Экологические минутки на уроках в начальной школе
статья по окружающему миру (4 класс)

Никифорова Инна Николаевна

Экологические минутки на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_2019_dlya_larisy_gen.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические минутки

на уроках в начальной школе

        В современном мире, в мире технологий, большое внимание уделяется вопросам экологии.

        Наша Школа  ставит перед собой задачи, направленные на экологическое воспитание.

Первостепенной задачей   учителей  является - умение найти доступную для понимания детей информацию об экологии и использовать её в учебном процессе,  умение доступно, опираясь на различные источники информации,  помочь учащимся увидеть и прочувствовать возникшие перед человеческим обществом экологические проблемы, воспитывать в них чувство ответственности.

 Вопросы, связанные с экологическим воспитанием, можно решать и на  всех

уроках  применяя экологические минутки

 На уроках математики.

     Главной целью использования экологических минуток на уроках математики является внесение разнообразия в урок, активизация деятельности учащихся, расширение представления об окружающем мире и словарного запаса учащихся, оказание положительного влияния на формирование таких положительных человеческих качеств личности, как заботливое отношение человека к окружающей его среде.

     Экологические минутки можно использовать на различных этапах урока:

- во время устного счёта;

- при изучении нового материала,

- при закреплении и обобщении изученного материала.

     Свою работу по данной теме я разделила на два этапа.

Первым этапом работы является расширение кругозора при изучении экологических проблем, которые связаны с развитием промышленности, потребительского отношения человека к природе.

Экологические задания помогают осознать важность сохранения объектов окружающей среды, т.к. человек есть один из объектов этого мира.

Вторым этапом работы - решение задач экологического содержания, которые носят поисковый характер. Учащиеся не только находят способ решения задачи, но и знакомятся с фактами из жизни растительного и животного мира, человека. Все это способствует развитию интереса к урокам математики в целом, развивает математическую и литературную речь, мышление, память, помогает осознанно получать экологические знания.

Данная работа (создание экологических минуток) носит

- поисковый характер:

(учащиеся решают задачу, потом видят правильный ответ и изображение "найденного животного (растения)")

Например, даётся задача:

"Масса слона равна 6т, а масса льва -300кг. Во сколько раз масса льва меньше массы слона?

Выбери правильный ответ

А) в 5700 раз

Б) в 2 раза

В) в 294 раза

Г) в 50 раз

Д) в 20 раз

- познавательный характер

(при решении задания учащиеся получают новые сведения о том или ином растении, животном, человеке);

Например, необходимо найти значения выражений. По мере их решения открывается буква.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549894/img1.gif

- творческий характер

(учащиеся сами составляют задания с опорой на те или иные данные, которые может дать учитель или предлагают сами учащиеся)

Например, даются данные о продолжительности жизни животных:

Лошадь - 25 лет

Верблюд - 40 лет

Коршун - 40 лет

Орёл - 104 года

Щука - 300 лет

Составление и выполнение заданий с использованием данных помогает не только развитию математической и разговорной речи, но помогает также понять, что же влияет на продолжительность жизни растения, животного, также понять, как человек относится к природе.

Экологические задачи на уроках математики

Решая задачи экологического содержания, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики.

 Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение учащимися программным материалом.

.

Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.

Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.

Устный счет:

В теме «Нумерация чисел в пределах 1000» даю такие задания: - У зубатых китов есть зубы. Вы узнаете сколько, если назовете число, в котором 2 сотни и 7 десятков (270). Изучая тему «Километр», сообщаю детям, что сокол сапсан видит движущуюся добычу размером с голубя на расстоянии 1 км. Прошу выразить это расстояние в метрах (1000м)».

Решение арифметических примеров:

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания.

 Например:

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 28

Сосна –17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15*8 –(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:

Какая птица выводит птенцов зимой?

Дятел – 7

Клёст – 8

Аист – 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.

