Конспект и презентация урока окружающего мира "Корень, стебель и лист"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель: учить различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, листа, цветка.

Оборудование: авторская презентация, плакат или рисунок «Растения – зелёная одежда Земли», гербарий на каждую парту, шапочки с изображением частей растения всем выступающим ученикам в сценке, большой кроссворд на доску и индивидуальный для каждого ученика, чёрный фломастер для выполнения кроссворда, листья трёх цветов для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_po_teme.docx30.43 КБ
Файл koren_stebel_list.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Корень, стебель и лист».

УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель: учить различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, листа, цветка.

Формируемые УД:

Предметные: Формирование понятий детей о частях растений и их взаимосвязи.

Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

Познавательные: Умение выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации.

Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание, слушать и понимать других; умение работать в паре и в группах.

Оборудование: авторская презентация, плакат или рисунок «Растения – зелёная одежда Земли», гербарий каждому на парту, шапочки с изображением частей растения всем выступающим ученикам в сценке, большой кроссворд на доску и индивидуальный для каждого ученика, чёрный фломастер, листья трёх цветов для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости нашего урока. Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок в хорошем настроении.

- Поднимите руки те, кто имеет друзей среди одноклассников.

- Потопайте ножками те, кто не любят ссориться.

- Похлопайте в ладоши те, кто догадывается, что мы будем делать на уроке. Что ж, думаю, теперь можно начать работу.

2. Проверка домашнего задания.  Тест.

-А сейчас мы повторим изученное на прошлых уроках. Работаем вместе:

1. Лед и снег – это вода…

А) в твердом состоянии;

Б) в жидком состоянии;

В) в газообразном состоянии.

2. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода с поверхности пола испарилась;

Б) вода впиталась в поверхность пола;

В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

3. Какой самый важный газ воздуха человек использует при дыхании?

А) водород;

Б) кислород;

В) углекислый газ.

4.  Почему необходимо беречь воду, ведь в океанах и морях – необходимые

запасы воды?  

5. В каких трёх состояниях находится вода в природе?  

- Вы хорошо справились с предыдущим заданием. Продолжим наш урок.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое

выражение: “Растения – зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга.

Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

Вывесить на доску термин «Ботаника».

- Наука о растениях называется ботаникой. Ученые-ботаники изучают царство растений. Сегодня мы все будем ботаниками и изучим части растений.  

- А какие части растений вы знаете?

- Тема нашего урока «Корень, стебель, лист…» Слайд 1 

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Изучить части растений,

узнать для чего растению  нужны эти части, выясним какая часть у

растения самая главная)   Слайд 2

4. Актуализация.

- Чем схожи все растения? (Они все имеют корень, стебель и лист.)

- К какой части природы относятся растения? (К живой природе.)

- Кого еще можно отнести к живой природе? (Животные, человек, бактерии)

- Чем отличаются живые организмы от не живого? (Они могут питаться, дышать, размножаться, расти и развиваться, умирать.)

5. Работа с гербарием.

- Ребят, давайте поработаем с гербарием? Вы знаете, что это такое? (Нет)

- Гербарий – это коллекция специально засушенных растений. Обычно гербарные образцы после высушивания располагают на плотных листах бумаги.

- Рассмотрите гербарные экземпляры  растений.

(1 – цветок, 2 – лист, 3 – стебель, 4 – корень; еще у цветкового растения бывают плоды и семена).

- Ботаники различают у растения надземный орган – побег и подземный орган – корень. Высшими считаются растения, у которых есть все перечисленные ниже органы: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя. Слайд 3

6. Инсценировка  заранее подготовленных учащихся.

- Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, одну интересную сказку. Вот заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

1) Первым выступил Корень. (Серёжа Т.)

– Я здесь самый главный!  Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Слайд 4

- Корни выполняют три важные функции: закрепляют растение в почве, снабжают растение водой и минеральными солями, накапливают много питательных веществ, тем самым питают животных и людей (моркови, свеклы, репы) Слайд 5. А некоторые корни являются лечебными. Например, корень лекарственного растения валериана, жень-шеня, люди используют при усталости, переутомлении.

- Ну, что, ребята, важен корень для растения? Какую роль играет корень для растения?

2) Стебель, вслед за Корнем, возмущается: (Вика)

“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”  Слайд 6

- Основная функция стебля – опорная, ведь на нем располагаются листья и цветки, которые на него как бы опираются. Еще стебель выполняет транспортную функцию. Образовавшиеся в листьях вещества поступают ко всем частям растения по стеблю. И еще одна функция стебля - запасающая. В стеблях некоторых растений накапливаются и откладываются питательные вещества.

- Какой общий признак у стеблей? (Наличие листьев).

- Как называют стебель дерева? (Ствол) Слайд 7

- Какие части растений между собой соединяет стебель?

- Рассмотрите на рисунках разные виды стеблей. Слайд 8. Прямостоячий стебель - ствол у сосны, стелющийся у кабачка и огурца, а у земляники – усы.

- Какие основные функции выполняет стебель?

- Важен стебель для растения?

3) Вдруг к разговору присоединился лист. (Даша)

 “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы лист не готовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.

