Урок-экскурсия в 3 классе по теме "Приметы осени"
план-конспект по окружающему миру

Дадыкина Надежда Николаевна

Урок-экскурсия для учащихся 3 класса "ПРИМЕТЫ  ОСЕНИ» (экскурсия в природу)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya_dlya_uchashchihsya_3_klassa_.docx103.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия для учащихся 3 класса "ПРИМЕТЫ  ОСЕНИ» (экскурсия в природу)

Место проведения: парковая зона возле школы.

Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Планируемые результаты экскурсии:

Личностные:

•        самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;

•        смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве  разнообразии природы;

•        интерес к исследовательской работе.

Метапредметные:

          а) Регулятивные:

•        контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,

•        понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.

б) Познавательные:

•        находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,

•        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•        анализ и синтез, выведение следствий;

   в) Коммуникативные:

•        умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

•        умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

•        управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные:        

•        рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;

•        характеризовать осенний месяц;

•        знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,

•        обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,

•        формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,

•        расширить кругозор детей,

•        вырабатывать правила поведения в окружающем мире.

Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

     

                                               ХОД ЭКСКУРСИИ

  1. Подготовительный этап

Организационный момент.

Учитель.

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес,

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться.

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи;

Ребята, послушайте, какие времена

Года описаны в этих отрывках?

«Солнце светит, но уже не так греет».

«Вечера все холоднее».

«Желтеют листья, сохнут травы».

«Улетают птицы».

Учитель. Какое время года описано?

Дети. Осень.

Учитель. Почему грустное это время года?

Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скоро полетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.

Учитель. А чем прекрасно это время года?

Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.

Учитель. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.

И так для чего мы идем на экскурсию?

Дети. Наблюдать за признаками осени.

Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

II. Непосредственное проведение экскурсии

1. Беседа

Учитель. Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.

Дети. Пожелтение листьев, похолодание.

Учитель. Сравните летнее и осеннее время.

Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.

Учитель. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?

Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.

Учитель. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.

Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.

Учитель. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.

Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.

Ель

Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.

Береза

В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.

Учитель. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)

А как изменились травяные растения?

Дети. Тоже пожелтели, засыхают.

Учитель. Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?

Дети. Да.

Учитель. Так ли их много, как летом?

Дети. Цветущих растений очень мало.

Учитель. А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?

Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.

Учитель. Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?

Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.

Учитель. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?

Дети. Меньше стало солнечного тепло, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.

2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках

Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

Задание № 3

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 4

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 5

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

Задание № 6

По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.

Практическое задание

Учитель. Давайте соберем красивые листочки, семена, шишки и другой природный материал, чтобы сделать из него поделки.

3. Итог

Учитель. Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали? Какие моменты запомнились больше всего?

III. Послеэкскурсионная работа 

Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:

- ответы на вопросы в классе по группам.

- творческая выставка «Дары осени».

  1. Описание специфики  методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.

Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.

  1. Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.

Во время экскурсии учащийся обязан:

•        соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;

•        соблюдать правила личной гигиены;

•        соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;

•        соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;

•        соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;

•        соблюдать местные традиции и обычаи;

•        бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

Учащимся запрещается:

•        покидать место расположения группы;

•        трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;

•        пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;

•        трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;

•        пить воду из водоемов без соответствующей обработки;

•        без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;

•        без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;

•        выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

3.        Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.

Картинки по запросу фото гербарии осенние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-экскурсия в осенний лес. Это увлекательное путешествие будет проходить вместе со сказочной героиней Осенью.Она познакомит ребят с изменениями в жизни растений в это время года....

Урок-экскурсия во 2 классе по ознакомлению с окружающим миром

Цель: 1) дать первоначальные сведения о природе, о природе родного края, познакомить детей с задачами экологии и ее значением...

Путешествие в лес. Урок-экскурсия в 1 классе.

Урок-экскурсия в 1 классе "Путешествие в лес"....

Урок-экскурсия в 1 классе "Зимние загадки"

Урок интересен для ребят младшего школьного возраста. Ученики активны, любознательны и еще долго делятся впечатлениями об этом занятии....

Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"

Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе"...

Урок-экскурсия в 4 классе "Природа осенью»

Урок-экскурсия для учащихся 4 класса "Природа осенью»...