Конспект урока по окружающему миру "Пожар"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рябова Юлия Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру "Пожар". 2 класс. Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozhar.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пожар!»

Цель: расширение знаний обучающихся о пожаре.

Задачи:

Образовательная: расширение знаний обучающихся о пожаре; знакомство обучающихся с основными причинами возникновения пожаров и правилами поведения при пожаре в быту.

Развивающая: развитие у обучающихся мышления, логики, развитие умений сравнивать и делать выводы, развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, развитие умений правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать.

Воспитательная: воспитание у обучающихся ответственности за собственное здоровье, прививать навыки осторожного обращения с огнём.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс, ч. 2. А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011; демонстрационный материал – презентация; раздаточный материал – карточки с заданиями; теннисный мяч.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

(1 мин)

Здравствуйте! Проверьте все ли у вас готово к уроку окружающего мира. На парте должны лежать учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II. Повторение

(5 мин)

Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Правильно. Сейчас я раздам вам тетради с тестами. Откройте стр. 46. Найдите тему «Домашние опасности». Выполняем тест самостоятельно.

Домашние опасности.

Выполняют тест.

III. Объяснение нового материала

(20 мин)

Ребята, посмотрите на экран. Сейчас я покажу вам небольшой фрагмент из одного мультфильма.

Учитель показывает фрагмент о пожаре из мультфильма «Кошкин дом».

Что вы сейчас наблюдали на экране?

Сегодня, ребята, именно о пожаре и пойдет речь на уроке (слайд 1).

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества (слайд 2).

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

Как вы считаете, огонь – наш друг, или огонь – наш враг?

Итак, ребята, у нас возникла проблема: огонь – наш друг, или огонь – наш враг? Нам нужно решить ее.

Сейчас я разделю вас на две группы. 1 группа должна написать, когда огонь для нас друг, а 2 группа, когда огонь – враг. Посмотрим, что у нас получится.

1 группа: огонь - друг.

Действительно, ребята

Нам без доброго огня обойтись нельзя ни дня,                                                 Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.                             Он - приветливое пламя поднимает, будто флаг.                                      Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет (слайд3).

2 группа: огонь - враг.

И с вашей группой я согласна. Если с огнем обращаться неумело, то он становится нашим врагом.

Злой огонь – огонь пожара,                  Злой огонь – огонь войны!                     От безжалостного жара                        Дни темны,                                      Поля черны.                                            Жители земного шара,                Граждане любой страны                Злой огонь гасить должны! (слайд 4)  

Ребята, какой же вывод мы можем сделать, огонь нам друг или враг?

Ребята, а где же может произойти пожар?

А сейчас я предлагаю посмотреть вам небольшой мультфильм. Смотрим внимательно, потому что потом я задам вопросы.

О чем этот мультфильм?

Что вы для себя полезного отметили из этого мультика?

Ребята, а сейчас разделитесь на 3 группы. Подумайте и предложите, какие мероприятия можно провести по охране леса от пожара (слайд 5).

Фронтальная проверка.

Как вы думаете, где бывает самый страшный пожар, который может унести даже жизнь человека? (слайд 6)

А из-за чего может произойти пожар в доме? (слайд 7)

Вы правы! А сейчас я разделю вас на 3 группы, попробуйте самостоятельно продумать правила, что нужно делать, чтобы пожар не случился? Запишите эти правила, а мы потом вместе их обсудим.

Фронтальная проверка.

А теперь откройте свои учебники на стр. 23. Там уже дана готовая памятка, давайте прочитаем её и сравним с вашими.

Отлично, многие правила из вашей памятки сошлись с правилами памятки из учебника. Обязательно запомните эти правила!

Ребята, а кто из вас знает, по какому номеру нужно звонить, чтобы вызвать пожарных? (слайд 8)

Правильно!

Ребята, когда мы звоним в пожарную службу, мы должны соблюдать спокойствие, наша речь должна быть четкой и правильной. Если мы будем кричать в трубку, что у нас пожар, то пожарные ничего не поймут, где пожар, что горит, кто им звонит и это займёт много времени.

Посмотрите на слайд. Я подготовила вот такую памятку. По этим вопросам вы должны четко давать ответы, когда звоните в пожарную службу.  

Ребята, давайте попробуем представить, что у вас дома случился пожар. Сейчас два человека попробуют разыграть такую ситуацию, один человек будет пожарным, а второй – тот, у кого случился пожар. Отвечать вы должны четко и быстро. Можете обращаться к памятке на экране (слайд 9).

Так кто же приходит на помощь, когда случился пожар?

А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой обучающий мультфильм, как вести себя, если в доме случился пожар.

                                                             Ребята, какие правила вы запомнили из этого мультфильма?

Но бывают и такие случаи, когда первыми на помощь приходят соседи, знакомые и даже простые похожие, которые шли мимо. И даже дети в этих ситуациях бывают героями.

Ребята, мы уже с вами говорили о том, что на помощь к нам приходят пожарные. Но бывают и такие случаи, когда первыми на помощь приходят соседи, знакомые и даже простые похожие, которые шли мимо. И даже дети в этих ситуациях бывают героями. Сейчас я расскажу вам об одной такой героине.

Эта история произошла в 2007 году в деревне Кораблёво, Челябинской области.

Уроков не было, и Вика Бриленко пошла в гости к однокласснице Варе. Её дом – в самом конце улочки на окраине села. Уже издали Вика увидела, что из-под крыши дома идёт густой дым. Но отважную девочку это не остановило, она только прибавила шагу.

Когда открыла входную дверь, та оказалась не заперта. А в сенях стояли и громко ревели от страха подружка Варя, её пятилетняя сестричка Аня и четырёхлетний брат Алёша. Вика сняла с себя курточку, кофточку, накинула одежду на раздетых ребятишек, взяла их за руки и быстро вывела их на улицу. Как оказалось, очень вовремя – буквально через минуту весь дом оказался охвачен пламенем.

К сожалению, деревянный Дмишко отстоять не удалось. У семьи Вари Кузнецовой сгорело всё. Виновником пожара оказался четырёхлетний Лёша – очаровательный белобрысый малыш, который для эксперимента поджёг обои в комнате. А старшие сестрёнки, как водится, за ним не уследили. Но самое главное, что все дети остались живы (слайд 10).

За этот героический поступок Вика Бриленко была награждена медалью «За отвагу на пожаре» (слайд 11)

Медалью «За отвагу на пожаре» награждаются работники пожарной охраны, военнослужащие и другие граждане:

• за смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров, спасении людей, собственности и имущества граждан от огня;

• за отвагу, мужество и настойчивость, проявленные в целях предотвращения взрыва и пожара.

Смотрят фрагмент мультфильма.

У кошки в доме произошел пожар.

Высказывания детей.

1 группа:

На огне можно приготовить еду. С помощью огня можно осветить комнату. Огонь даёт человеку тепло, обогревает его жилище.

                                         

2 группа:

Пожар в доме, в лесу, в подъезде и др.

                                          Огонь нам друг, но если с ним обращаться не умело, то он становится нашим врагом.

В доме, в лесу, в подъезде и т.д.

                                         

Смотрят мультфильм.

О пожаре в лесу.

Что не нужно разводить костер в лесу, а если вдруг случился пожар, то нужно сбить огонь курткой или присыпать землей, нужно бежать, откуда дует ветер, сообщить в пожарную службу.

Предполагаемые ответы детей.

Пожар в доме.

Кто-то забыл выключить утюг, кто-то подогревал чайник, а рядом висело полотенце, и оно может загореться, замыкание

В группах пробуют составить памятку.

Читают памятку в учебники.

01.

2 человека разыгрывают ситуацию.

Пожарные.

Смотрят обучающий мультфильм.

Нельзя играть со спичками; нельзя перегружать электричество; нельзя загромождать проход к выходу; во время пожара нельзя пользоваться лифтом; чтобы выйти из дома, нужно намочить платок водой и приложить к носу, накрыться одеялом, взять фонарь и спуститься по лестнице. Не забыть позвонить 01.

Слушают учителя.

IV.Закрепление

(12 мин)

А сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».    

У меня в руках мячик. Я буду давать мячик кому-то из вас и говорить стихотворную строчку, а ваша задача её закончить. Вы должны быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать мячик другому человеку. Если участник ответил неправильно, то мяч возвращается мне.

Этот шарв руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет …

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в …?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над…?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг…?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг…?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …

Ученик.    Предметы.

Помни, каждый гражданин,

Этот номер…

Дым увидел – не зевай.

И пожарных…

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнём…

Молодцы!

Ребята, мы много сегодня говорили о пожаре, о правилах поведения при пожаре. Поэтому сейчас вы будете работать в своих рабочих тетрадях. Откройте стр. 15. Выполните №1 и 2 самостоятельно. Можете пользоваться учебником.

Фронтальная проверка.

Злой пожар.

                                                 В квартире.

Утюг.

Играл.

Газом.

Костёр.

Траву.

Предметы.

«01».

Вызывай.

Опасно!

Выполняют задания в рабочей тетради.

V. Итог

(2 мин)

Ребята, что нового и полезного для себя вы узнали сегодня на уроке?

Оценивание работы класса в целом и индивидуально.

Высказывания учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...