Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ковальчук Наталья Васильевна

Урок - исследование "Лес и человек" с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: обобщить знания детей о природном сообществе лес;

                развивать познавательный интерес учащихся;

               обратить внимание детей на экологические проблемы    взаимоотношения человека и леса.

Оборудование: мультимедийный проектор; материал для создания икебаны.

                              Учебник:  А.А. Плешаков  «Мир вокруг нас» 2класс.

                              Рабочая  тетрадь:  А.А. Плешаков «Окружающий мир».

                             Учебное пособие по краеведению для начальной школы

                             Н.Я. Боева   «Люби и знай родной свой край»

                                                 Ход урока.

      1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

 2.Сообщение темы и целей  урока.

-Тема нашего урока  « Лес и человек». Мы обобщим знания о лесе, узнаем о его проблемах, исследуем проблемы взаимоотношений человека и леса.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

 Их под звон и гомон птичий

 Охраняет друг…     лесничий.

-Ребята, в нашу школу пришло письмо от человека, который работает лесничим. Давайте его прочитаем.

                         Уважаемые ребята!

Прошу Вас исследовать такую проблему: что случится с лесом, если люди не задумаются о своих поступках

-срывание первоцветов

-вырубка леса

-уничтожение животных

Ну, что, ребята, поможем лесничему?

Итак, для того, чтобы что-то исследовать, нужно увидеть лес своими глазами. Закройте глаза, 1, 2,3…

Презентация.   Слайд №1 – 7.  Звуки леса и его обитатели.

3.Проверка д/з.

На прошлом уроке мы с вами изучали темы «Какие бывают растения?» и « Какие  бывают животные?». Расскажите, из каких ярусов состоит лес?  Слайд №8.

                       Лес

   1.деревья

   2.кустарники

   3.травы

Ученики зачитывают сообщения об одном дереве, об одном кустарнике, об одной траве (первоцвете).  

   Оценивание ответов.

 *Дополнительные вопросы.

        - Отгадай загадку.  Жду в лесу я вас

                                             В любой день и час.

                                            К вам сама приду раз в году,

                                            Вам на радость, себе на беду.    (ель)

-Представь, что каждая семья в нашем городе срубит по одной ёлке на Новый год. Что случится с лесом?

 - Какая птица выводит птенцов зимой и кормит их «еловой кашей» (клёст).

       - Что растёт под деревьями и кустарниками? (грибы)

       -Какие съедобные грибы ты знаешь?

      - А что нужно делать с ядовитыми грибами? Почему?

      -Какие лекарственные травы ты знаешь? Когда их собирают?

     - Есть  ли среди них  ядовитые?

      -Какое главное правило нужно соблюдать при сборе лекарственных трав? (Не знаешь – не трогай!)

    - Можно ли собирать весной букеты первоцветов? Почему?

 Слайд №9-13.   « Первоцветы нашего края, занесённые в Красную книгу Приднестровья»

Дети исследуют проблему уничтожения редких цветов.

-Что нужно сделать, чтобы сохранить эти растения?

-Давайте теперь поговорим о животном мире лесов. На какие группы можно разделить животных?

 Слайд №14.

                                         Животные

  1.насекомые                                                           4. Звери

             2.рыбы                                                                     5.земноводные

  3.птицы                                                                   6. Пресмыкающиеся

- Я хочу проверить, как хорошо вы знаете животный мир лесов,  при помощи кроссворда «Животный мир»  Люби и знай родной свой край стр.177.

 Дети заполняют кроссворд.

 * Кто лишний? (ласточка). Почему?

Проверка: 4 отгадки – 1 ученик + дополнительный вопрос= оценка.

                   4 отгадки      – 1 ученик + дополнительный вопрос=оценка.

Дополнительные вопросы:

* Назовите животных, которых можно отнести к зверям. Сколько у них ног и чем они покрыты? (4ноги и покрыты шерстью)

*Что отличает птиц от всех остальных животных? (крылья и оперение)

* Каких  оседлых  птиц нашего края ты знаешь?

4.Физминутка.

    Мы с вами входим в лес.

   Сколько здесь вокруг чудес!   (Посмотрели вправо, влево)

   Руки подняли и покачали-

   Это деревья в лесу.

   Руки согнули, кисти встряхнули-

   Ветер сбивает росу.

   В стороны руки, плавно помашем-

  Это к нам птицы летят.

   Как они тихо садятся

  Покажем – крылья сложили назад.  

