РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx93.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                    Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского

                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

       Директор МБОУ ЕСОШ №7

    им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/

                                                                            приказ от «____» ________ 2019 г. № ______

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по окружающему миру

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «б» класс

Количество часов: 65 часов

Учитель: Енина Марина Алексеевна

Год составления: август 2019 год  

ст. Егорлыкская

Ростовская область

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года)
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
    «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  3. Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
  4. Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им О.Казанского ст. Егорлыкская на 2019-2020 учебный год
  5. Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утверждённого приказом от 12.07.2016 года № 141

Рабочая программа по окружающему миру разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы автора А.А.Плешакова, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебник:

А.А.Плешаков «Окружающий мир 3 класс», Москва, «Просвещение», 2018 год.

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится  в 3 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, в том  числе 4 часа для проведения контрольных работ, 4 часа для проведения проверочных работ, 2 часа для проведения экскурсий, 16 часов для проведения практических работ, 6 часов для проектов.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году (24.02, 09.03 и 04.05.2020), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях  пятидневной  рабочей  недели  рабочая программа составлена на 65 часов.

Сокращение часов проведено за счёт уплотнения программного материала.

Вместе с тем сохранён полный перечень тем, программа будет выполнена в полном объёме.

Срок реализации программы 1 год.

2.  Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

• осознание своей этнической принадлежности;

• восприятие историко-географического образа России;

• чувство гордости за свою Родину;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• осознание себя как гражданина России;

• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  Обучающийся  научится:

 - организовывать свою деятельность,

 - готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами);

 - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Обучающийся получит возможность научиться:

 - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; 

 - ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой);

 Познавательные УУД

Обучающийся научится:

 - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

 - наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

 - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

Обучающийся получит возможность научиться:

 - осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

 - сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернета;

 Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

 - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

Обучающийся получит возможность научиться:

 - оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

 - планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • определять место человека в мире;
  • распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
  • объяснять круговорот воды в природе;
  • определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;
  •  устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;
  • характеризовать системы органов человека;
  • правилам гигиены, основам здорового образа жизни;
  • правилам безопасного поведения в быту и на улице;
  • распознавать основные дорожные знаки;
  • правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
  • называть потребности людей, товары и услуги;
  • определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приёмами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;

3.  Содержание учебного материала

Как устроен мир (6 часов)

Природа. Разнообразие природы. Экскурсия «Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека».

Человек -  часть природы. Практическая работа «Посадка дерева или кустарника».

Общество. Человек – часть общества.

Что такое экология.

Природа в опасности. Проверочная работа № 1 на тему «Как устроен мир»

Проект «Богатства, отданные людям».

Эта удивительная природа (18 часов)

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Разнообразие веществ.

Практическая работа «Свойства веществ»

Воздух и его охрана.

Практическая работа «Изучение свойств воздуха»

Вода. Свойства воды.

Практическая работа «Изучение свойств воды»

Превращение и круговорот воды.

Практическая работа «Очистка загрязненной воды с помощью фильтра».

Берегите воду!

Как разрушаются камни.

Что такое почва. Практическая работа «Изучение свойств почвы»

Разнообразие растений.

Размножение и развитие растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными».

Мы и наше здоровье (10 часов)

Организм человека.

Органы чувств.

Надёжная защита организма.

Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи».

Опора тела и движение.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчет пульса человека»

Предупреждение болезней.

Здоровый образ жизни.

Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» (по информации на упаковках)

Контрольная работа № 1  на тему «Организм человека»

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,

«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Наша безопасность (7 часов)

Огонь, вода и газ.

Чтобы путь был  счастливым.

Дорожные знаки.  Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».

Проект « Кто нас защищает?»

Опасные места.

Природа и наша безопасность.

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».

Экологическая безопасность.

Контрольная работа № 2 «Наша безопасность»

Чему учит экономика (12 часов)

Для чего нужна экономика?

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Полезные ископаемые.

Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».

Растениеводство.

«Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений».

Животноводство. Промышленность.

Проект «Экономика родного края».

Что такое деньги?

Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами».

Государственный бюджет.

Семейный бюджет.

Экономика и экология.

Контрольная работа № 3 по теме «Чему учит экономика?»

Путешествие по городам и странам (12 часов)

Золотое кольцо России.

Города Золотого кольца.

Достопримечательности городов.

Проверочная работа № 4 по теме» Золотое кольцо России»

Проект  «Музей  путешествий».

Наши ближайшие соседи.

Практическая работа «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов».

На севере Европы. Бенилюкс.

Центр Европы.

Франция и Великобритания.

По Франции и Великобритании.

Юг Европы.

По знаменитым местам мира.

Итоговая контрольная работа № 4 

Презентация проектов « Кто нас защищает?», «Экономика родного края».

4.  Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела,

темы

Всего

часов

Контрольные работы (количество часов)

Практические работы

(количество часов)

Проверочные работы (количество часов)

Проекты

Экскурсии

(количество часов)

1

Как устроен мир.

6 ч

1

1

1

1

2

Эта удивительная природа.

18 ч

8

2

1

3

Мы и наше здоровье.

10 ч

1

3

1

4

Наша  безопасность.

7 ч

1

1

1

1

5

Чему учит экономика?

12 ч

1

2

1

6

Путешествие по городам и странам.

12 ч

1

1

1

1

Итого:

65 ч

4 ч

16 ч

4 ч

6 ч

2 ч

5. Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела,

темы

Кол-во

часов

Дата

Дидактическое обеспечение

(оборудование)

план

факт

Как устроен мир – 6 часов

1.091

1.

Природа. Разнообразие природы.

Экскурсия «Ознакомление с разнообразием природы».

1 ч

02.09

иллюстрации с изображением живой и неживой природы

п/к презентация

2.

Человек -  часть природы.

Практическая работа «Посадка дерева или кустарника».

1 ч

04.09

рисунки с изображением собаки, обезьяны, человека, дельфина, п/к презентация

3.

Проект «Богатства, отданные людям».

1 ч

09.09

учебник, рабочая тетрадь

4.

Общество. Человек – часть общества.

1 ч

11.09

политическая карта мира; карта России; прослушивание Гимна России; рисунки «Герб», «Флаг»

5.

Что такое экология.

1 ч

16.09

политическая карта мира; схемы-опоры «Экологические связи» (с. 25).

6.

Природа в опасности.

Проверочная работа № 1 на тему «Как устроен мир».

1 ч

18.09

карточки с изображением живой и неживой

природы, тест

Эта удивительная природа – 18 часов

7.

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

1 ч

23.09

презентация, карточки-опоры

  8.

Разнообразие веществ.

Практическая работа «Свойства веществ».

1 ч

25.09

сахар, крахмал, лимонная кислота, раствор йода, пипетка презентация

9.

Воздух и его охрана.

Практическая работа «Изучение свойств воздуха».

1 ч

30.09

учебник  рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

10.

Вода. Свойства воды.

Практическая работа «Изучение свойств воды».

1 ч

02.10

глобус; материалы для практической работы

11.

Превращение и круговорот воды. Практическая работа «Очистка загрязненной воды с помощью фильтра».

1 ч

07.10

рисунки (море, солнце, туча, капли воды, маска Капитошки); необходимый инструмент для опыта (с. 54) п/к презентация

12.

Берегите воду!

1 ч

09.10

учебник, рабочая тетрадь, тесты

13.

Как разрушаются камни.

1 ч

14.10

п

14.

Что такое почва? Практическая работа «Изучение свойств почвы».

1 ч

16.10

необходимый инструментарий для опыта (с. 66); коллекция образцов почв, п/к презентация

15.

Разнообразие растений.

1 ч

21.10

гербарий, таблицы по систематике растений п/к презентация

16.

Солнце, растения и мы с вами.

1 ч

23.10

учебник  рабочая тетрадь, тесты п/к презентация

17.

Размножение и развитие растений. Практическая работа. 

1 ч

06.11

коллекция плодов и семян изучаемых растений, п/к презентация

18.

Охрана растений. Проверочная работа № 2 на тему «Размножение и развитие растений».

1 ч

11.11

картины с изображением растений, гербарий

19.

Разнообразие животных.

1 ч

13.11

учебник  рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

20.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».

1 ч

18.11

учебник, рабочая тетрадь, тесты

21.

Размножение и развитие животных.

1 ч

20.11

учебник, рабочая тетрадь, тесты п/к презентация

22.

Охрана животных.

Проверочная работа № 3 на тему «Размножение и развитие животных».

1 ч

25.11

цветные иллюстрации исчезающих видов животных; фотографии заповедников и зоопарков; Красная книга.

23.

В царстве грибов.

1 ч

27.11

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

24.

Великий круговорот жизни.

Практическая работа «Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя».

1 ч

02.12

иллюстрации с изображением круговорота веществ в экосистеме, тест

Мы и наше здоровье – 10 часов

25.

Организм человека.

1 ч

04.12

таблица систем органов человека, п/к презентация

26.

Органы чувств.

1 ч

09.12

рисунки с изображениями органов чувств

27.

Надёжная защита организма.

Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи».

1 ч

11.12

учебник рабочая тетрадь, тесты

28.

Опора тела и движение.

1 ч

16.12

учебник рабочая тетрадь, п/к презентация

29.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1 ч

18.12

тесты, п/к презентация

30.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчет пульса человека».

1 ч

23.12

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

31.

Умей предупреждать болезни.

1 ч

25.12

учебник рабочая тетрадь, тесты

32.

Здоровый образ жизни.

Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ

в различных продуктах».

1 ч

30.12

учебник рабочая тетрадь, тест, п/к презентация

33.

Контрольная работа № 1  на тему «Организм человека».

1 ч

13.01

34.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям».

1 ч

15.01

Наша  безопасность – 7 часов

35.

Огонь, вода и газ.

1 ч

20.01

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

36.

Чтобы путь был  счастливым.

1 ч

22.01

учебник рабочая презентация

тетрадь, тесты

37.

Дорожные знаки.  Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».

1 ч

27.01

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

 38.

Проект « Кто нас защищает?»

1 ч

29.01

39.

Опасные места.

1 ч

03.02

п/к презентация

40.

Природа и наша безопасность.

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».

1 ч

05.02

учебник рабочая тетрадь, тесты

41.

Экологическая безопасность.

Контрольная работа № 2 «Наша безопасность».

1 ч

10.02

учебник рабочая тетрадь, тесты

Чему учит экономика – 12 часов

42.

Для чего нужна экономика?

1 ч

12.02

картины с изображением отраслей экономики

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1 ч

17.02

учебник,  рабочая тетрадь, презентация

44.

Полезные ископаемые.

Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».

1 ч

19.02

коллекция полезных ископаемых, п/к презентация

45.

Растениеводство.

«Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений».

1 ч

26.02

7.03

учебник рабочая тетрадь, тесты презентация

46.

Животноводство.

1 ч

02.03

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

47.

Какая бывает промышленность? Проект «Экономика родного края».

1 ч

04.03

учебник рабочая тетрадь

48.

Срезовая контрольная работа по заданию администрации.

1 ч

11.03

тесты

49.

Что такое деньги?

Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами».

1 ч

16.03

1 рубль, 1 копейка, образцы старых, заменившихся денег

50.

Государственный бюджет.

1 ч

18.03

плакат с изображенной на нем сумкой с надписью «Государственный бюджет».

51.

Семейный бюджет.

1 ч

30.03

учебник рабочая тетрадь, тесты

52.

Экономика и экология.

1 ч

01.04

у детей – по одной шоколадной конфете, у учителя – коробки из-под конфет

53.

Контрольная работа № 3 по теме «Чему учит экономика?»

1 ч

06.04

Путешествие по городам и странам – 12 часов

54-56.

Золотое кольцо России.

Города золотого кольца.

Достопримечательности городов. Проверочная работа № 4 по теме» Золотое кольцо России».

3 ч

08.04

13.04

15.04

карта «Золотое кольцо»; фотографии с изображением городов Золотого кольца, п/к презентация

57

Проект «Музей  путешествий».

1 ч

20.04

58.

Наши ближайшие соседи.

Практическая работа «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов».

1 ч

22.04

политическая карта мира, фотографии территорий соседних стран, п/к презентация

59.

На севере Европы.

1 ч

27.04

физическая и политическая карты Европы; фотографии изучаемых стран; изображения национальных флагов, п/к презентация

60.

Что такое Бенилюкс?

1 ч

29.04

физическая и политическая карты Европы; флаги государств Бенилюкса, п/к презентация

61.

В центре Европы.

1 ч

06.05

политическая и физическая карты Европы, флаги п/к

Германии, Австрии, Швейцарии, презентация

62.

По Франции и Великобритании.

(Франция.)

1 ч

13.05

политическая и физическая карты Европы; флаги Франции и Великобритании, п/к презентация

63.

По Франции и Великобритании.

(Великобритания.)

1 ч

18.05

политическая и физическая карты Европы; флаги Франции и Великобритании.

64.

Итоговая контрольная работа № 4.

1 ч

20.05

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к

65.

На юге Европы. По знаменитым местам мира.

1 ч

25.05

учебник рабочая тетрадь, тесты, п/к презентация

Итого:

65 ч

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

от «____» ___________ 2019 г. № ________

Председатель МС

___________________/С.В. Скурихина/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/Почивалова А.Н./

«____» ___________ 2019 г.

6. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ______________/О.В. Авилова/

Приказ «____» _________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ _____________/О.В. Авилова/

Приказ «____» _________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ______________/О.В. Авилова/

Приказ «____» _________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ______________/О.В. Авилова/

Приказ «____» _________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ______________/О.В. Авилова/

Приказ «____» _________20___г.   № _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...