Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена сспользованием НРК.В авторскую программу внесены изменения: Региональный компонент «Рассказы по истории Осетии». - Руслан Бзаров: Учебный курс «Наша Родина в прошлом. Рассказы по истории Алании и России» предназначены для начального этапа обучения истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmpo_okruzhayushchemumiru4_klass.docx | 130.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
( с использованием национально- регионального компонента.)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ №42 им.Х.Мамсурова города Владикавказ РСО-А;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- Приказа Министерства образования РФ №1576 от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт»;
- Приказа Министерства образования РФ №1576 от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт»
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана МБОУ СОШ №42 им. Х.Мамсурова;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
Авторской программы «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф.
В авторскую программу внесены изменения: Региональный компонент «Рассказы по истории Осетии». - Руслан Бзаров: Учебный курс «Наша Родина в прошлом. Рассказы по истории Алании и России» предназначен для начального этапа обучения истории.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Окружающий мир: 4 класс: рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Учебник по истории «Рассказы по истории Осетии». Автор Р.Бзаров.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Республики Северная Осетия – Алания: Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в экспериментальном формате / Бзаров Руслан – Владикавказ: СЕМ, 2014, - 94 с.: цв.ил. Издательство «СЕМ» 2014
Учебно – методический комплекс подготовлен на кафедре ЮНЕСКО Северо – Осетинского государственного педагогического института в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования «Развитие учебно – методической и кадровой базы по формированию российской идентичности в условиях поликультурного образования».
Авторы проекта – Р. С. Бзаров, Т. Т. Камболов, Л. А. Кучиева, А. А. Левитская
Руководитель проекта - Т. Т. Камболов, Л. А. Кучиева
Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании; знания, приобретенные по курсу «Рассказы по истории Осетии», в будущем более чем востребованы и нужны.
Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.
Цели и задачи обучения:
- представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом;
- формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт;
- умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культур
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- формирование у учащихся единого, ценностно - окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
Место курса предмета «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ СОШ № 42 им.Х. Мамсурова предмет окружающий мир проводится 2 раза в неделю.,В 4 классе курс рассчитан (окружающий мирIIIч.- 52 ч.+ IVч.-16ч. НРК) по курсу «Рассказы по истории Осетии»
Планируемые результаты освоения учебного курса в 4 классе
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации; - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его
главный город; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Содержание учебного курса(52ч+16ч.НРК)
I. Человек – живое существо – 16 ч.
Как устроен организм человека. Как человек воспринимает окружающий мир.
Мир чувств.Обрати внимание на внимание. Помни о памяти.
II. Ты и твое здоровье – 12 ч.
Правила здоровой жизни.Поговорим о вредных привычках.Когда дом становится опасным.Какие опасности подстерегают детей на дороге. Если случилась беда. Что нужно знать о болезнях.
III. Человек – часть природы – 3 ч.
Чем человек отличается от животных. От рождения до старости.
IV. Человек среди людей – 4 ч.
Поговорим о доброте. Что такое справедливость. Умеешь ли ты общаться.
V. Родная страна от края до края – 10 ч.
Гражданин должен знать свою Родину. Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России.Как возникали и строились города. Россия и ее соседи.
VI. Человек – творец культурных ценностей – 12ч.
Что такое культура. Как возникла письменность.Образование – часть культуры общества.Русское искусство до XVIII(18) века.Искусство РоссииXVIII(18) века.Золотой век русской культуры (XIX (19) век).
VII. Человек – защитник своего Отечества – 5 ч.
Героические страницы истории нашей Родины.
VIII. Гражданин и государство - 5 ч.
Мы живем в Российском государстве.
I Х . «Рассказы по истории Осетии» - 16ч.
В содержание программы входят темы по национально –региональному компоненту:
1.Осетия в далёком прошлом:
2.Осетия при феодальных порядках.
3.Осетия при капиталистических порядках.
4.Осетия в семье народов СССР.
5.Осетия в годы ВОВ.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Комплексная оценка деятельности обучающихся на уроке
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и
явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы
и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти
недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала,
но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с
помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тексту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75%
правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Методы и формы работы с детьми.
Работа со слабоуспевающими детьми | Работа с одарёнными детьми |
Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. Карточки - тренажеры. Творческие задания. “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”. Работа со словарями средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) | предметные олимпиады; -творческие задания. |
Тематическое планирование окружающий мир c НРК (История Осетии)4 класс.
