Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Фролова Светлана Николаевна

Рабочая  программа по курсу «Окружающий мир» для учащихся  1 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, х.Балко-Грузский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12

___________________ М.Б.Буравкина

Приказ  от «_____» ______ 2019 г №_______.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Уровень общего образования (класс) начального общего образования, 1 класс

Количество часов: 66 часов

Учитель: Фролова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе: авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».( рабочие программы 1-4 классы) Москва «Просвещение» 2011г.

Примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011г.

                                       2019 – 2020 учебный год

                                                1.Пояснительная записка

 Рабочая  программа по курсу «Окружающий мир» для учащихся  1 класса  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.    Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – РФ.

2.         Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, (приказ  Министерства   образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

3.        СанПин 2.4.2.2821 – 10, утвержденным постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер № 19993.

4.        Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2019 – 2020 учебный год».

5.        Учебным планом МБОУ Б-ГСОШ № 12 на 2019 – 2020 учебный год.

6.        Положением «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ № 12, реализующих образовательные программы общего образования».

7.        Основной образовательной программой начального общего  образования МБОУ Б-ГСОШ № 12 на 2019– 2020 учебный год.

8. Примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011г

 9. Авторской программы   А. А. Плешакова «Окружающий мир».

.

     Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России»:

• Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017..

     Согласно учебному плану  на изучение  курса « Окружающий мир » отводится  в 1 классе- 66 часов, ( 2 часа в неделю). Расхождение может составлять ( не более 4-5 часов) определенные государством праздники ( 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая).

Количество контрольных работ-  1

 Срок реализации  рабочей программы – 1 год

Цели и задачи курса

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса.

К концу 1 класса у учащихся могут быть сформированы следующие личностные результаты освоения программы

У учащихся будут сформированы:

• ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

• понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

• понимание необходимости бережного отношения к природе;

• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;

• понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

• понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;

• понимания своей сопричастности к жизни страны;

• внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);

• определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

• осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

• называть и различать окружающие предметы и их признаки;

• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

• группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

• высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся могут научиться:

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

Человек и природа

Учащиеся научатся:

• называть характерные признаки времён года;

• различать и называть части растений;

• ухаживать за комнатными растениями;

• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

• различать и называть основные части тела человека;

• называть органы чувств и рассказывать об их значении;

• приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

• рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

• различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

• характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

• называть основные возрастные периоды жизни человека;

• рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

• называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

• рассказывать о способах движения и питания животных;

• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

• рассказывать, как развивается растение из семени;

• выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

• называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

• выражать приветствие, благодарность, просьбу;

• выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

• рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

• приводить примеры видов труда людей;

• узнавать герб и флаг России, называть её столицу;

• различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

• различать виды эмоционального состояния человека;

• воспроизводить гимн России.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

« ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»- 66 часов

Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки  предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).

Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

Человек и общество.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека  с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Москва – столица России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Контрольные работы               ( к-во часов)

Проекты

Практические работы

 тест

1

Введение

1

0

2

Что и кто?

20

0

0

0

1

3

Как, откуда и куда?

12

0

0

0

1

4

Где и куда?

10

0

0

0

1

5

Почему и зачем?

23

1

0

0

1

6

Всего уроков

66

1

0

0

4

4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

       Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Дата

Дидактическое обеспечение                      оборудование

план

факт

                                                               Введение 1 час

1

Знакомство с учебником. Задавайте вопросы!

1

4.09

Учебник с.3-8

Раздел « Что т кто?»( 20 часов)

1

Что такое Родина?

1

6.09

Учебник с.10-11, карта, глобус

2

Что мы знаем о народах России?

1

11.09

Учебник с.12-13

ИКТ

3

Что мы знаем о Москве?

1

13.09

Учебник с.14-15

ИКТ

4

Обобщающий урок.

Проект « Моя малая родина»

1

18.09

Учебник с.16-17

ИКТ

5

Что у нас над головой?

1

20.09

Учебник с.18-19 демонстр. материал

6

Что у нас под ногами?

1

25.09

Учебник с.20-21, ИКТ, демонстр.материал

7

Что общего у разных растений?

1

27.09

Учебник с.22-23

Нагл.материал- растения

8

Что растет на подоконнике?

1

2.10

Учебник с.24-25, комн.растения

9

Что растет на клумбе?

1

4.10

Учебник с.26-27

ИКТ,

10

Что это за листья?

1

9.10

Учебник с.28-29, гербарии

11

Что такое хвоинки?

1

11.10

Учебник с.30-31

Хвоинки и шишки

12

Кто такие насекомые?

1

16.10

Учебник с.32-33

ИКТ, демонстр.м-л

13

Кто такие рыбы?

1

18.10

Учебник с 34-35, дем.м-л

14

Кто такие птицы?

1

23.10

Учебник с 36-37

Демонстр.м-л

15

Кто такие звери?

1

25.10

Учебник с 38-39, демонстр.м-л

16

Что нас окружает дома?

1

6.11

Учебник с 42-43, иллюстрации

17

Что умеет компьютер?

1

8.11

Учебник с 44-45, опорные таблицы.

18

Что вокруг нас может быть опасным?

1

13.11

Учебник с 46-47

Опорные таблицы

19

На что похожа наша планета?

1

15.11

Учебник с 48-49, ИКТ

20

Обобщающий урок по разделу «Что

и кто?».

1

20.11

Учебник с 50-54

Раздел « Как, откуда и куда?»- 12 часов

1

Как живет семья?

Проект «Моя семья».

1

22.11

Учебник с 56-59

2

Откуда в наш дом приходит  вода и куда она уходит?

1

27.11

Учебник с 60-61, оборуд. Для опыта

3

Откуда  в наш дом приходит электричество?

1

29.11

Учебник с 62-63

4

Как путешествует письмо?

1

4.12

Учебник с 64-65

Дем.материал-письмо

5

Куда текут реки?

1

6.12

Учебник с 66-67, энциклопедия

6

Откуда берутся снег и лёд?

1

11.12

Учебник с 68-69, мат.для опыта, снег, вода

7

Как живут растения?

1

13.12

Учебник с 70-71, оборуд: лейка, грабли

8

Как живут животные?

1

18.12

Учебник с 72-73, ИКТ

9

Как зимой помочь птицам?

1

20.12

Учебник с 74-75, кармушка

10

Куда девается мусор?

1

25.12

Учебник с 78-79

11

Откуда в снежках грязь?

1

27.12

Учебник с 80-81

12

Обобщающий урок по разделу.

1

15.01

Учебник с 82-87

Раздел « Где и куда?-10 часов

1

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс  и моя школа».

1

17.01

Учебник с 4-7

2

Когда придет суббота?

1

22.01

Учебник с 8-9, календарь

3

Когда наступит лето?

1

24.01

Учебник с 10-11

4

Где живут белые медведи?

1

29.01

Учебник с 12-13, глобус, ИКТ

5

Где живут слоны?

1

31.01

Учебник с 14-15, ИКТ

6

Где зимуют птицы?

1

5.02

Учебник с 16-17

7

Когда появилась одежда?

1

7.02

Учебник с 20-21, ИКТ

8

Когда изобрели велосипед?

1

12.01

Учебник с 22-23, ИКТ

9

Когда мы станем взрослыми?

1

14.01

Учебник с 24-25

10

Обобщающий урок по разделу. Защита проектов

1

26.02

Учебник с 26-30

Раздел Почему и зачем?- 23 часа

1

Почему Солнце светит днем,

а звезды ночью?

1

28.02

Учебник с 32-33

2

Почему Луна бывает разной?

1

4.03

Учебник с 34-35, ИКТ

3

Почему идет дождь и дует ветер?

1

6.03

Учебник с 36-37

4

Почему звенит звонок?

1

11.03

Учебник с37-39

5

Почему радуга разноцветная

1

13.03

Учебник с 40-41

ИКТ

6

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

1

18.03

Учебник с 42-45

7

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

20.03

Учебник с 46-47

8

Почему в лесу мы будем соблюдать тиши-ну?

1

1.04

Учебник с 48-49

9

Зачем мы спим ночью?

1

3.04

Учебник с 52-53

10

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

8.04

Учебник с 54-55

11

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

1

10.04

Учебник с 56-57

12

Зачем нам телефон и телевизор?

1

15.04

Учебник с 58-59, опорная таблица

13

Зачем нужны автомобили?

1

17.04

Учебник с 60-61

14

Зачем нужны поезда?

1

22.04

Учебник с 62-63

15

Зачем строят корабли?

1

24.04

Учебник с 64-65

16

Зачем строят самолеты?

1

29.04

Учебник с 66-67

17

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

6.05

Учебник с 68-69

ИКТ

18

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

8.05

Учебник с 70-71

19

Зачем люди осваивают космос?

1

13.05

Учебник с 72-73

20

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

15.05

Учебник с 74-75

21

Итоговая контрольная работа

1

20.05

22

Обобщающий урок по разделу

1

22.05

Учебник с 76-77

23

Презентация проекта « Мои домашние питомцы»

1

Итого уроков: 66

5.ЛИТЕРАТУРА

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической  этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2011.

8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011

2. Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).

Согласовано

протокол заседания МС

МБОУ Б-ГСОШ №12

от __________2019г   №1

руководитель МС

_________________ Митченко М.Н.

Согласовано

Заместитель директора      

 по УВР

____________Митченко М.Н.

___  ________  2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...