- Ботаники называют лист фабрикой питания растений. Это их главная функция. Слайд 9 Мы с вами знаем, что лист поглощает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород. Но для этого надо большое количество солнечного света. Как происходит приготовление пищи, мы с вами подробнее узнаем буквально на следующем уроке.

- Так же упавшие осенью листья спасают корни от морозов Слайд 10. А еще этими  листьями питаются почвенные животные и микроорганизмы. В густой листве растений вьют свои гнезда птицы (Слайд 11). Запах листьев некоторых растений (чеснока, лука) отпугивает насекомых вредителей. Листьями многих растений питаются и лечатся различные животные и человек.  Слайд 12. Листья используются животными и человеком для строительства жилищ. Например, листьями пальмы покрывают крыши в деревнях Африки и Южной Азии.    Слайд 13.

- Ну что, ребята, важен лист для растения? Чем?

- Конечно, так давайте же все сейчас представим себя листиками и немного отдохнём.

7. Физминутка

Мы, листики осенние, 
На веточках висели. 
Ветер дунул, полетели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Покружил их, покружил. 
И на землю опустил. (Садятся за парты).

8. Продолжение изучения нового материала.

4) Тут появился цветок и сказал: (Альбина)

“Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. – Это говорю вам я - маленький бутон. Я обещаю вам, что скоро стану прекрасным цветком. 

Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение”. 

Слайд  14

- Цветы – одно из самых великолепных творений Природы. Они разнообразны по цвету и запаху, форме и размерам.

 Цветки некоторых растений употребляют в пищу (цветная капуста) или для приготовления специй (например, цветки пряной гвоздики). Слайд  15 Использует человек и чудесный аромат некоторых цветковых растений для изготовления духов, мыла (ландыш, розы, сирень, фиалка). Слайд  16.  Из цветков многих растений приготовляют целебный чай (липа, ромашка, зверобой). Слайд  17

И, конечно, нельзя обойти вниманием значение цветущих растений для создания хорошего настроения человеку. Люди с давних пор любовались прекрасными цветками, дарили их любимым, украшали свои праздники.

- Важен цветок для растений?

5) Им всем возразило Семя (Серёжа): Слайд 18

“Ваш спор неудачен. Всё, что вы добыли из почвы, воздуха и воды, – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!” 

9. Выводы.

- Кто же из органов растения выиграл спор?

Вывод: Растение – единый организм, в котором согласованно функционируют все его органы. Слайд 19

- Почему мы начинали и заканчивали изучение развития цветкового растения с семени? (Так начинается и завершается жизненный цикл цветкового растения “от семени до семени”.

- Про какой орган растения можно сказать: “и корм, и укрытие для многих животных, и фабрика питания”?(Лист.)

Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа, и в частности, живущие рядом с нами растения; как все они важны для нашей жизни и как они нуждаются в нашем внимательном, уважительном и бережном отношении к ним.

10. Закрепление изученного материала. Кроссворд.

– Сейчас давайте проверим, как вы запомнили изученный материал. Для этого отгадайте кроссворд. Кто знает ответ, поднимает руку и выходит к доске. А на ваших партах тоже есть кроссворд. Не забывайте одновременно работать и с ним.

1

2

3

4

5

По вертикали:

1. Орган растений, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель.)

4. Части растений, которые находятся в плодах. Ими растения размножаются. (Семена.)

По горизонтали:

2. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень.)

3. Части растений, которые растут на побегах. С их помощью растения питаются и дышат. (Листья.)

5. Орган растения, из которого развивается плод. (Цветок.)

11. Итог урока. Рефлексия.

- Закройте глаза, представьте себе осенний лес, одетый в разноцветные наряды. Послушайте, как шумит ветер и срывает с деревьев зеленые, красные, желтые листья. Листья, кружась в воздухе, медленно ложатся на землю. (Пока учитель рассказывает эту историю, он раздает всем на парту по 3 листа разного цвета) Откройте, пожалуйста, глаза. Что вы заметили? На ваших партах появились опавшие листья.

- Давайте с помощью них попробуем оценить наш урок. Слайд 20. Если урок вам понравился, всё было понятно и интересно, возьмите в руки зелёный лист, если урок был не совсем вам интересен и что-то осталось непонятно, возьмите жёлтый лист. И, наконец, если урок был для вас скучным и непонятным возьмите красный лист.

- Теперь поднимите выбранный лист вверх. Спасибо, опустите.

Домашнее задание: Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня). Слайд 21.

На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга.

- Оценки за урок…

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень, стебель и лист

Слайд 2

Побег Корень

Слайд 14

Растение – единый организм!

Слайд 15

У рок понравился, было понятно и интересно. Урок был не совсем интересным, многое непонятно. Урок был скучным и непонятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект и презентация урока окружающего мира "Что такое луг?" для учащихся 4 класса УМК "Школа России"

Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК "Школа России", занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и ...

Конспект и презентация урока окружающий мир 1 класс УМК школа 21 века

Материал позволит учащимся научиться различать животных по типу питания.Красочная презентация....

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

Конспект и презентация урока окружающего мира по теме "Почва, её состав"

Представляю вашему вниманию конспект и презентацию урока окружающего мира по теме: "Почва, её состав" 3 класс УМК "Гармония"....