Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Васенина Наталья Сергеевна

Паспорт урока и Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока79 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока  Окружающий мир в 4 классе

Тема урока

Лес и человек

Учитель

Васенина Наталья Сергеевна

Образовательная цель

Формирование у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знания и умения по теме занятия

ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий

ПУД-1: выделяет основную мысль в тексте, формулирует вывод

ПУД-2: логически рассуждает, делает выводы

ПУД-3: выделяет признаки двух или более  предметов или явлений, объясняя  их сходство и различия

ПУД-4: группирует понятия по определенному признаку

ПУД:-5: устанавливает порядок слов в определении понятия

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками

РУД-1: на основе анализа своего знания и незнания формулирует цель и учебные задачи урока

РУД-2: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке

РУД-3: планирует предстоящую деятельность

ПР-1: даёт определение понятия фитонциды, заповедники

ПР-2: называет и  объясняет  занчения леса

ПР-3: описывает  экологические проблемы

Программные требования к образовательным результатам раздела «Природа России»

Ученик научится:

- находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;

- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране;

- давать характеристику природных зон по плану, сравнивать различные природные зоны;

- приводить примеры растений и животных разных природных зон, пользоваться атласом-определителем;  

- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать деятнльность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы;

- использовать разные источники информации для подготовки сообщений о природе России.

Программное содержание

Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесной зоне. Правила поведения в лесу.

Мировоззренческая идея

Знание о экологических проблемах в лесной зоне способствует пониманию обязанности каждого человека бережного отношения к лесу

Ценностно-смысловые ориентиры

Познание.Природа. Культура.

План изучения нового материала

1.Лес – «легкие» нашей планеты.

2.Лес – защитник водоемов.

3.Лес – защитник почвы.

4.Лес радует своей красотой.

5.Экологические проблемы: вырубка леса, браконьерство, мусор, пожар.

6. Правила поведения в природе.

Основные понятия

фитонциды, заповедники

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-исследование

Образовательная технология

технология развивающего обучения

Оснащение урока

А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2017г.,                                   А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь №1. Москва. Просвещение.2017г.

карта природных зон, карточки для практической работы.

Электронные ресурсы

Электронное приложение к учебнику, https://www.youtube.com/watch?v=FIUAWXcwnHA

Мизансцена урока

традиционно

Предварительная подготовка к уроку учащихся

отсутствует

Домашнее задание

Обязательное:учебник с.103-108 читать и отвечать на вопросы

Добровольное:  подготовить сообщение об оном из лесных растений или животном, внесенных в Красную книгу

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деят-ть уч-ся

ПОР

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок:

- Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так давайте начинать,

Чтоб скорее всё понять.

Стоя, дежурный, учебник, тетрадь, дневник, ручка

II.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Практическая работа. Задание: (на осознание своего знания и незнания)

Викторина «Я знаю лес»:

1. Какое дерево является символом России? 

2. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. 

3. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

4. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. 

5. Дерево с листьями в форме сердечка. 

6. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

7-10 Узнать дерево по форме шишки и хвое.

Взаимопроверка по образцу

Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока.

1. Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной опять оживает… (Лес)

2. Ходит он на двух ногах,

Мыслит, радуется, спит,

Учится, детей растит,

Огорчается, смеётся.

Как, ребята, он зовётся?

Он сильнее бурь и рек

И зовётся … (Человек).

- Вы догадались какая тема нашего урока?

- Сформулируйте тему урока – «Лес и человек».

-  Как вы думаете, чему нам необходимо научиться? Как можно сформулировать главный вопрос урока?

Главный вопрос урока:

Зачем  же человеку лес?

- Как вы объясните, зачем вам это знать ?

- Можно ли в жизни обойтись без этого знания, почему?

- Подумайте, обсудите в паре, на какие вопросы вам хотелось бы получить  ответы на уроке?

Проверка:

Варианты вопросов: Значение леса для человека? Проблемы в лесу по вине человека? Что может сделать человек для сохранения лесов?

Самостоятельно

Фронтально

Отгадывают загадку.

Фронтально

Отвечают 
на вопросы учителя

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнание.

Высказывают предположения.

Делают выводы соместно с учителем.

ЛР-2:

ПУД-1:

ЛР-1:

ПУД-3:

КУД-1:

КУД-1:

ЛР-1:

КУД-1:

III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа по группам: выявление роли леса 
в жизни человека и природы и проблем леса.

1. Какое значение имеет лес в жизни человека?

(эвристический метод)

Каждой группе раздаются утверждения, задача группы раскрыть это понятие с помощью учебника

1) Лес – защитник воздуха (Раскрыть понятие ФИТОНЦИДЫ)

2) Лес – защитник водоёмов

3) Лес - защитник почвы

Составляется схема:

Каждой группе раздаются иллюстрации

-  Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте, какое ещё значение имеет лес для человека?

4) Лес- источник древесины

5) Лес – источник топлива

6) Лес – аптека

7) Лес – место отдыха

8) Лес – дом для животных и птиц

9) Лес – источник пищи и чистой воды

-  Мы с вами хорошо потрудились и у нас получилась схема значения леса.

.

(да.)

2. Проблемы леса

- А теперь нам предстоит выступить в роли экологов?

- Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -Не по его ли вине возникают у леса проблемы? Давайте попробуем их исследовать.

Задания:

1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении?

(В этом стихотворении говорится о вырубке лесов).

- Решите экологические задачи:

1) Каждую минуту вырубают 20 га леса. Сколько вырубят за 10 минут? За 60 мину?

2) 1 тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев. Сколько тонн макулатуры надо собрать, чтобы спасти рощицу из 1000 деревьев?

2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки? (Браконьерство)

3 группе прочитать стихотворение А Сметанина «Благодарность за пикник». Какую проблему раскрывают эти строки? (Проблема загрязнения леса мусором)

- Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди.

-Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А об осколки банки или бутылки можно пораниться даже через 1000 лет!

- Какую острую проблему мы ещё не озвучили?

Выдвигаются предположения

Показ сюжета «Лесной пожар»

https://www.youtube.com/watch?v=FIUAWXcwnHA

- Отчего возникают лесные пожары?

- Кто может предотвратить эту беду?

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер»

3. Правила разведения костра (прочитать по одному)

-Кто может решить эти проблемы? 

-Какие существуют способы охраны леса от пожаров?

-Какие существуют способы охраны леса от вырубок?

После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест.

-Как искусственно можно возобновить лес? (производят посадки и посевы леса)

-Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники)

Групповая

Устно

Высказывают предположение

Самостоятельная работа

Групповая

Записывают в тетрадях

Коллективная

Читают заранее подготовленный текст

Отвечают на вопрос учителя

Отвечают на вопросы учителя

Чтение текста стр.106

Фронтальная,

индивидуальная.

Называют лесные правила

Внимательно слушают. Высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы.

ПУД-1

РУД-2

ЛР-1

ПУД-2

РУД-4

ЛР-2:

ПУД-1

КУД-1:

ЛР-1

ПР-2

КУД-2

РУД-3

ЛР-1

ЛР-2

ПУД-2

КУД-1:

ПУД-2

КУД-1

ЛР-2:

КУД-2

КУД-1

IV.ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.

  - Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес?

- Теперь вам предстоит выступить в роли защитников леса. Задание: Создать знаки на тему «Защитим лес…»

  1. …от пожара.
  2. …от вырубки.
  3. …от мусора.

Индивидуальная

Выполняют задания, высказывают свои пожелания.

ЛР-2:

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Рефлексия деятельности:

- Какой был главный вопрос урока? Почему он возник?

- Как сейчас вы ответите на него? Что изменилось?

- Что дал вам урок? Что в вас изменилось?

- На какие свои вопросы вы получили на уроке ответы?

- Что вызвало самую большую трудность, почему? Над чем необходимо особенно поработать дома и на следующем уроке?

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал…

Я могу себя похвалить…

Мне было интересно….

Мне было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я хочу сказать спасибо…

– Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке?

Фронтально

Отвечают

на вопрос учителя

РУД-2:

ЛР-1:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»

На данном уроке формируютсся  у учащихся представления  о здоровом сне,  о правильном   питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск...

Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Лес и человек"

Урок - исследование "Лес и человек" с презентацией....

Открытый урок самопознания " Доброта- солнце, согревающее человека"

Данный урок разработан для детей начальных классов.Целью которого является: формирование у учащихся представления о добре и зле, Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в умении выражать ...

Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?

Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?Карточки к уроку + лист успеха...

Открытый урок по теме: Лес и человек.

Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе по программе"Школа России"...

Конспект открытого урока по ИЗО "Орудия труда человека" 3 класс

№22. Рисование с натуры «Орудия труда человека»(карандаш)Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы и формы усечённого конуса с передачей сокращенного в перспективе круга.Зада...

конспект открытого урока окружающего мира "Чем человек отличается от животных"

конспект открытого урока окружающего мира "Чем человек отличается от животного"....