№ | Тема, тип урока | Вид деятельности | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) | Дано | |||
По плану | фактич | Примечание | ||||||
1 | Человек – живое существо (организм). Организм человека. Нервная система (урок открытия нового знания) I четверть- 16 часов. | Коллективное составление схемы «Человек – живое существо» с опорой на знания учащихся.». Составление вывода о роли нервной системы в деятельности человека. Сравнение своего вывода с текстом учебника на стр. 6 – 10. | Человек – живое существо (организм). Нервная система объединяет все части организма в единое целое и руководит его работой. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме. Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
2 | Как устроен организм человека. Двигательная система организма (урок открытия нового знания) | Высказывание предположений: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей? Чтение и обсуждение текстов учебника на стр. 11 – 17, сравнение своего вывода. | Кости и мышцы – опорно-двигательная система. | Познавательные: выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение. Регулятивные: сравнение своих выводов с текстом. Коммуникативные: правила участия в диалоге. Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности. | ||||
3 | Как устроен организм человека Пищеварительная система (урок открытия нового знания) | Дискуссия «Почему человек должен питаться?» Сравнение выводов с текстом учебника на стр. 18 - 20. Работа с рисунком-схемой «Пищеварительная система». | Благодаря пищеварительной системе человек получает из пищи нужные ему вещества. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
4 | Как устроен организм человека. Дыхательная система (урок открытия нового знания) | Работа с текстом и иллюстрациями: чтение и обсуждение текста «Как работает дыхательная система. Как беречь дыхательную систему» на стр. 21 – 24. Работа в парах: составление памятки «Охрана органов дыхания» | Дыхание - признак живого организма. Как работает дыхательная система. Как беречь дыхательную систему. | Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
5 | Как устроен организм человека. Кровеносная система . Сердце- главный орган кровеносной системы. (урок актуализации знаний) | Учебный диалог: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Рассказ-рассуждение на основе высказанных предположений. Чтение и пересказ текста «Кровь и её значение» на стр.24 – 27. | Роль кровеносной системы в жизни организма: снабжение кислородом, питательными веществами, выводит ненужные организму вещества. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
6 | Как устроен организм человека. Кожа. (урок актуализации знаний) | Чтение текста «Как «работает» кожа» на стр. 30 - 33. Формулировка вывода: кожа защищает наш организм от перегрева и переохлаждения, от проникновения вредных веществ и микробов. Кожа удаляет вместе с потом ненужные для организма вещества. | Кожа – самый обширный орган нашего тела. Значение кожи для жизни организма. Строение кожи. О коже нужно заботиться. | Познавательные: высказывание предположения, анализ, выделение главной мысли текста, обобщение, оформление вывода. Регулятивные: представление информации в «свёрнутом» виде (памятка). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
7 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. (урок актуализации знаний) | Учебный диалог: обсуждение высказанных гипотез по вопросу «Почему поэт связывает слова «Я живу» с органами чувств человека?» Обсуждение вывода «Глаза – органы зрения, наши «окна» в мир». Чтение и обсуждение текста «Зрение» на стр. 35 – 37. | Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила участия в учебном диалоге. Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. | ||||
8 | Как человек воспринимает окружающий мир. Слух. Обоняние (урок актуализации знаний) | Рассказ учителя «Как устроено ухо человека?» с опорой на презентацию. Учебный диалог: обсуждение гипотез – почему нужно выполнять эти правила. Беседа: «Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений)Работа с текстом учебника на стр. 39 – 41. | Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. | Познавательные: анализ, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
9 | Как человек воспринимает окружающий мир. Вкус. Осязание. (урок актуализации знаний) | Опыт: «Проверим свой вкус». Чтение и обсуждение текста «Сколько вкусов различает человек?». Чтение и анализ текста учебника на стр. 42 – 44. Оживление опыта детей: гигиена питания, профилактика простудных и желудочно-кишечных заболеваний. Обсуждение проблемы: «Связано ли дыхание и пищеварение с обонянием и вкусом?» Анализ текста учебника на стр. 44 – 45. | Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
10 | Мир чувств. Эмоции. От простых эмоций к чувствам (урок актуализации знаний) | Учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Чтение текста «Эмоции» на стр. 47 –52, выделение главной мысли. Ролевая игра (работа в группах): разыгрывание житейских ситуаций «Двойка», «Приезд гостей», «Праздник» (по выбору детей). . Работа в группах: составление памятки «Учимся владеть собой». | Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Положительные и отрицательные, простые и сложные. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: правила учебного диалога. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка эмоциональных реакций на житейские ситуации. | ||||
11 | Обрати внимание на внимание. Помни о памяти. Здоровье человека. (стр58-64) (урок открытия нового знания) | Учебный диалог: обсуждение житейских ситуаций на тему «Когда внимание начинает «работать»?» Формулирование вывода: «Что такое внимание». Задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работа в парах: обсуждение альтернативных суждений. Чтение текста в учебнике на стр. 53 – 54. | Внимание – это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого. Память – это способность человека сохранять, а затем воспроизводить информацию, которую он воспринимает с помощью органов чувств. | Познавательные: высказывание и обоснование предположений, формулирование вывода. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. | ||||
