.Дорожные знаки. 

27.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

30.03

Посмотри вокруг…Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. 

03.04

Ориентирование на местности

04.04

Формы земной поверхности.Обязанности пассажиров

13.04

Водные богатства.

17.04

В гости к весне (экскурсия)Будь внимателен, пешеход! Наиболее безопасный путь в школу и домой. Практическое занятие «Улицы города»

20.04

В гости к весне

24.04

Россия на карте. Современное жилище. Чем оно опасно для человека. Электричество и газ как источники возможной опасности

27.04

Проект «Города России».

08.05

Путешествие по Москве. Московский Кремль и Красная площадь.Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

15.05

Город на Неве.

18.05

Земля на карте. Путешествие по материкам и частям света.

Как вести себя со злоумышленниками

22.05

Страны мира. Проект «Страны мира».

25.05

Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при пожаре.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...