  Наклонились и присели,

  Заниматься тихо сели.

5. Обобщение материала.

-Молодцы, ребята, хорошо усвоили материал о растениях и животных леса.

Итак,  давайте подведём  первые итоги нашего исследования.

  Работа с учебником. Стр.40. (дети называют растения и животных, которых можно встретить  в лесах  Приднестровья)

-Что же произойдёт, если они исчезнут?

  Слайд № 15-17.  « Красота природы леса»

Слайд №18-25.  « Экологические проблемы леса»

1.Бессмысленное срывание лесных цветов

2.Уничтожение животных.

3.Вырубка лесов

*Знаете ли вы, что по подсчётам учёных  к 2012 году на Земле по вине человека исчезла половина лесов, которые были на нашей планете.

-Кто из вас знает, что значит по-хозяйски использовать древесину?

-Все знают, что на производство бумаги  идёт очень много древесины. Как же мы с вами можем экономить бумагу? (писать с двух сторон, собирать макулатуру).

Дети исследуют проблемы взаимоотношения человека и леса, предлагают пути устранения проблем.

Слайд №26-27.    «Как в Новый год обойтись без живой ели?»

Давайте и мы попробуем прямо сейчас своими руками создать икебану к Новому году.

 (2 девочки создают альтернативу новогодней ёлке.)

 Молодцы, ребята.  Итак, давайте поставим точку в нашей исследовательской работе и ответим на письмо лесника.

    Слайд № 28-32.

         Лес это:

     1.дом для …    растений, животных и грибов.

     2.защитник …  воздуха, водоёмов и почв.

     3.источник грибов,…ягод, лекарственных трав и  древесины.

  Поэтому всегда относись к обитателям леса с уважением и бережно используй его дары.

  Слайд  №33. « Будь природе другом!»

 6.Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь стр.62.

  Оценивание самостоятельной работы (работа в парах)

7. Итог урока.

-Чему мы сегодня научились? Какие проблемы леса выявили?

Так что же случится, если люди не будут выполнять правила поведения и использования даров леса?

Если мы вырубим кустарники, то исчезнут птицы, которые гнездятся  в кустарнике. Расплодятся  насекомые, которых раньше поедали птицы. Насекомые станут поедать листья и деревья погибнут.

  Так человек тысячами нитями связан с природой.

Д/з.  з.2 стр.62-63 в тетради.

Придумать и записать ещё 1-2 правила друзей природы.

 Нарисовать к ним экологические знаки.

Нарисовать рисунок «Красота леса».

                               

                                                   

                                                   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природное сообщество- лес

Слайд 8

ЛЕС 1. ДЕРЕВЬЯ 2. КУСТАРНИКИ 3. ТРАВЫ

Слайд 9

ПЕРВОЦВЕТЫ НАШЕГО КРАЯ Подснежник

Слайд 10

Рябчик горный

Слайд 11

Брандушка разноцветная

Слайд 12

Пион иноземный

Слайд 13

Лунник оживающий

Слайд 14

ЖИВОТНЫЕ 1. НАСЕКОМЫЕ 4. ЗВЕРИ 2. РЫБЫ 5. ЗЕМНОВОДНЫЕ 3. ПТИЦЫ 6. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Слайд 15

КРАСОТА ПРИРОДЫ ЛЕСА

Слайд 18

Экологические проблемы леса 1.Уничтожение лесных цветов 2. Уничтожение животных леса 3. Вырубка деревьев

Слайд 28

ЛЕС ЭТО : 1. Дом для растений и животных 2.Защитник воздуха, водоёмов и почв 3. Источник грибов, ягод, лекарственных трав и древесины

Слайд 33

БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме "Человек и домашние животные"

Урок окружающего мира по теме: "Человек и домашние животные" 1 класс...

Урок окружающего мира 2 класс "Строение тела человека"

Урок окружающего мира 2 класс по ФГОС  Школа России "Строение тела человека". технологическая карта...

Урок окружающего мира, 4 класс. "Лес и человек"

Урок окружающего мира, 4 класс. "Лес и человек". Форма урока- заседание клуба знатоков....

Урок окружающего мира , 4 класс . Строение тела человека

Тема урока: "Строение тела человека"Цель урока: Узнать какие части тела относятся к внешнему строению, а какие к внутреннему.Задачи урока:  усвоить, какие части тела человека относятся к вн...

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "Лес и человек"

Паспорт урока и Технологическая карта...