 


Экологизация курса русского языка

      На разных этапах урока русского языка, как в первом, втором, так и в третьем классе  можно и нужно использовать  задания экологического содержания: «Объясни значение пословиц:  «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади». В связи с этим можно  вспомнить и рассказать о зиме и особенностях этого времени года, как живется животным , растениям. Работая по развитию речи учащихся,  можно предложить  написать сочинение или изложение на различные темы: «Лес – наше богатство», « Природа- наш дом», «Маленький хозяин», «Друзья леса». Такие задания помогают повторить знания о природе, о мерах ее охраны, развивают у детей способность воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова.

Также на уроках русского языка очень полезно составлять  описание деревьев, кустарников, трав.

Детям можно предложить экологические минутки в виде следующих заданий:

1. Допиши предложение

Люди не могут жить без природы, потому что она ...

Чтобы природа не погибла, надо ...

2. Допиши рассказ

«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я ...»

«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок ...»

3. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:

- когда ты обнаружишь птичье гнездо;

- когда встретишь красиво цветущие растения;

- когда собираешь ягоды;

- когда собираешь грибы;

- когда увидишь в лесу муравейник;

- когда увидишь поврежденные березы;

- когда ты отдыхаешь  на лесной поляне.

4. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли:

- все сосны и ели;

- все белки;

- все птицы.

5. Напиши ответ на телеграмму:

«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень.

- Сочини правила подкормки птиц

-  Сочини правила лесной вежливости

6. Правила поведения в природе. (Тема: НЕ с глаголами)

Не ломай ветки!

Не разоряй птичьи гнезда!

Не лови бабочек и жуков!

Не бери из леса диких животных и их детенышей!

Не рви лесные и луговые цветы!

7. Грамматические и орфографические задания

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете останемся одни.

Задание: указать род имён сущ

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли.

Задание: подчеркнуть глаголы.

А ежик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал,

А после взял и убежал.

Задание: определить время глаголов.

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом.

Задание: определить части речи.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над  цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной

формы.

Береги свою планету,

Ведь другой такой на свете нету!

Задание: определить падеж имен существительных.

Яг.ды б.рите а.уратно,

(Не) т.пчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас м.гли прийти.

Задание: определить число имен

существительных.

Каждый где-нибудь живет:

Рыба - в речке, в норке - крот,

Заяц - в поле, мышь - в соломе,

Я - в большом кирпичном доме.

Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,

во второй - сущ. 2скл.

Если ягоду (не) знаешь,

Лучше ты её (не) рви.

Если ягоду (не) знаешь,

В рот ее ты (не) клади.

Задание: раскрой скобки.

В л.су р.дилась елоч.ка

В л.су д.лжна р.сти.

Не нужно рубить елоч.ку

И в дом ее н.сти.

Задание: вставить пропущенные буквы.

Не стоит елочку губить

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди.

Задание: укажи части речи.

 Можно предложить детям задания творческого характера, например:    .   Дополни предложения

1. Береги лес. Не засоряй лес мусором! Не разводи в лесу костры!...

2. Люди не могут жить без природы, потому что она…

3. Что, по-вашему, в природе самое красивое?

Составьте рассказ по опорным словам.

Кормушка.

Птицы, зима, голодно, летают, ищут, дворы, корм, школьники, делать, кормушки.

Закончите рассказ.

Был теплый день. Коля  пошел в лес. Идет он и видит – цветут…

 Придумай подписи к картинкам.

 Исправляем ошибки (любой текст природоведческого содержания).

  Для развития логического мышления можно предложить следующие задания: «найди лишнее слово»:

- дождь, снег, осадки, иней, град;

- сирень, акция, крушина, рябина;

- кошка, собака, курица, кролик, лошадь.

Для развития внимания:

- кричат грачи – последние вестники весны;

- весело было бы жить без птиц;

- летом выпал снег;

- медведь  – травоядный зверь.

     Использование заданий экологического характера очень оживляет работу педагога и обучающихся.  Способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять. В  заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком, совершенно важно, чтобы у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологические минутки на разных уроках и занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Физкультурные минутки на уроках в начальной школе"

Использование физкультминуток в стихах на уроках математики, письма и окружающего мира....

Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.

Здоровье детей- главная и основная тема для всего человечества. Этот материал будет полезен для учителей во время проведения уроков, для воспитателей  ГПД , а также для родителей....

мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...

мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Отдых играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии...

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе...