Внеурочное экологическое мероприятие «Земля – наш дом родной»
проект по окружающему миру (4 класс)

Шойдопова Лариса Кимовна

показать значимость окружающей нас среды, выявить проблемы экологии на современном этапе, вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nash_dom_ekologiya.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Иволгинская средняя общеобразовательная школа








Внеурочное экологическое мероприятие  

«Земля – наш дом родной»








Составила:

учитель начальных классов

Шойдопова Л.К.





2017 г.

 

Введение. 

Экологические проблемы – не новость в нашем современном обществе. Из года в год неравнодушные люди прикладывают невероятные усилия, чтобы спасти животных и растения, воздух и воду от неминуемой гибели. Неслучайно на современном этапе актуальным остаётся формирование навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения учащихся всех возрастных категорий. Огромное внимание этому вопросу уделяется в начальной школе как при изучении учебных предметов, так и во внеурочной деятельности. Через непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности младший школьник лучше и глубже может понять и осознать изучаемый материал. Представленная работа - сценарий внеурочного занятия, ориентированного для учащихся младших классов (9-10 лет), может быть использовано учителями начальной школы, воспитателями групп продлённого дня, детских оздоровительных лагерей, школьных летних лагерей.

Цель работы – показать значимость окружающей нас среды, выявить проблемы экологии на современном этапе, вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи:

  • Обогащение представлений об окружающем мире, об экологии, её роли в жизни людей.
  • Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся к изучению природы.
  • Воспитание ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры, любви к природе ,желание сохранять и преумножать её богатства.

Оборудование: компьютер, презентация «Планета в опасности», презентация «Край родной , навек любимый»( выполненная на основе фотографий учащихся) , выставка книг о природе, рисунки «Будь природе другом»

Подготовка: конкурс рисунков и фотографий «Как прекрасен этот мир», разучивание стихов и пословиц.

Основная часть.

 1.Вступление.

Учитель: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, солнце , животные, птицы. Это природа.

Человек всегда восхищался творениями, которые создавала матушка – природа: удивительными растениями и животными. Наблюдая этот прекрасный мир, человек учится и перенимает эту красоту.

Художники рисуют пейзажи, скульпторы выбивают из камня цветы, мастерицы вышивают, используя эскизы из природы. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды мы получаем кислород, продукты питания и воду, сырьё для промышленности, лекарства и многое другое.

2. Актуализация знаний. Ученик ( держит в руках глобус):

 

Самая прекрасная, родная, Разноцветная, весёлая, живая , Ты для нас, как мать, одна на свете. Мы твои заботливые дети. Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны, Звери, птицы, травы погибают. Где бы мы ни жили на планете, За твою судьбу мы все в ответеМы твои помощники, друзья, Мы, Земля, с тобой одна семья.

Земля (подготовленный ученик)

-Мне радостно слышать вас и обидно. Это было давно. Я любила весь мир, всё вокруг, как заботливая мать любит своего ребёнка. Но вот появился на свет первый человек. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Шло время и Человек решил , что он не зависит от природы, что он сильнее её, и решил покорить природу с помощью техники. Он начал порабощать меня, растения, животных. Человек разрывает мои недра, перекрывает реки плотинами, отравляет воду, душит вредными газами, ранит атомными взрывами. Неужели я вскормила губителя?

Учитель: - Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется? (С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность). Человек наносит природе большие и маленькие раны. И мы сейчас поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также подумаем как разрешить проблемы, связанные с болезнью планеты.

3. Просмотр презентации «Планета в опасности»

4. -Какие экологические проблемы вы можете назвать?

(Покорение природы человеком привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

-Ребята, а кто же виновен в причинах болезни планеты? (человек)

5. Выявление причин « болезни» Земли.

-Давайте попробуем назвать эти причины. Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

-Чем же человек загрязняет воздух? (автомобильные выхлопные газы, дым заводов и фабрик, курение, аварии на атомных станциях) - Лес - это «лёгкие» нашей планеты. Что же приводит к гибели наших лесов? ( вырубки, пожары, мусорные свалки) - Жизнь начинается с воды! Что загрязняет водоёмы? (загрязнения горючими и смазочными веществами , различный мусор и в воде и по берегам, сточные воды , отходы промышленных предприятий) -А «болеет» ли сама почва? Да , почвы тоже разрушаются из-за неправильной обработки и хозяйственной деятельности человека)

Ученики читают стихи.

