Обобщение знаний по теме: "Животноводство" 4 класс ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Письменкова Тамара Васильевна

Конспект урока, презентация, мульмедиа файлы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnovodstvo4klass.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

       познакомить учащихся с одной из отраслей сельского хозяйства – животноводством;   с особенностями разведения и содержания домашних животных;  профессиями людей, занятых в животноводстве;

       развивать познавательную активность учащихся;

       учить анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы;

       воспитывать бережное отношение к продуктам животноводства;

     прививать любовь к животным.

 

Оборудование:

  •  компьютер;
  •  схемы, картинки с изображением животных и продуктов животноводства;
  •  диск с записью фильма «Животноводство в нашем крае»;
  •  магнитофон и запись мелодии для физминутки.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

- А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок о природе, в которой единое целое связан человек,  растения, животные.

       1 ученик                                                                   2 ученик

Посмотрите вокруг –                                          Отчий край!

Зачарует краса:                                                   Вишнёвые рассветы,

Нету края прекраснее нашего!                          Двух морей и неба синева…

Золотятся хлеба,                                                 Разве можно быть здесь

Зеленеют леса,                                                                        не поэтом,

Даль морская лазурью украшена…                    Если сами просятся слова.

- Красива и щедра природа нашего края! Давайте будем рачительными хозяевами нашей малой Родины.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы изучали тему «Растениеводство».

- Вспомним эту тему и проверим домашнее задание.

1) Фронтальный опрос.

  • Что такое растениеводство?
  • Для чего нужно растениеводство?
  • Распределите культурные растения по группам (зерновые, кормовые, прядильные, овощные, плодовые).

(Работа  у  доски)

  • Основной продукт питания?
  • Какие культуры дают нам хлеб?
  • После зерновых по важности идёт…..
  • Люди каких профессий заняты в растениеводстве? (Хлеборобы, хлопкоробы, садоводы, овощеводы)

2) Проверка заданий из Рабочей тетради.

Вопрос 5.   Перечисли продукты растениеводства, которые ты сегодня съел?

Вопрос 6.  Какие книги о культурных растениях есть у тебя дома. Расскажи интересный факт из этой книги.

(Проверка задания, выполненного  на доске)

3) Тест «Растениеводство» (Ответы учащихся на листочке.)

  1. Растениеводство – это:

                        а) выращивание цветов;

                        б) выращивание овощей;

                        в) выращивание культурных растений;

  1. Укажите строку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

                        а) картофель, подсолнечник, лён, земляника;

                        б) кабачок, огурец, капуста;

                        в) овёс, рожь, ячмень, пшеница;

  1. Какое растение даёт нам белый хлеб?

                        а) пшеница;

                        б) овёс;

                        в) рожь;

  1. К прядильным культурам относится:

                        а) люцерна;

                        б) лён;

                        в) клевер;

  1. Отметьте кормовые культуры:

                        а) клевер;

                        б) люцерна;

                        в) хлопок;

                        г) рожь;

  1. В какой строке перечислены сельскохозяйственные профессии:

                        а) ткач, газосварщик, геолог;

                        б) комбайнер, овощевод, хлопкороб;

                        в) инженер, механик, учитель.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга.

На экране ответы: 1 в;   2 в;    3 а;    4 б;   5 а, б;     6 б.         

- Какие  культурные растения выращивают в нашем районе? (Зерновые культуры, картофель, кормовые культуры)

III.     Новая тема.

- О чём пойдёт речь на уроке вы узнаете, отгадав загадки.

Сама пестрая,
Ест зеленое.
Дает белое.  (Корова)

Хвост крючком.
Нoc пятачком. (Свинья)

У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

Кто не прядет, не ткет.
А людей одевает? (Овца)

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки! (цыплёнок, утёнок)

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба)

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой;

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- О ком были загадки?

- Для какого направления сельского хозяйства растениеводство является сырьевой базой?

(После  ответа  появляется запись: ЖИВОТНОВОДСТВО.)

ЖИВОТНОВОДСТВО – разведение полезных сельскохозяйственных животных. (Из толкового словаря С. И. Ожегова)

- Как вы думаете, кто занимается разведением домашних животных?

- Животноводы.

- Как животные попали к человеку?

(Рассказ   ученика)

В глубокой древности люди добывали себе пропитание, собирая дары природы в мире растений, рыбалкой и охотой на диких животных. Убивая взрослых животных, древние охотники не всегда могли убить и их детёнышей. Ведь они забавные и красивые, и, наверное, малыши бежали следом за охотниками, которые уносили убитую мать, или охотники забирали их сами домой. Дома с детёнышами играли дети охотников, люди привыкли к ним и так многие животные, вырастая рядом с людьми, одомашнивались.

Кроме того, охотники достаточно быстро выбивают в округе диких животных и или надо с каждым разом уходить на охоту всё дальше, где есть дикие животные, или переселяться на новые места. Древние люди сообразили, что если развести домашних животных, тот не нужно будет искать, выслеживать и убивать диких. Охота давала людям мясо и шкуры, пух, яйца. Всё это могли дать людям и домашние животные. Для этого их надо развести. Так много тысяч лет назад из охоты возникло животноводство – разведение домашних животных. Не все люди – охотники стали животноводами. Многие так и остались охотниками даже в наше время.

- Для чего животноводы занимаются разведением домашних животных?

(Продукты питания, дают шерсть, пух, кожу для изготовления  одежды, обуви).

- Домашние животные очень разнообразны. Чтобы рассказать о животных наши дети поработали в группах и приготовили сообщения. Давайте послушаем их.

 Первая отрасль животноводства – разведение крупного и мелкого рогатого скота.

Корова.   1) О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу – молоко, люди узнали около 3 тысяч лет назад. Много веков назад охотники стали приводить молодых турят и приручать их. От туров пошли домашние коровы. Стада коров и быков разводили только ради мяса и шкур, после  стали впрягать сильных животных в плуг, перевозить на них грузы.

2) Про корову говорят: кормилица. Она даёт молоко, а молоко – это и масло, и сливки, и сметана, и простокваша, и творог. Корова даёт в сутки более 20 литров молока. Коровы – рекордистки ярославской породы дают до 80 литров молока в сутки! Чтобы коровы давали много молока, за ними нужно правильно ухаживать и хорошо кормить.

- В  нашем районе основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. А крупнейшим сельхозпроизводителем  - ТНВ «Красный Октябрь». 

Овца.   Овца кормит человека, поит, одевает, обувает. Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр – брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы и тулупы, шапки. А из кожи изготавливают обувь. Особо ценится овечья шерсть. Из неё делают валенки, вяжут кофты, шапочки, рукавички.

Овцы безрогие или с небольшими рожками. У баранов хорошо развиты рога. Овцы бывают белые, чёрные, серые, рыжие. Стригут овец весной и осенью. Тонкорунных овец (белых) только один раз в год – весной.

Коза.   Домашние козы дают молоко – очень ценный и лечебный продукт. Тёплые, лёгкие и мягкие платки вяжут из козьего пуха в Оренбуржье. Козы неприхотливы и очень выносливы, умны и хитры.

- Овца и коза – это мелкий рогатый скот.

Свинья. 1) Домашние свиньи произошли от дикой свиньи или кабана. Считается, что свинья – второе после собаки одомашненное животное. Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает хорошим чутьём и узнаёт ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. Свинья хорошо плавает.

2) Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Их кормят зерном, варёным картофелем, свеклой, кукурузными початками, дают молодую траву. Важно следить за чистотой в помещении, где содержатся свиньи. Их разводят для получения мяса, сала, жира. Щетина свиньи используется для изготовления сапожных щёток, кожа – для изготовления обуви.

- Детёныши этих животных питаются молоком. Они называются млекопитающие (звери).

- Следующая отрасль животноводства – ПТИЦЕВОДСТВО.

Куры.  У простого деревенского петуха много родственников: белая куропатка, тетерев – косач, глухарь, фазан. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты – мясо, яйца, из которых можно приготовить множество самых разнообразных блюд, кроме того, от них получают перо и пух.

Курица – несушка даёт в год 200-220 яиц. Она не спешит сойти с гнезда после того,  как снесла яйцо. Наседка сидит на яйцах, не притрагиваясь к корму, цыплята вылупляются на 20-21 день. Они следуют за мамой, но с двухнедельного возраста становятся самостоятельными кур и петухов в Индии считали священными солнечными птицами.

- Крупным хозяйством нашей области по разведению кур, получению яиц является птицефабрика «Снежка».

Гуси – водоплавающие важные птицы. У них длинная шея и короткие красные ноги. Три передних пальца соединены плавательной перепонкой. Клюв массивный, плотный. Питаются гуси травой, листьями, плодами, семенами. Окраска у них белая. По повадкам  гусей в старину определяли погоду: гусь ныряет – к дождю, стоит на одной ноге или прячет голову под крыло – к стуже. Гуси дают человеку мясо, пух, перо. А гусиный жир – лучшее народное средство от обморожения.

Утки.   Уток стали разводить 3 тысячи лет назад. Для этого была выбрана кряква. От неё и унаследовали домашние утки своё кряканье. Домашние утки не умеют высиживать утят, зато могут нести до 300 яиц в год. Утиные яйца в пищу не идут, а в основном используются для выведения утят. Разводить уток выгодно. Они растут быстро и за 70 дней набирают вес 3-4 кг. Мясо их вкусное, ценится и мягкий пух, и прочное перо.

- Этих птиц разводят в личных хозяйствах нашего района.

IV.   Физкульминутка.

- Я уверена, вы узнали эту музыку.

-  Давайте станцуем веселый танец утят.

(Включается музыка – “Танец утят”)

V.   Работа над новой темой.

- Следующей отраслью животноводства является РЫБОВОДСТВО.

Карп.   Эта рыба, распространённая по всему земному шару, живёт в прудах и водоёмах. Греческое слово «карп» означает «приплод». Карпы удивительно плодовиты. Их самки мечут по несколько сотен тысяч икринок. Карпы малоподвижны и прожорливы, поэтому быстро растут. Хотя эта рыба крупная им не нужен простор. В небольшом пруду может жить много карпов – было бы достаточно еды.

Карп – культурная, т. е. выведенная человеком, форма сазана. Есть карп чешуйчатый, зеркальный. Во многих хозяйствах разводят карпов.

- В нашем районе  крупными озёрами, где разводят карпов и других рыб, являются озеро Брус, Бахаевка, озеро в с. Пятовск.

- Следующей отраслью животноводства является ПЧЕЛОВОДСТВО.

Пчёлы.   Люди называют пчёл хлопотуньями, труженицами. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. С помощью волосков пчела переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних лапках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. У пчёлки большие глаза. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар  и воду. Особое вещество – воск – выделяют железы, расположенные на брюшке пчелы. Пчёлы дают людям очень ценный продукт – мёд. Это еда и лекарство.

Из воска делают много полезные вещей: кремы, мази, свечи. Пчёлы вырабатывают пчелиный яд и прополис – пчелиный клей. Они лечат десятки болезней. За мёд, воск, прополис люди делают для пчёл ульи – домики, в которых пчёлы живут. Та часть луга, где расположены ульи, называется пасекой. Работник на пасеке – пасечник.

- Вот мы рассмотрели основные отрасли животноводства.

- Но ещё люди в частном секторе разводят  лошадей, кроликов. (Показ слайдов)

Лошади – перевозят тяжёлые грузы, вспахивают огороды. Мясо лошадей – колбаса, сервелат;  кожа – одежда, обувь, ремни. Верховая езда. Хороший конь стоит дороже нового автомобиля.

Кролики – мясо (диетическое), шкурки – шапки, шубки.

VI.   Закрепление.

1) Итак, из каких отраслей состоит животноводство? (Схема)

(Обобщение ответов детей)

- Какие продукты питания мы получаем от  домашних животных?

- Почему наша пища  должна быть разнообразной?

2)     Люди каких профессий заняты в животноводстве?

 (Доярки, телятницы, пастухи, птичницы, рыбоводы, пчеловоды, электрики, механизаторы, шофёры и др.)

- Животные, как и люди, иногда болеют. На помощь им тоже приходит доктор.

ВЕТЕРИНАР – означает «лечащий скот». Дна из древних профессий на Земле. Первые ветеринары появились в пастушьих племенах. Уже в то время для лечения животных применяли травы, например, полынь. В наши дни есть специальные ветеринарные больницы. На всех животноводческих фермах работают врачи – ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой в помещениях, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают прививки от заразных болезней. Ветеринары должны хорошо знать повадки животных, уметь распознавать признаки их болезней. В этом им помогают точные медицинские приборы и лекарства.

А выводят новые породы животных – зоотехники. 

3)  Кормом домашних животных являются:

Трава – сено, сенаж, силос;

Зерно – комбикорм;

Кормовая свекла, картофель.

4)  Как связаны между собой животноводство и промышленность?

Строят специальные заводы, где делают комбикорма, промышленность выпускает механизмы, которые помогают убирать навоз, раздавать корма, аппараты, с помощью которых доят коров. Продукцию животноводства перерабатывают на фабриках, заводах, упаковывают и она поступает в магазины. Одним из ведущих предприятий по переработке продуктов животноводства в нашей стране является ТНВ «Сыр Стародубский», расположенный в нашем городе, продукция которого пользуется спросом далеко за пределами нашей области.  На ежегодной выставке достижений сельского хозяйства «Золотая осень» продукция завода получает золотые и серебряные медали.  

(Картинки с продукцией завода на доске)

5)  Работа с тетрадью стр. 32:

Вопрос 2:  Соедини стрелками, к каким группам относятся домашние животные?

Вопрос 3:    По рисункам узнай домашних животных, подпиши названия.

6)  Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

(Фильм «Животноводство в нашем крае»)

 Разведение крупного рогатого скота, рыбоводство, пчеловодство (в основном частное), птицеводство – в области.

VII.    Итог  урока.

Кроссворд «Животноводство».

                                                                                                         

- Все хорошо поработали на уроке. За работу на уроке на память – открытки домашних животных.

VIII.   Домашнее  задание.

  1. Прочитать статью  в  учебнике, ответить на вопросы.
  2. В «Рабочей  тетради» задания № 4, № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....

Тема: Обобщение знаний о глаголе. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Обобщение знаний о глаголе»Цели урока: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не; обобщить знания о единственном и...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты:  Предметные:   -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...