Урок-экскурсия в 1 классе "Зимние загадки"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Зеленкова Юлия Владимировна

Урок интересен для ребят младшего школьного возраста. Ученики активны, любознательны и еще долго делятся впечатлениями об этом занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_ekskursiya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия.

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Зимние загадки»

Цели: определить значение снега и льда в природе и для человека;

формировать экологическую культуру учащихся;

воспитывать любовь к природе.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Наступили холода. Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

-Назовите зимние месяцы.

-Какие вы знаете признаки зимы?

-Чем покрыта земля?

-А реки в нашем крае?

-Кто назовет тему сегодняшнего урока? Что мы будем сегодня изучать?

-Итак, сегодня мы поговорим о зимних загадках.

(появляется Снежная Королева).

-Кто посмел нарушить мой покой? Мою тишину и безмолвие? Я позволю вам узнать тайны моего королевства, если вы выполните все мои условия! Согласны?

Условия: 1.изучить свойства снега и льда

2.определить значение снега и льда в природе

3.определить значения снега и льда для человека

-Готовы выполнить все условия Снежной Королевы?

-Тогда в путь.

Экскурсия.

-Посмотрите, ребята, в какое великолепное место мы пришли. Лес-царство Снежной Королевы. Действительно ли - царство? (царство-красота, богатство, великолепие). Что ж, давайте попробуем разгадать ее загадки.

Задание. Измерьте палкой и сравните глубину снега на открытом месте и среди деревьев. Объясните  разницу – на открытых местах ветер уносит снег, деревья ослабляют его силу в лесу. Кроме того, на открытых местах под лучами Солнца (хоть и слабыми) и на ветру снег испаряется, т.е. переходят в пар. Это так, хотя поверить трудно – вспомните, высыхает же на морозе вывешенное мокрое и замерзшее белье. Под деревьями тень, и ветер слабее.

Вывод. Деревья сберегают влагу - весной из снега образуется талая вода и в лесу ее будет больше.

- Как изменился общий вид леса, парка, сквера по сравнению с осенью? (Многие деревья и кусты сбросили листья и стоят голые, в лесу стало далеко видно, под деревьями белым покрывалом лежит снег – он укрыл землю, траву, опавшие листья, лежит на ветках, украшая лес).  

- Как изменился вид хвойных деревьев и кустарников по сравнению с осенью? (Хвойные деревья и кустарники остались зелеными остались зелеными, т.к. они не сбросили хвою, на фоне снега они выглядят красиво. За это  их называют вечнозелеными, но это не так – хвоя у них тоже опадает, но постепенно – убедитесь в этом, подойдя к ним: на снегу ты увидишь хвоинки, опавшие, обрати внимание: опавшие хвоинки изменяют цвет, как и опавшие листья).

Из-под снега, особенно на опушках (краю леса), торчат вершинки травянистых растений. На ветках деревьев, кустарников и трав видны плоды и семена, которые треплет ветер, отрывает их, уносит в стороны и разбрасывает по снегу. Убедись в этом, осмотри поверхность снега или слегка разгреби его. Весной эти семена прорастут, и из них вырастут новые деревья, кустарники, если они попали на подходящее открытое место. Осмотрим ветки лиственных растений. На них чуть выше места, где росли опавшие листья, найди почку. Рассмотри почки снаружи. Обрати внимание, что они надежно защищены чешуйками, под которыми находятся крохотные листочки – зародыши, сильно склеенные между собой. Они ждут весеннего тепла - клейкое вещество тоже защищает листочки от холода. Эти маленькие листочки весной развернутся в большие и красивые листья. Для этого нужны свет и тепло. Если попробовать на вкус несколько почек, то можно уловить терпкий запах. Зимой, когда голод сильно донимает, птицы склевывают почки в пищу. На ветках же есть и цветочные почки – они немного отличаются от листовых. Попробуйте определить это отличие.

Задание. Раскопайте снег до почвы. Посмотрите, как зимуют под снегом маленькие растения. Много старых опавших листьев, пожухлых растений, но можно кое-где наткнуться на зеленые побеги и листочки. Чудо! Они спасаются от морозов под снегом. Засыпь их побыстрее, иначе они замерзнут.

Итог. Зимой лес стоит без листьев – он светел. На ветках растений висят плоды и семена, которые разносятся ветерком. Хвойные растения стоят зеленые – они сохранили хвою. Снег надежно укрывает корни растений и новые побеги от мороза. Лес-собиратель влаги (снега).

-Давайте вспомним, что такое «снег» и «лед»? Снег и лед – это замерзшая вода. Итак, снег и лед имеют различные свойства. Чем отличаются друг от друга снег и лед?

-Чем они похожи

-Где в природе вы видели лед? А еще бывают ледники и айсберги.

-Скажите, а лед- это наш друг или враг? В чем польза льда? А в чем опасность?

Что делать, если вы увидите бабушку, которая скользит по льду? Как вести себя, если вы видите ледяную тропу, которую вам необходимо пройти? А опасно ли кататься на коньках вдоль дороги? Почему?

-Что такое лед?

-Поскольку лед твердый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

-Если лед-это замерзшая вода, тогда, что такое снег?

(Снег-это множество снежинок).

_Посмотрите, как много снежинок в царстве Снежной королевы.

-Что представляют собой снежинки?

-На что они похожи?(на звездочки, 6 лучей).  

Снежинки образуются в небе в облаках. А облака- это скопление капелек воды на небе. В теплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в снежки.

-Как вы думаете, почему под толстым слоем снега есть зеленые растения и они не заме6рзают?

-Какое значение имеет снег и лед в природе? (согревает растения, животных от лютых холодов, в нем накапливается вода, которую будут использовать растения весной).

В народе говорят: «Много снега - много хлеба». Объясните смысл этой пословицы.  

-Ребята, скажите хорошо под снегом или плохо? Давайте выскажем свое мнение, какую пользу приносит снег и лед нам, людям?

 Снег и лед – это надежное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это веселые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы!

-Ребята, давайте посмотрим, выполнили ли мы условия Снежной Королевы?

-Что нового вы узнали, побывав в царстве снега и льда? У Снежной королевы? А для этого мы поиграем в игру: если я буду говорить правильное утверждение – вы будете хлопать в ладоши, а если неправильное, то приседать.

-Снег при таянии превращается в воду?(+)

-Если вода замерзнет, она превратится в лед (+).

-Снег бесцветный(-)

-Лед прозрачный(+)

-У снежинок 5 лучей(-)

-Снег рыхлый(+)

-Лед хрупкий(+)

-Снег прозрачный(-)

-Все снежинки одинаковые(-)

-Снег белый(+)

-Снежная королева довольна вами и дарит на память прекрасное продолжение зимы: игры, забавы, радость и смех.

-Помните, что снег и лед нам необходимы - это наше зимнее богатство. Радуйтесь и наслаждайтесь зимним временем. Но помните о безопасности, берегите свое здоровье и здоровье окружающих.

Давайте скажем лесу «До встречи» и подарим на память снежные фигуры.

     

 

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

В час предрассветный добрый волшебник. Тихо по городу шел…

В инее стали ветви березок, а на земле белоснежный ковер.

Белый снежок укрывает дорожки, в инее чудном деревья стоят.

Добрый волшебник, незримый художник город одел в белоснежный наряд.

Закружили метели, п6есни вьюга поет. До весенней капели вся природа заснет.

Холод, песни метели и дорога пуста…и закованы реки в прочный панцирь из льда.

  1. изучить свойства снега и льда

  1. определить значение снега и льда в природе

  1. определить значения снега и льда для человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

Урок - экскурсия "Загадки зимушки - зимы"

Данный материал предназначен для учителей начальных классов при проведении экскурсии в природу в зимнее время....