задания для олимпиады по окружающему миру
олимпиадные задания по окружающему миру (4 класс)

Шайдуллина Чулпан Камиловна

задания для олимпиады по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.22 КБ
Файл 6.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по окружающему миру 4 класс

Фамилия, имя_____________________________________________класс_______

1. Отметь нужные высказывания: Медуза – это живое существо, потому что она:

        а) плавает в морях

        б) размножается

        в) питается

        г) может находиться только в воде

           д) дышит

2. В каждой строке найди лишнее слово и подчеркни его:

- Снежинка, дерево, птица, тарелка, микроб.

- Гранит, глина, асфальт, песок, уголь, нефть.

 - Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа.

- Вяз, ольха, пихта, ясень, клён.

- Дон, Енисей, Байкал, Лена.

- Лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж.            

3. Поджигая сухую траву на лугах, мы ….   

А) Даём расти молодым побегам;

Б) Повышаем плодородие почвы;

В) Наносим непоправимый вред всему сообществу;

4. Верны ли утверждения? Ответь да или нет.

- Природа может обойтись без человека, а человек нет.____

- На Земле 6 материков и 4 океана. ____

- Россия расположена на материке Европа.____

- Тигры умеют плавать._____

- Лягушка пьёт ногой._____

- У только что родившегося ежа иголки колются._____

- Кролики к зиме меняют свою шубу.____

- Стрекоза – самый прожорливый хищник планеты.____

- Арбуз - это фрукт. ____

- У кукушки кукует самец. _____                          

5. Запишите три символа любого государства.____________________________

6. Распредели растения по ярусам, записывая их номера.

Деревья________________                               1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика

Кустарники________________                        5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб            

Кустарнички_______________                          9.черника 10.пролеска 11.орешник

Травянистые растения_____________              12.ветреница

7. Подчеркни только то, что может быть изображено на глобусе.

         Дома, озёра, леса, горы, острова, деревни, дороги, реки.

8. Ответь на вопрос  одним словом.                  

а)Какую звезду можно увидеть днём?           _____________________________

б)Как называется прибор для определения сторон горизонта?________________

в)Как называется начало реки?  __________________________

г) Самый тёплый океан. ________________________________

д)Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария.  ___________________________

е)Кто спит вниз головой? ______________________________

ж)Какие представители кошачьих живут семьями? ___________________

з)У какой птицы мешок под клювом? ____________________

9. Отметь подходящее определение: Солнце  - это …

        а) планета Солнечной системы,

        б) естественный спутник Земли,

        в) звезда в Солнечной системе,

        г) искусственный спутник Земли.

10. Пронумеруй  этапы круговорота воды в правильной последовательности:

        __ 1) испарение,

        __ 2) просачивание и сток,

        __ 3) образование облаков,

        __ 4) осадки.

11. «Прополи» текст, т.е. из каждой строчки  вычеркни  название сорного растения. Тогда ты сможешь прочитать таджикскую пословицу о труде:

МЕОТСАОЛТЛ

ВВАОСИГЛЕНЕК

ЛЮЧЕЛТОИКВЕК

ПЫВРТРУЕЙДЕ
ПОЗЛЕНАЕБЕТСЯДА

12.Почему воробьи и другие мелкие птицы зимой взъерошивают перья? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Мы требуем, чтобы по праву

И кусты, и деревья, и травы

Бесценный дар кислородный

Берег и ценил человек.     (Л.Я.Рабинова)

Почему автор называет растения даром кислородным? Разве растения не поглощают его при дыхании? Для чего озеленяют города?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соедини стрелками. Что нужно сделать, если ты:

Порезался

Охладить и перевязать

                    Обжёгся

Приложить холодный компресс

                    Ушибся

Смазать йодом и перевязать

15. Названия каких животных состоят из 2 букв. Напиши:

______________________________________________________

Ключи к олимпиадным заданиям   по окружающему миру 4 класс

№ п/п

Ответы

Количество баллов

1

б)   в)   д)

6 баллов ( по 2 балла за каждый правильный ответ)

2

тарелка; асфальт; липа; пихта; Байкал; ёж

3 балла ( по 0,5 за ответ)

3

в)

2 балла

4

- Природа может обойтись без человека, а человек нет. ДА

- На Земле 6 материков и 4 океана.                     ДА

- Россия расположена на материке Европа.    НЕТ

- Тигры умеют плавать.               ДА

- Лягушка пьёт ногой.                 ДА

- У только что родившегося ежа иголки колются.  НЕТ

- Кролики к зиме меняют свою шубу.       НЕТ

- Стрекоза – самый прожорливый хищник планеты.  ДА

- Арбуз - это фрукт.   НЕТ

- У кукушки кукует самец.       ДА                   

5б (по0,5 за ответ)

5

герб, гимн, флаг

3б. (по 1 баллу за правильный ответ)

6

Деревья: 1, 3, 5, 8.

Кустарники: 11, .

Кустарнички: 4, 6, 9.

Травянистые растения: 2, 7, 10, 12.

6 б. -  по 0,5 за правильный ответ

7

Дома, озёра, леса, горы, острова, деревни, дороги, реки.

4б. (по 1 баллу за правильный ответ)

8

а) Солнце     б)компас   в) исток    г) Индийский   д) экватор

е) летучая мышь   ж) львы   з) у пеликана

8б. (по 1 баллу за правильный ответ)

9

в)

3 балла

10

  1. Испарение

4) просачивание и сток

2)образование облаков

3) осадки

8 баллов

11

осот; василек;  лютик;  пырей;  лебеда

Пословица: Металл в огне, человек в труде познается.

5б. (по 1 баллу за угаданное слово в каждой строке.)

За пословицу – 3 балла. Всего: 8б.

12

Между взъерошенными перьями находится много воздуха, таким образом, птицы меньше теряют тепла.

3 балла

13

Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Города озеленяют, потому что растения очищают воздух от загрязнения и пыли.

3 балла

14

Порезался – Смазать йодом и перевязать.

Обжегся – Охладить и перевязать.

Ушибся – Приложить холодный компресс.

6б. ( по 2 балла за каждый правильный ответ)

15

Уж, як, ёж.

по 1 баллу за слово



Предварительный просмотр:

  1. К какой группе растений относится банан? __________________________________
  2. Что делит Землю на Северное и Южное полушария? __________________________
  3. Кого в старину на Руси называли «запечным соловьём»? ______________________
  4. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна - Ангара. Что это за озеро? _________________________________________________________________
  5. Кто поет под водой? _____________________________________________________
  6. Запиши название столиц этих стран:
  1. Россия_______________________
  2. Украина _____________________
  3. Франция _____________________
  4. Германия ________________________
  5. Англия___________________________
  6. США ____________________________
  1. Назови каждую группу обобщённым понятием?

1) Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи ____________________________________

2) Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания ________________________________

3) Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа __________________________________

4) Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская ___________________________________________________________________

5) Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара _______________________________

6) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское __________________________

  1. Разгадайте ребус. Составьте цепь питания с этим животным.

hello_html_m64e96cd0.png

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К какой природной зоне относятся?

а) растения низкорослые, с мелкими листьями ____________________________________

б) растения имеют очень длинные корни _________________________________________

в) расположены растения всех ярусов ___________________________________________

г) сплошной травянистый растительный покров __________________________________

  1. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши

____________________________________________________________________________

б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности – плавники ______________________________________________________

в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально_____________________________________________

г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — «лопаты», шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей _________________________________________________________________

  1. Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

Птицы

Насекомые

Звери

  1. Тело покрыто перьями
  2. Тело покрыто шерстью
  3. Три части: голова, брюшко, грудь
  4. Два крыла, две ноги
  5. Три пары ног
  6. Крылья и ноги прикреплены к груди
  7. Развиваются из яиц
  8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком

Птицы ______________________________________________________

Насекомые __________________________________________________

Звери _______________________________________________________

  1. Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)
  1. Мы живём на звезде под названием Земля.  
  2. Земля больше Солнца.
  3. Солнце – это планета
  4. У Земли есть ось.  
  5. Эта ось воображаемая.  
  6. Земля вращается вокруг своей оси.
  7. Ночь наступает на той стороне Земли, которая повёрнута к Солнцу.  
  8. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 365 дней.
  9. Наша страна находится на материке Евразия.
  10. Главный закон страны называется Конституция.

Ответы

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класса

(максимальное количество баллов - 49)

  1. Трава – 1 балл
  2. Экватор – 1 балл
  3. Сверчок – 1 балл
  4. Байкал – 1 балл
  5. Кит – 1 балл
  6. По 1 баллу за правильный ответ
  1. Россия - Москва
  2. Украина - Киев
  3. Франция - Париж
  4. Германия - Берлин
  5. Англия - Лондон
  6. США - Вашингтон

  1. За каждую правильно названную группу 1 балл. Итого 6 баллов.

Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи ____горы

Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания___остров

Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа______часть света

Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская__равнина_

Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара ___пустыни

Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское _________________море

  1. Верно разгаданный ребус (полевка) - 1 балл

Верно составлена цепь питания:

Рожь (другое злаковое растение) - полевка - сова (или ёж, уж, лисица, ястреб)1 балл

Максимальное количество баллов за задание - 2 балла

  1. 4 балла

а) тундра

б) пустыня

в) лес

г) степь

  1. 8 баллов

а) летучие мыши, воздушная

б) рыбы, водная

в) киты, водная

г) кроты, почвенная

  1. Насекомые 3, 5, 6, 7 Птицы 1, 4, 7 Звери 2, 8

Верно указаны все особенности - 4 балла

Верно указаны 7-8 особенностей - 3 балла

Верно найдено 5-6 особенностей - 2 балла

Верно найдено 3-4 особенности - 1 балл

Менее 3-х - 0 баллов

Максимальное количество баллов за задание - 4 балла

  1. По 1 баллу за правильный ответ. Итого 10 баллов

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

нет

да

да

да

нет

да

да

да

Задания

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класса

  1. Реши экологическую задачу

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

  1. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?

  1. Эти две профессии похожи, но разница между ними есть. Заключается она в том, что первый охраняет, а второй растит. Догадавшись, что является предметом их общей заботы, назовите эти профессии.

  1. Собери из букв 7 названий больших рек России (букв можно использовать несколько раз)

Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

  1. Заполни таблицу. Где произрастают эти растения? Просо, тимофеевка, рогоз, вороний глаз, ряска, ячмень, кукуруза, мятлик.

  1. Из каких растений можно сварить

А) ячневую кашу -

Б) пшённую кашу -

В) манную кашу -

Г) гречневую кашу –

  1. Объясни:

А) Почему у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину?

Б) Почему собака в жару высовывает язык?

В) Почему кошки всё время умываются, а собаки нет?

  1. Назови имя первого человека, ступившего на поверхность Луны.

  1. Выбери лишнее название. Объясни свой выбор.

А) Венера, Марс, Земля, Солнце.

Б) Россия, Франция, Москва, Китай.

В) Дон, Енисей, Байкал, Лена.

  1. Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь?

  1. Выпишите последовательность стадий развития растений
  1. проросток с развивающимися корешком
  2. взрослое растение с плодами и семенами
  3. семя
  4. взрослое растение с цветками
  5. проросток с развивающимися стеблем и листочками

  1. Укажи пары – следствие. Что к чему приводит

Выловили всех раков

  1. Выловили все ракушки (двустворчатых моллюсков)

  1. Зимой рыбаки наделали дырок во льду

  1. Все озеро заросло камышами, водорослями

А) вода в водоёме стала мутной

Б) в водоеме стало много больных рыб

В) начинается образование болот

Г) в воду поступает кислород для дыхания рыб

13. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

А) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

Б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности - плавники.

В) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

Г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

  1. Составь цепь питания из четырёх звеньев.

Ответы

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класса

(максимальное количество баллов - 45)

  1. Еж зимой не может найти пищу, а кроту под землей пищи достаточно – 3 балла

  1. Бумага – 2 балла

  1. Лесник и лесничий – 3 балла

  1. Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал. За каждое правильно подобранное название реки – 1 балл. Итого - 7 баллов.

  1. 4 балла

Луг – тимофеевка, мятлик.

Поле – просо, ячмень, кукуруза.

Водоем – рогоз, ряска.

Лес – вороний глаз

  1. 4 балла

А) ячневую кашу - ячмень

Б) пшённую кашу - просо

В) манную кашу - пшеница

Г) гречневую кашу – гречиха

  1. Почему:

А) у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину (В зависимости от сытости. Чем упитанней верблюд, тем выше горб)

Б) собака в жару высовывает язык (У собаки на теле нет потовых желез, поэтому она высовывает язык для своего охлаждения)

В) кошки всё время умываются, а собаки нет? (Так она избавляется от собственного запаха. Для охоты (кошка подкрадывается) очень важно остаться незамеченной. Собака берёт добычу гоном, им не нужно умываться)

За каждое правильное объяснение 2 балла. Итого 6 баллов.

  1. Нил Армстронг - 1 балл

  1. 1 балл, если выбор лишнего слова аргументирован, если указано только лишнее слово – 0,5 балла. Итого общий балл за задание – 3 балла.

А) Венера, Марс, Земля, Солнце.

Б) Россия, Франция, Москва, Китай.

В) Дон, Енисей, Байкал, Лена.

  1. От недостатка кислорода или от яркого солнечного света – 2 балла
  1. 2, 5, 1, 4, 3 – 3 балла, если последовательность указана, верно

  1. 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В – 2 балла, по 0,5 за каждую правильную пару.
  2. а) летучие мыши, воздушная б) рыбы, водная б) киты, водная в) кроты, почвенная – 4 балла (1 балл за каждую пару)
  3. 1 балл

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

задания для подготовки к олимпиаде по окружающему миру

Предложены упражнения и примерные тесты для школьного тура олимпиады по окружающему миру. Материал рассчитан на знание природы Хабаровского края....

Задания отборочного тура олимпиады по окружающему миру для учащихся 4 классов

Материал может быть использован для проведения отборочного тура олимпиады по окружающему миру среди учащихся одного класса либо параллели 4 классов....

Задания к олимпиаде по окружающему миру

Данные задания способствуют развитию познавательных интересов учащихся 1 -4 классов по окружающему миру...

Задания школьной олимпиады по окружающему миру для 1 класса

Обведи названия огородных растений зелёным карандашом, садовые – красным, а полевые – синим.Слива, помидор, огурец, кукуруза, груша, лук, малина, пшеница.Определи время года по данно...

Задания для олимпиады по окружающему миру 4 класс

Представлены задания для олимпиады по окружающему миру для 4 класса по УМК "Школа России"...

Задания для олимпиады по окружающему миру для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса...