Урок окружающего мира 2 класс "Строение тела человека"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Сосненко Оксана Витальевна

Урок окружающего мира 2 класс по ФГОС  Школа России "Строение тела человека". технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

УМК:  «Школа России»

2 класс

Учитель МКОУ СОШ № 3: Сосненко О. В.

Тема

 Строение тела человека

Тип урока:  

Урок изучения  нового  материала и первичного закрепления 

Цели урока

1.Обучающие.  Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

2.Развивающие. Развивать устойчивость внимания, долговременную память, повышать познавательную активность.

3.Воспитывающие.  Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Планируемые результаты

  1. Предметные: учащиеся узнают  какие органы относятся к внутреннему строению организма; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
  2. Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
  • Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действий.
  • Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Ресурсы:

- основные,

– дополнительные

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2014г.

- карточки

Основные понятия

Внешнее строение. внутренние органы, мозг, сердце, желудок, печень, легкие

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Цель:  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Витальевна. Сегодня я приглашаю вас на урок окружающего мира.

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Я верю, что у нас всё получится.

Приветствие.

(Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие)

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Посмотрите на доску. Узнаёте Муравья – вопросика? Посмотрите, как он одет? Почему он в валенках, рукавицах, в шубе, в шапке? Какое сейчас время года? Кто с помощью карточек может рассказать о погоде сегодня. Спасибо. А по погоде ли одет Муравей?

А почему очень важно, выходя на улицу, одеваться по погоде?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Один ученик на доске выкладывают условные знаки погоды, остальные проверяют, дополняю, исправляют.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Постановка цели урока.  

Цель:

- Организовать формулирование темы урока учащимися;

- Организовать постановку цели урока учащимися.

Откройте учебник на странице 3.  Здоровью и безопасности   посвящён первый раздел второй части учебника. Предположите, о чём мы узнаем, изучая данный раздел? Прочитаем чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Итак, обобщим: мы узнаем о правилах безопасного поведения на улице и в … продолжите мою мысль… быту, на воде и в лесу, при встрече с … незнакомцами, научимся следить за своим … здоровьем.

Открывают учебник. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы.

Вслух читают по цепочке. Обобщают. Слушают учителя и продолжают его фразу.

Познавательные УУД

развиваем умения извлекать информацию из текста, обобщать.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Введение нового материала

Цели:

-Ввести понятие «внешнее» строение тела человека, «внутреннее» строение тела человека, познакомить с  внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

Развивать устойчивость внимания

А сейчас послушайте и отгадайте, кто это?

Рождается, питается, растёт, развивается, дышит, мыслит.

Да это ты, человек. Сегодня мы будем изучать самих себя. А что именно? Откройте страницу 4, прочитайте тему и определите задачи сегодняшнего урока. Молодцы.

Посмотрите на доску. (показываю картинку силуэтов животных и человека) Легко ли вы можете узнать силуэт человека? Кто покажет?

А по каким признакам вы узнали? (голова, руки, ноги, туловище) Это внешние признаки.  

Сейчас вы перечислили внешнее строение тела человека. Рассмотрите на фотографиях девочки и мальчика  (стр. 4) части тела.

А теперь встаньте, посмотрите друг на друга и покажите на своём теле эти части.

 Голова. Погладьте себя по голове, шея - покажите шею, руки, или верхние конечности, поднимите их вверх. Грудь - положите руку на грудь, живот. Грудь, живот и спина вместе составляют туловище. Ноги или нижние конечности.

Наука, которая изучает строение тела человека, называется АНАТОМИЯ.

А сейчас предлагаю поиграть.  Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я назову ряд слов, а вы должны услышать лишнее слово и поднять руку.

Рука, голова, сердце, живот, ноги. Какое слово здесь лишнее?

Почему? Сердце – это внутренний орган человека. Все остальные слова – это части внешнего строения человека. Дополните этот список. Какие части я не назвала? Шея, грудь. Молодцы!

