участие в конкурсе "Мой лучший урок"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Морозова Алиса Ивановна

Данный урок был проведён в 3 классе и материалы урока отправлены на Всероссийский конкурс "Мой лучший урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конкурс Мой лучший урок72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 имени Маршала Жукова

муниципального образования город-курорт Геленджик

Разработка урока по кубановедению для 3 класса

по теме: «Растительный и животный мир Кубани»

Автор: Морозова Алиса Ивановна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ №12 им.Маршала Жукова муниципального образования

город-курорт Геленджик

2019 г

Пояснительная записка

к уроку кубановедения

в 3 классе по теме

«Растительный и животный мир Кубани»

Автор:        Морозова Алиса Ивановна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 12 имени Маршала Жукова с. Дивноморское

Направление: естественно-научное

Тема, класс: «Растительный и животный мир Кубани», 3 класс

Урок закрепления знаний

Характеристика класса: общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности

Программа: рабочая программа по кубановедению для 1 – 4 классов (авторы Е. Н. Ерёменко, М. В. Мирук и др.).

Учебник: Кубановедение: Учебное пособие для 3 класса общеобр.организ./М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич. Ил. В. Вторенко, Ю. Сперанский. – 3-е изд., дораб. – Краснодар: Перспективы образования, 2019. – 96 с.: ил., карты.

Раздел: Глава 1. Нет в мире краше Родины нашей.

Количество часов: 33 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю

Предлагаемый урок рекомендуется проводить в конце раздела «Нет в мире краше Родины нашей», так как для его проведения предшествует большая подготовительная работа. Изучение названий растений и животных, экскурсии в парк села Дивноморское с рассматриванием растений и животных, изготовление моделей Красной книги своей местности, написание докладов о дикорастущих и лекарственных растениях, а также исчезающих видах растений и животных, составление кроссвордов.

На этапе актуализации знаний учитель создает особый психологический климат в классе, основанный на доверительных и доброжелательных отношениях между преподавателем и учащимися, и между самими обучаемыми.  

На основном этапе урока учащимся предлагается разделиться на две команды. Выбрать себе название и капитана. Доску предполагается разделить на две части, для каждой команды соответственно.

Рекомендуемый урок состоит из 4 последовательных этапов.

Итогом становится награждение учащихся золотыми и серебряными медалями.

Для рефлексии рекомендуется предложить учащимся на общем командном листе нарисовать 3 настроения, которые сопутствовало в начале занятия, середине и конце. Сравнить каких эмоций больше.

 Предполагаю, что на предложенном уроке хорошо организованная работа в группах, приведет к ситуации успеха. Считаю, что данная методическая разработка служит эффективному закреплению изученного ранее материала. Она интересна и адаптирована для детей младшего школьного возраста.

Сценарий урока кубановедения в 3 классе по теме

«Растительный и животный мир Кубани».

Образовательная цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях, о редких исчезающих видах животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края, как

Родины. Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

Воспитательная цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: бережное отношение и уважение к окружающему нас миру и его обитателям. Формирование учебно-познавательный интерес к материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: Карточки с многообразием растений: деревья, травы, кустарники, 2 листа бумаги с надписями: «Запиши обитателей лесов» и «Запиши обитателей морей», карточки с заданиями для учителя, таблица подведения итогов.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Ход занятия.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на  месте

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Сидят на своих местах, готовые к занятию.

Регулятивные УУД:

самостоятельно

организовывать свое

рабочее место.

 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Сегодня мы с вами будем соревноваться. А для этого мы разделимся на две команды.

- Как вы думаете какие знания пригодятся, чтобы ваша команда одержала победу?

- Закройте глаза. (учитель включает звук океана, шум моря). Читает текст: представьте, то вы находитесь на берегу моря, ярко светит солнце. Вас обдувает теплый легкий ветерок. Вы смотрите вдаль, и видите, как на горизонте играют дельфины. Вы погружаетесь в воду и перед вашими глазами предстает многообразие растений и животных подводного мира.

(учитель включает голоса птиц)…а теперь вы попадаете в лес. На дереве вы видите сойку, а в кустах дрожит от страха заяц. А вот и лиса, которая ищет его. Но заяц умело запутал свои следы и лиса отправляется в чащу леса за новой добычей…Вы открываете глаза, и думаете, а что помогло представить нам разные картины, которые я вам описывала?

- Давайте же начнем и узнаем правы ли вы.

Учащиеся делятся на две команды.

Выбирают себе капитана и название.

Учащиеся затрудняются ответить.

- Знания о растениях и животных.

Личностные УУД:

Формирование познавательного интереса, понимание понятий

«животные», «растения», «природа».

Коммуникативные

УУД: участвовать в

диалоге, высказывать

свою точку зрения,

оформлять свои

мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель

учебной деятельности.

Познавательные

УУД:

определять круг

своего незнания,

самостоятельно

делать выводы,

перерабатывать

информацию.

     3. Основной этап.

