Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме:"В ледяной пустыне".
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Кобзева Ольга Александровна

    Конспект урока окружающего мира по теме:"В ледяной пустыне".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmet.docx24.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 4

    Тема: «Зона арктических пустынь»

    Тип урока: открытие новых знаний

    Цель: сформировать представление обучающихся о зоне арктических пустынь.

    Задачи:

    Образовательные: сформировать представление обучающихся о понятие «Арктика», учить находить и показывать ее на карте полушарий, ознакомить с особенностями природы, значением природы данной зоны для человека, ее использованием.

    Развивающие: развивать логическое мышление, память, связную речь.

    Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к природе; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

    Знать зону арктических пустынь, особенности природы и значение данной зоны для человека, уметь находить и показывать на карте полушарий.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

    Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном.

    Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные: формулировать вопросы и свои затруднения; построение монологических и диалогических высказываний.

    Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    Средства обучения: Учебник, Окружающий мир. 4 класс 1 часть. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., компьютер, презентация

                                                                             Ход урока:

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    2. Актуализация знаний.

    Тестовая работа.

    1. Природные зоны России расположены так:

    А) тундра, арктическая зона, зона лесов.

    Б) арктическая зона, зона лесов, тундра.

    В) арктическая зона, тундра, зона лесов.

    2. Какие существуют промежуточные природные зоны? Зачеркните лишнее.

    А) лесотундра

    Б) лесопустыня

    В) лесостень

    3. Как сменяются природные зоны?

    А) с запада на восток

    Б) с востока на запад

    В) с севера на юг

    4. В чем причина смены природных зон?

    А) Земля вращается вокруг соей оси

    Б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

    В) Земля вращается вокруг Солнца

    - Проверим, как вы выполнили тест.

    - Открываем рабочие тетради на странице 38 задания 3,4. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверим, как вы выполнили эти задания.

    - Объясните друг другу причины смены природных зон в нашей стране.

    - Какие вопросы вы записали в задании 5?

    Проверка домашнего задания

    Объясняют причины смены природных зон.

    Ученики читают классу свою вопросы.

    3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

    Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнем, вы сейчас догадаетесь. Послушайте описание чертогов одной сказочной героини.

    Чертог- дворец.

    Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметана их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

    Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.

    Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

    - В какой природной зоне жила героиня этого рассказа?

    - Кто узнал героиню произведения?

    - Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    - Какие задачи перед нами стоят?

    - Что вы уже знаете об этой зоне?

    Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега, льда!

    - Кто из вас знает, что означает слово Арктика.

     - Природная зона на карте и слайды про Арктику.

    - Ребята, кто помнит план изучения природной зоны?

    - Для того, чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю вам отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет своя рола:

    1) географы будут работать с картой и найдет месторасположение зоны;

    2) синоптики будут изучать климат;

    3) зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера;

    4) ботаники будут искать информацию о растительном мире.

    - Мы знаем, что отправляемся в царство холода, снега, льда.

    - Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

    Географы:

    Пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

    1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

    2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

    3. К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

    - Вставьте пропущенные слова, прочитайте вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте.

    Арктика- это район Земли, примыкающий к …. Это огромное пространство … океана, с … и …. На карте Арктика обозначена … цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: …, …, …, и

    ....Арктика расположена … от нашего края.

    Синоптики:

    Пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке:

    1.Почему здесь царство снега и льда?

    2.Погодные условия зимой.

    3. Погодные условия летом.

    4. Почему здесь такие суровые условия?

    - Вставьте пропущенные слова, прочитайте вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом картин.

    Солнце направляет на эту зону ... лучи. Оно ..., но не …. Зимой в Арктике …. Темноту освещают луна, звёзды и …. Дуют …, бушует ….. Температура опускается до … градусов. Летом в Арктике …., но …. тоже нет. Это зависит от географического …. арктической зоны. Температура лишь на …. выше ….

    Ботаники:

    -Ботаники, используя, учебник, карточки с изображением растений (мхи, полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

    1.Какие растения прижились в Арктике?

    2.Почему живут только эти растения?

    3.Как они приспособились к таким условиям?

    4.Каково значение растений данной зоны?

    - Вставьте пропущенные слова, прочитайте вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом растений.

    На островах прямо на голых … встречаются …, они очень …. Также приспособились к жизни на камнях … и … . В толще воды, не покрытой …, большое количество ….

    Зоологи:

    - Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

    1.Какие животные обитают в арктической зоне?

    2.Чем они питаются?

    3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

    4.Что такое птичьи базары?

    - Вставьте пропущенные слова, прочитайте вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом.

    Животных арктической зоны кормит … . Морскими водорослями питаются …, а ими … . Основная пища птиц и животных – это … . На скалистых берегах собираются … , …. и …., здесь они выводят ….. Птиц с необычными клювами называют … . Все звери - прекрасные …. . От холода их защищает … . Это … и …. . На тюленей охотятся … . У них длинная густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было … .

    - В арктической зоне.

    - Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

    Формулируют тему рока:

    - Зона арктических пустынь

    - Нахождение зоны арктических пустынь на карте полушарий, познакомиться с особенностямиприроды, значением природы данной зоны для человека, ее использование.

    В переводе с греческого «Арктос» - медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой медведицы, т.е вокруг Северного полюса.

    План изучения природной зоны:

    Название, изображение на карте.

    1. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе)
    2. Использование природы данной зоны человеком.
    3. Экологические проблемы и охрана природы.

    Меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.

    Работают с учебником, географической картой. Читают, анализируют и отвечают на вопросы.

    Вставляют пропущенные слова, читают рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте.

    Арктика- это район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На карте Арктика обозначена синим цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Арктика расположена к северу от нашего края.

    Работают с учебником, географической картой. Читают, анализируют и отвечают на вопросы.

    Вставляют пропущенные слова, читают рассказ, сопровождая свой ответ показом картин.

    Солнце направляет на эту зону косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды и северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

    Работают с учебником, географической картой. Читают, анализируют и отвечают на вопросы.

    Вставляют пропущенные слова, читают рассказ, сопровождая свой ответ показом растений.

    На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений – водорослей.

    Работают с учебником, карточками с изображением животных. Читают, анализируют и отвечают на вопросы.

    Вставляют пропущенные слова, читают рассказ, сопровождая свой ответ показом растений.

    Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери - прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

    4. Первичное закрепление во внешней речи.

     Выступление каждой группы и дополнение учителем:

    Выступление синоптиков.

    Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.

    Выступление ботаников.

    К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.

    Выступление зоологов.

    Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря – перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв.

     Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнезда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал.

     Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокают, а в мороз не замерзает.

    - Послушайте внимательно рассказ и назовите 2 причины, по которым белый медведь погружается в воду.

    Белый медведь - отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинную шею, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему при охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2 градуса.

    - Что заставляет белого медведя погружаться в воду?

    - Итак, все научные группы мы заслушали. Можем мы назвать арктическую зону пустынной?

    - Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в проруби, называют моржами?

    Чтобы стать моржом, нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаляться.

    Работа по учебнику. С. 81-82

    - Чем занимаются люди в Арктике?

    - Как вы думаете, существуют экологические проблемы в такой малоселенной зоне и какие?

    - Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.

    - Что вам удивило?

    - Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет ваш одноклассник.

    Этот заповедник расположен на острове Врангеля, был создан в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирождённые кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

    Выступление каждой группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса

    Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...

    Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.

    На уроке у учащихся формируются  представления о природной зоне пустынь....

    мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

    презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...