  1. Пора бы человечеству понять, Богатство у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять, Она как мы, такая же живая. Сейчас, то сушим мы, то обводняем. А удобрений столько применяем, Что сами же боимся умереть. Так что ж, Земля обязана терпеть? А сколько выбросов мы дарим ей, Дымы заводов, грязь от теплоходов. У нас прекрасная земля людей, Боюсь, не стала бы она землёй отходов. Земля – наш дом и летом, и зимой, И осенью, весной. Земля – наш дом. Задумайся о том.
  2. Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна. Не торопитесь, люди, всё исчерпать до дна. Не мудрено добраться до скрытых тайников.Разграбить все богатства у будущих веков. Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня. Нам пировать позорно в счёт будущего дня. Поймите это, люди, как собственный приказ. Не то Земли не будет и каждого из нас.

 

6. Презентация «Край родной, навек любимый»

Учитель: - Как можно не любить милые сердцу уголки! Мы живём с вами в прекрасном городеЭто наша малая Родина. (презентация, составленная из фотографий учащихся, выполненных к конкурсу, посвящённого Году экологии). Очень важно сохранить красоту и богатство наших лесов и полей, чистоту рек, озёр и родников, уберечь животный мир.

-А что же нам нужно делать, чтобы сберечь здоровье нашей планеты? «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди» (Б.Шоу) (Эпиграф записан на доске)

-А что значит «жить как люди»? (ответы учащихся)

Учитель: Именно от людей зависит порядок в нашем зелёном доме. Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». Медлить уже нельзя. Каждый из нас просто обязан вносить свой вклад в дело защиты природы. -А как вы уже сейчас можете помочь природе « не заболеть»? (называют разные правила правильного поведения в природе)

7. Давайте вспомним правила юных защитников природы. (выступают ученики)

  1. Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
  2. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветов не надо рвать.
  3. Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
  4. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
  5. Ты в лесу - всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги!
  6. Помоги лесным зверюшкам , приготовь для них кормушки.
  7. И тогда лесной зверёк – будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
  8. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
  9. Природу не уродуй, Природу не обидь.
  10. Родился человеком, Так надо им и быть!
  11. Давайте будем дружить друг с другом, Как птица – с небом, Как поле – с плугом, Как ветер – с морем, Трава – с дождями, Как дружит солнце со всеми нами!
  12. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям!

 

Физкультминутка.

8. Решение экологических задач. ( смотри в Приложении)

9. Конкурс пословиц (Приложение) - Ребята, а какие пословицы о природе вы знаете?

Учитель: Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с нею». Чтобы сохранить это удивительный и многообразный мир природы нужно знать её и любить всем сердцем. А кто всем сердцем любит природу, тот не поломает деревце, не сорвёт цветок, не причинит вреда животному.

-А может ли один человек справиться с серьёзными экологическими проблемами? (Охрана окружающей среды – это задача всего человечества.)

10. Подготовленные ученики знакомят с международными организациями «Гринпис», «Международный союз охраны природы», «Всемирный фонд дикой природы». ( Приложение)

11. Подведение итогов.

-О чём же мы с вами вели разговор, что вы запомнили, какие выводы для себя сделали? Мы с вами речь вели о том, Что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нём живём. Земля не спит и каждый день Глядит в глаза своих детей. Тебе и мне глядит в глаза, И нам с тобой молчать нельзя. Ещё о том вели мы речь, Что мы наш дом должны сберечь. И мы докажем, что незря На нас надеется Земля.

Учитель:

А я хочу закончить нашу встречу притчей.

-Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец не всё знает. Зажав в своих ладонях бабочку, он спросил мудреца: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – я её выпущу. » Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

-Вот и мы с вами, ребята, должны понять, что будущее нашей планеты в наших руках!

Давайте беречь от любой непогоды Большой и доверчивый шар голубой. Давайте, ребята, назло непогодам Обнимем планету своим хороводом! Развеем над нею и тучи, и дым. В обиду её никому не дадим!

=Звучит песня « Давайте сохраним» музыка А.Чёрный, слова Н.Старшинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "Земля-наш дом родной

Через внеклассное занятие-праздник прививается бережное отношение к окружающей среде,          развивается чувство ответственности за всё живое....

Внеклассное мероприятие "Земля- наш дом родной!".

Материал поможет учителю  в организации внеклассного занятия на экологическую тему....

Сценарий праздника : Экологическое представление «Земля - наш дом родной».

Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе в 2-4 классах...

Экологический калейдоскоп "Земля – наш дом родной"

Заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп....

Сценарий экологического мероприятия "Земля - наш дом родной."

Педагогические  задачи.Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.Доставить детям радость от участия в общем празднике....

экологическое мероприятие "Земля - наш общий дом"

мероприятие для начальной школы по экологии...

Сценарий праздника на экологическую тему «Земля – наш дом родной»

Внеклассные экологические мероприятия  в нашей школе проводятся систематически. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздейсти...