Конспект урока по окружающему миру во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. УМК " Начальная школа 21 века".  Интегрированный урок : окружающий мир-литературное чтение - изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество  Цыденжапова Светлана Цыбеновна

    Должность  учитель начальных классов

    Место работы  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1

Тема урока  «Россия - многонациональная страна».

Тип урока: комбинированный

    Класс 2

    Цель урока: формировать у обучающихся образы народов  разных национальностей, проживающих в России и уважительное отношение к ним; любовь к Родине, любовь к малой Родине;  закрепить знания о цвете, как основной формы выразительности  произведения, его исторической ценности.

   Задачи урока: закрепить представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов; развивать творческую активность, навыки работы  с гуашью, эстетический и художественный вкус; закрепить умение работать в группах.

   Планируемые достижения учащихся.

        Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану; вносить необходимые коррективы.

         Познавательные: умения читать и слушать, извлекая нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач, осуществлять операции  анализа, синтеза; представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов.

        Коммуникативные: вступать в учебный диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других по теме урока; осуществлять совместную деятельность в рабочих группах; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

        Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, участие в коллективном  творческом процессе; осознание себя как  индивидуальности и как члена общества, способность к самооценке своих действий; проявлять интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществлять позитивную самооценку.

         Оборудование к уроку. Оборудование (средства обучения): У обучащихся  — учебник «Окружающий мир – 2 класс, 1 ч.; рабочая тетрадь «Окружающий мир – 2 класс, 1 ч., смайлики. У учителя — рисунки представителей народов разных национальностей в национальных костюмах, карточки, компьютер, экран, презентация «Россия – многонациональная страна». 

Прилагаемые медиаматериалы: презентация «Россия - многонациональная страна».

 Использованная литература:

Окружающий мир. 2 класс : рабочая программа  по УМК «Начальная школа 21 века»

Ресурсы сети Интернет:

http://dic.academic.ru/

http://images.yandex.ru

План урока

  1. Организационный момент (мотивационный этап) 

мотивация на успех, формирование интереса к предмету

2. Актуализация знаний.

3. Повторение изученного материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Практическое выполнение задания.

6. Анализ работ, подведение итога урока.

Сценарий урока.

I. Самоопределение к деятельности

- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (Настроение должно быть хорошим.)

- Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее  настроение. (Спасибо!)

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. (Улыбнулись, хлопки в ладони с соседом по парте.)

Цель: включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя Высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи.

Деятельность обучающихся Высказывают добрые пожелания друг другу.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Ребята, сегодня урок мне хочется начать отрывком из стихотворения великого русского поэта Н.А.Некрасова (Слайд 2)

Все рожь кругом, как степь живая

Ни замков, ни морей, ни гор…

Спасибо сторона родная,

За твой чарующий простор!

-Ребята, о какой родной стороне говорит поэт?

(О родине)

Недавно в нашей школе прошла  научно-исследовательская конференция школьников, где наша Милана рассказала о творчестве своей бабушки  Дементьевой  Василисы Ивановны  и заняла 1 место.  Расскажи, пожалуйста,  одно из её стихотворений.

(Милана читает стихотворение бабушки

«Ромашковое поле»

Цветет ковром ромашковое поле.

Беззвучный вальс танцуют облака.

Березы белоствольные стеною

Взмывают ввысь,  листвою шелестя.

Виденья этой красоты неброской

Дополнит вязь подсолнуха и льна.

О ситец красоты животворящий,

Бездонного раздолья свет,

Наполнит нас глубокой тайной,

И нас счастливей в этом мире нет!

Захочется летать, кружить, смеяться

И просто жить, творить, любить, мечтать,

Под трели птиц  природой наслаждаться

Беречь её и вечно величать!

О чём стихотворение? (Ответы детей)

Тоже о Родине!

-У каждого человека есть Родина. Как называется наша Родина?

-  Наша Родина - это Россия

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.

Деятельность учителя Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний.

Деятельность обучающихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.

III. Постановка учебной задачи

-Кто догадался, какая тема урока?

-Сегодня мы продолжим разговор о России.

(Слайд 3, 4)

-Покажите на карте границы Российского государства;

-Как называют людей, живущих в России?

Кто был в российских городах? Каких? Покажите на карте. В декабре  была в нашей столице Макарова Виктория, кстати, в литературной секции она  заняла 2 место. (Вика показывает на карте Москву)

- Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке? Чего мы ещё не знаем о России?  1 слайд – подсказка (Какие ещё народы живут в России, их традиции, костюмы, блюда национальной кухни …)

-В конституции   - основном законе  России , говорится : «Мы - многонациональный народ России». (На доске Слайд 4 с темой урока)

-Что означают эти слова?

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Деятельность учителя

 Создает готовность к предстоящей деятельности,

организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Деятельность учеников Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, дефицит знаний, осознают цель предстоящей деятельности.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (проблемное объяснение нового знания)

- В нашей стране с давних пор живут разные народы. В России проживает 183 народа. (Слайд 5)

-Каждый человек принадлежит какому-нибудь народу, имеет одну национальность. Один-русский, другой - татарин, третий-эвенк, четвертый-башкир. Но больше всех в нашей стране русских. 

Все народы отличаются друг от друга, а вот чем поможет ответить рисунок-схема. ( Слайд 6)

1. У каждого народа свой язык.

Проблемный вопрос:

- Если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

- Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он, конечно должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

2. У каждого народа есть свой национальный костюм.

3. Отличаются народы и чертами лица.

4. Различна и культура народов (сказки, игры, песни).

5. Отличаются народы и национальной кухней.

-Какие еще народы живут в России? (Отвечают, но с затруднением.)

– Люди  каких национальностей проживают в нашей   Петропавловке? ( русские, татары, буряты, поляки, грузин, армян, таджики, эвенки  и др.)

Посмотрите, пожалуйста, на совместную работу детей начальных классов.  Какой народ  изображён?  

Вывод: ?

Раньше здесь жили буряты.  Откуда появились русские? Татары? Эвенки?

Ответить на наши вопросы поможет  Кудрявцев  Ваня.  Он тоже участвовал в работе конференции, где занял 2 место.  Его работа также затрагивает этот вопрос.

( Ваня читает отрывок из выступления)

Из-за Урала – показ на карте.  Позже к ним присоединились  ссыльные поляки.  Мама Вани тоже потомок  этих поляков (показ на карте)

Мы даже не знаем названия некоторых  национальностей, так их много!  Но мы все- граждане России!

Вывод: Мы одна семья народов России

(Слайд 7, 8)

Цель: построение детьми нового способа действия и формирование способности к выполнению.

Деятельность учителя Организует диалог, использует приемы, способствующие активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в учебно-поисковой деятельности.

Деятельность обучающихся Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения.  Фиксируют в тетради свое «открытие». Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений.

Ответы детей

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Обратите внимание на костюмы разных народов России. (Слайд 9-15)

-Как называют такие костюмы? (национальные)

-Чем украшена национальная одежда? (орнаментом)

(Слайд 18)

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы.

Основой орнамента народов Севера являются животные, рога животных.

Для русского народного орнамента характерна смешанность мотивов. Орнамент может быть геометрическим, растительным, изображать животных, птиц, человеческие фигуры.

Со  всеми  костюмами  всех народов  России мы  не успеем ознакомиться на этом уроке. Поэтому предлагаю ближе познакомиться с костюмами народов,  заселивших  Джидинскую долину первыми, после бурят и эвенков

Русские (казаки)

Татары

Поляки (Покацкие)

Немцы

Слайды (№19)  Позже приехали и  люди остальных национальностей

Цель: усвоение нового способа действий.

Деятельность учителя Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся.

Деятельность обучающихся Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

VI. Самостоятельная практическая  работа с самопроверкой

-Сегодня мы тоже будем   «населять»  Джидинскую землю.

- Работа в группах.  (Учитель назначает лидеров групп) 

Вспомним правила работы в группе.
1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.
4. Помогай другу.

Чтобы продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

-Сформулируйте цель своей деятельности.

Для работы понадобятся  заготовки - основы (Слайд 20)

 Рисунок в цвете  «Казак»  - 1группа,

  рисунок в цвете «Казачка»- 2 группа,

рисунок в цвете «Эвенки» - 3 группа,

рисунок в цвете «Поляки» - 4 группа,

 рисунок в цвете «Немцы»  - 5 группа.

У каждой группы – гуашь,  карандаш, клей.

  1. Выбор  своего «героя - народа» для каждого члена .
  2. Посоветуйтесь друг с другом, как лучше организовать работу, посмотрите, подходят ли  цвета оригиналу.
  3.  Оформление работы.

        4.         Наклеивание деталей.  

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Звучит русская народная музыка.

mp3.retroportal.ru›1.shtml Казачьи песни.

Работы вывешиваются на картине «Моя Бурятия»

Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:

       Анализ работ.

План анализа:

  1. Точность  выполнения (оригинал)
  2. цветовое решение
  3. аккуратность
  4. объем выполненной работы

Оценивание работ – пальчиками.

Уборка рабочих мест.

Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Деятельность учителя

Дает объем самостоятельной работы.  Создает условия для сотрудничества – работы в группах, ситуации успеха для каждого. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Деятельность обучающихся Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Составляют алгоритм действий. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

                                                  VII.Рефлексия деятельности

Доставила ли вам эта работа удовольствие, радость? 

«Барометр настроения» Приложение 1

Кружочки. (!красный, ? жёлтый, .зелёный)

- Что это значит? (Чего достигли за урок, что получилось, над чем работать.)

- Что узнали нового?

- Над чем ещё нужно работать?

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем. 

Что мы Родиной зовем? 

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим-синим нашу родину-Россию.

 Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.

Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и цель урока, оценить меру своего личного продвижения к цели.

Деятельность обучающихся Называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...