Отгадывают загадку. Формулируют задачи сегодняшнего урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Выбирают из множества силуэтов фигуру человека. Обосновывают, как её узнали.

Находят части тела на фотографиях мальчика и девочки.

Находят и показывают части своего тела.  

Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Дополняют список слов.

Регулятивные  УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов. развиваем умения на слух вычленять лишнее слово.

Личностные  УУД: уметь работать с информацией

Предметные УУД: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему и внутреннему строению; учатся определять на своём теле места их расположения Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Все части тела здорового человека работают согласованно, слаженно. Но мы можем видеть только внешний вид человека. А что же находится внутри? То, что находится внутри, называется внутренним строением тела человека.

Что вам известно о внутреннем строении тела человека? Заполним таблицу.

(заполняю таблицу на доске) «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали» .

Чтобы вы хотели узнать о внутреннем строении тела человека?

(Как они выглядят? Какой формы? Какого размера? Какую работу выполняют? Какой орган самый главный? Где расположены?)

А где можно найти ответы на наши вопросы? (учебник, энциклопедия, интернет) Для начала обратимся к учебнику.

Откройте  страницу 6 учебника, возьмите в руки карандаш. Рябят первого варианта, я попрошу прочитать текст на стр. 6 до последнего абзаца. А ребят второго варианта – начинать читать с последнего абзаца стр. 6 и до конца текста, отмечая на полях карандашом: то, что для вас новое + ;  и ? - не понял, есть вопросы.

Отвечают, что знают о внутреннем строении человека.

Формулируют свои мысли на вопрос: «Что хотят узнать по данному вопросу?»

Самостоятельно читают текст учебника, карандашом на полях делают пометки.

Физминутка

 Мой помощник приглашает вас отдохнуть.

Выполняют зарядку для тела и глаз.

Первичное усвоение новых знаний.

О каком внутреннем органе прочитали ребята первого варианта? (мозг)

Что для вас было новым?

Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, чувствами, движениями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Что бы человек ни делал – всем управляет мозг. Посмотрите, как он выглядит. Где располагается этот орган?

Легкие – орган дыхания. Мы все можем дышать, благодаря легким.

У каждого из нас два лёгких - правое и левое. Легкие похожи на 2 розовые губки, которые состоят из маленьких пузырьков. Во время вдоха пузырьки наполняются воздухом, частицы кислорода попадают в кровь и разносятся по всему организму, а углекислый газ – наоборот, из крови переходит в пузырьки и во время выдоха выходит из организма. Помните, что дышать нужно через нос, потому что в носу вдыхаемый воздух очищается и согревается. В какой части тела находятся лёгкие? Положите руку на грудь и сделайте вдох и выдох. Что вы заметили?

Следующий орган – сердце. Есть ли знак вопроса, что было не понятно?

Сердце и есть тот орган, который заставляет кровь двигаться. Его работу можно сравнить с работой мотора, и движение сердца не останавливается ни на минуту. Есть органы, которые - то работают, то отдыхают, а сердце работает всегда. Сожмите руку в кулак, вот это размер вашего сердца. А находится оно в груди слева. Покажите. Посмотрите, как он выглядит.

Теперь послушаем ребят второго варианта.

Когда пища опускается в желудок, она переваривается с помощью желудочного сока. Разная пища переваривается по-разному. Например, яйцо всмятку – около 1 часа, черный хлеб и жареный картофель – больше 3 часов, жареная свинина – 6 часов. Но желудок не умеет переваривать всю пищу, поэтому он проталкивает ее дальше - в кишечник. Желудок находится слева под рёбрами, чуть выше живота. Покажите. Посмотрите, как он выглядит.

Что представляет собой кишечник? Какая информация для вас была новой? Когда пища в кишечнике переварится, питательные вещества через стенки кишечника попадают в кровь, а она разносит их по всему организму. Вот так питается наш организм. Кишечник находится в животе. Покажите. Посмотрите, как он выглядит.

Что помогает переваривать пищу в кишечнике? Печень. Человек не может жить без печени. В печени есть запас веществ, которыми организм пользуется, когда голодает. В печени уничтожаются все микробы, которые попадают в кровь.  Если человек потеряет много крови, то печень из своих запасов отдаст пол-литра. Печень находится с правой стороны под рёбрами. Примерно на уровне локтя. Найдите это место. Посмотрите, как он выглядит.

Каждый из внутренних органов имеет свою форму и строение, и каждый из них выполняет свою работу.

Дети рассказывают о прочитанном материале. Что в тексте отметили для себя новое. Есть ли вопросы?

Смотрят на слайдах презентации как выглядят внутренние органы и где они располагаются.

Находят это место на своём теле.

Личностные  УУД: уметь работать с информацией

Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Предметные УУД: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему и внутреннему строению; учатся определять на своём теле места их расположения

Первичная проверка понимания

Цель:

- организовать выполнение самопроверки, систематизировать знания

Работа с таблицей «Узнали»

Вернёмся к таблице и проверим. Подтвердились ли наши знания о том, что мы знали о внутреннем строении тела человека?

На все ли вопросы мы нашли ответы «Что хотели узнать»?

Что узнали, кроме того, что хотели узнать? (узнали) 

Ответы на вопросы, которые остались открытыми постарайтесь найти в других источниках.

Все органы необходимы, каждый выполняет свою работу. А нам важно знать, как устроен и как работает организм человека  для сохранения и укрепления здоровья. О том, как сохранить своё здоровье мы поговорим на следующем уроке.

Встаньте. Предлагаю поиграть. Я буду называть внутренний орган. А вы вспоминаете место его расположения и кладёте руку на это место.

Мозг, кишечник, лёгкие, сердце, желудок, печень. Молодцы. 

Отвечают на вопросы.

Делают выводы, обобщают.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, делать правильные выводы.

Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Первичное закрепление.

Поработаем в парах и проверим, как вы запомнили внутреннее строение тела человека. Разместите правильно внутренние части тела на силуэте фигуры человека и приклейте их.

Откройте тетрадь на странице 3, прочитаем задание № 1.  Выполните его самостоятельно. Кому задание не понятно?

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

Работают в парах. Моделируют внутреннее строение тела человека

Выполняют самостоятельную работу и  взаимопроверку (обмениваются работами).

Анализ выполненного задания.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Информация о домашнем задании

  Дома: задание в учебнике стр. 4-7, в рабочей тетради на стр. 4-5 № 2, 3

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Личностные УУД: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

Итог урока

Цель:  

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Итак, подведём итог урока. Вернёмся к задачам, которые ставили перед собой в начале урока.

Узнать, какие части тела относятся к внешнему строению, а какие к внутреннему. Научиться определять на своём теле, где расположены внутренние органы.

Выполнили ли мы поставленные задачи?

Оцените свою работу. Вот перед вами лесенка успеха. Если вы хорошо уяснили тему сегодняшнего урока и можете научить других – возьмите карточку с белочкой. Если вы уяснили материал урока, но при выполнении заданий испытывали сомнения или трудности – возьмите картинку зайца. А если вы не поняли тему, не справились с заданием сегодняшнего урока – возьмите картинку ёжика. Покажите, какую картинку вы выбрали.  Хорошо! А я говорю всем спасибо за урок. И благодарю активных своих помощников пятёрками.

Отвечают на вопрос: «Выполнены ли учебные задачи?»

Оценивают уровень усвоения новых с знаний

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" для 2 класса (А.А.Плешаков"Окружающий мир"2 класс УМК "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру - строение тела человека, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА для 3 класса...

Презентация к уроку окружающего мира "Строение тела человека" 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Строение тела человека" 2 класс. Ученики знакомятся со строением тела человека, учатся распознавать внутреннее и внешнее строени организма....

Свидетельство о публикации методического материала:Открытый урок по окружающему миру "Строение тела человека"

Свидетельство о публикации методического материала:Открытый урок по окружающему миру "Строение тела человека"...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...