Конкурс № 1. «Какими бывают растения». (Приложение 1)

Детям предлагаются карточки с изображением растений.

-Ребята, вы должны разложить эти растения на группы и рассказать, почему именно так вы распределили растения, и какие у них признаки. (Деревья, кусты, травы).

Конкурс № 2. «Кто где обитает?».

Каждая команда получает лист с названием местности и записывают как можно больше растений и животных, которые там обитают:

«Запиши обитателей лесов»,

«Запиши обитателей морей».

Конкурс № 3. «Блиц-опрос».

- Я буду задавать вопросы командам по очереди:

-На какие группы делятся деревья ? (лиственные, хвойные)

-Что человек заимствовал, глядя на животных? (стал использовать для лечения травы, ягоды, листья деревьев).

-Назовите съедобные грибы.

-Назовите ядовитые грибы.

-Какое лекарственное растение растет вдоль дорог? (подорожник)

-Какое растение, если добавить его в чай, даст приятный аромат и снимет усталость? (мята)

-Чем питаются хищные животные?

- Чем питаются  травоядные животные?

- Назовите одно растение из Красной книги.

- Назовите одно животное из Красной книги.

Конкурс 4. «Конкурс капитанов».

Задание 1 команде «Отгадай обитателя гор»:

Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Это могучий, плотно сложенный зверь. Морда у него вытянута, как у собаки. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, но с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. (медведь).

Задание 2 команде «Отгадай обитателя степей».

Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют “косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и не много назад. (заяц).

Конкурс 5. «Угадай!».

- Отгадайте по очереди загадки и определите на какие группы можно разделить отгадки.

На шесте — дворец,

Во дворце — певец.

(Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться —

Два могучие крыла

У хозяина ... (орла).

И петь не поет,

И летать не летает...

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Черный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг.

(Грач)

2. На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравьи)

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи?

(Оса)

Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной.

(Гусеница)

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки)

Конкурс 6.  «Кто кому брат?»

- Каждому участнику команды необходимо написать одного представителя мира животных.

1 команда: птицы, насекомые

2 команда: звери, рыбы.

Конкурс 7. «Будь природе другом».

- Необходимо нарисовать правило защитника природы и объяснить его.

Учащиеся на скорость распределяют растения по группам. Объясняют групповые признаки.

Учащиеся работают всей командой.

Дети отвечают по очереди. Если команда не ответила, то команда соперников получает возможность дополнительно заработать очко.

От каждой команды выходит капитан и называет загаданное животное.

Учащиеся отгадывают загадки. Определяют к какой группе относятся отгадки.

1 команда: птицы

2 команда: насекомые

Учащиеся на доске по очереди записывают в столбики представителей животного мира.

Рисуют одно правило защитника природы и объясняют его.

Личностные УУД:

Ценить и принимать

следующие базовые

ценности: «желание

понимать друг друга»,

«понимать позицию

другого»,

«терпение». Уважение

к своим одноклассникам, товарищам по команде.

Коммуникативные

УУД: участвовать в

работе группы,

распределять роли,

договариваться друг с

другом, слушать и

понимать других,

читать про себя

информацию и

понимать

прочитанное.

Познавательные

УУД:

перерабатывать,

систематизировать

информацию,

выбирать нужную

информацию.

Регулятивные УУД:

самостоятельно

организовывать

рабочее место в

соответствии с целью

выполнения заданий,

определять цель

учебной деятельности,

план выполнения

задания,

самоконтроль.

4 Итог занятия.

Рефлексия

- Вспомните цель, поставленную в

начале занятия.

- Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии?

- Почему так думаете?

- Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

- Какие знания нам необходимы.

- Да, мы пользовались знаниями о растениях и животных. Эти знания нам пригодились.

Личностные УУД:

Уважение к своим одноклассникам, мнению других людей.

Коммуникативные

УУД: участвовать в

коллективном

обсуждении,

осуществлять

контроль.

Познавательные

УУД:

выполнять логические

операции: сравнивать,

синтезировать,

классифицировать.

Регулятивные УУД:

способность к

преодолению

препятствий,

оценивать результаты

своей и чужой

деятельности,

самоконтроль,

самооценка.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений

материал, собранный для участия в конкурсе...

урок на Республиканский конкурс "Лучший урок с использованием ИКТ"

На данном уроке идет знакомство с буквосочетаниями ЧА, ЩА.  Дети формируют умение соблюдать изученные нормы орфографии, видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы. Используются р...

Участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" 2019 год.

Участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" 2019 год....

"Мой сайт принимает участие в конкурсе "Лучший персональный сайт педагога" на www.farosta.ru "

quot;Мой сайт принимает участие в конкурсе "Лучший персональный сайт педагога" на www.farosta.ru "...

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).

Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...

Участие в Марафоне лучших педагогических практик классного руководства

Сотрудничай с детьми - пой, играй, создавай вместе!...

Участие в конкурсе "Мой лучший урок"

Познавательная деятельность – это процесс, при котором происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает обр...