12 | Твоё здоровье. О правильном питании. Правила закаливания. (стр. 65-70) (урок актуализации знаний) | Учебный диалог (на основе высказанных предположений): анализ рисунка -схемы Учебный диалог «Может ли быть здоровым человек ,имеющий вредные привычки» | Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: представления об охране здоровья человека. | |||||
13 | Твоё здоровье. Поговорим о вредных привычках | Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки? | Читает информацию, отражённую на рисунках-схемах. Представляет графическую информацию в виде текста. Осознает необходимость беречь своё здоровье. | Познавательные: осуществляют анализ. обобщение, «чтение» информации, представленных на рисунках схемах, определяют главную мысль текста. Составляют рассказ. Регулятивные: осуществляют познавательную и личностную Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают свою точку зрения на обсуждаемую проблему рефлексию. Личностные: осознают, что жизнь и здоровье- главные ценности, которыми обладает человек | ||||
14 | Твоё здоровье Когда дом становится опасным (стр 76-88) | Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре». | Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Читает, наблюдает. | Познавательные: осуществляют анализ обобщение, «чтение» информации, представленных на рисунках схемах, определяют главную мысль текста. составляют рассказ, рассуждение, пересказ Регулятивные::осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль выполнения учебных задач. Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают свою точку зрения на обсуждаемую проблему : осознают личную ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих; проявляют уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. | ||||
15 16 | Твоё здоровье Какие опасности подстерегают нас на дороге Если случилась беда. Тест | |||||||
17 | Твоё здоровье. Ядовитые растения. (урок открытия нового значения) | Чтение и анализ текстов учебника на стр. 90 – 98. «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделение главной мысли. Рассказ учителя: «Бывают ли животные опасными?» (с использованием видеофильма). Работа в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). | Необходимо знать правила поведения, если случилась беда. | Познавательные: различать ядовитые грибы и растения. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | ||||
18 | Человек – часть природы. Чем человек отличается от животного. (урок актуализации знаний) | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Чтение и обсуждение текста «Поговорим о доброте» Рассказ-Ю. Коваль «Бабочка»» (на основе «чтения» рисунков учебника). | Три основные особенности выделяют человека от животного мира: прямо хождение, разум и совместный труд. | Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
19 | Человек среди людей Поговорим о доброте, смелости. (урок актуализации знаний) | |||||||
20 | Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Арктика . (урок открытия нового знания) | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Учебный диалог: обсуждение предположений, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску. | Особенности климата, растительного и животного мира Арктики. | Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
21 | Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Тундра . (урок открытия нового знания) | Учебный диалог: для чего полярной сове густой перьевой покров, почему полярная ива достигает 5 метров в длину, а не в высоту. Чтение и обсуждение текстов учебника на стр. 11 – 17. | Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей тундры. | Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | ||||
22 23 | Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Тайга. Смешанные и широколиственные леса . (урок открытия нового знания) | Чтение и обсуждение текста «Тайга». Работа в группах: составление плана-пересказа текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Чтение и обсуждение текста «Зона смешанных и широколиственных лесов» на стр. 26 – 30. | Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей тайги, смешанных и широколиственных лесов. | Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | ||||
24 | Природные зоны России. Степь. Пустыня. Субтропики (урок открытия нового знания) | «Особенности степи, пустыни, Субтропиков как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы природных зон». | Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей степи. | Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | ||||
25 | Родная страна: от края до края. Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. (урок открытия нового знания) | Учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника на стр. 37 – 39 и результатов опыта). Обсуждение проблемы: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). | Почва – среда обитания растений и животных. Состав почв России. Плодородие почвы. Охрана почв. | Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает». | ||||
26 | Родная страна: от края до края. Рельеф России. (урок открытия нового знания) | Учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: «Россия – страна великих равнин»?» Работа с картой: описание местонахождения Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализ текста «Восточно-Европейская равнина»: характеристика понятий «рельеф», «равнина». | Рельеф России. Равнины на карте России. | Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края). Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
27 | Родная страна: от края до края. Как возводили города. (урок открытия нового знания) | Работа с рубрикой «Вспомни»: от каких слов произошло слово «город», в каком веке (при каком царе) началось строительство городов в Сибири. «Как выбиралось место для строительства города»: | Характеристика города как населённого пункта. Выбор места для основания города. | Познавательные: выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям). Регулятивные: правила совместной деятельности в парах, оценка деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||
28 | Родная страна: от края до края. Россия и её соседи. Япония и Китай. (урок открытия нового знания) | Рассказ учителя: «Япония – Страна восходящего солнца». Просмотр и анализ презентации. Чтение и пересказ текста учебника на стр. 59 – 61. Работа в парах: сравнение портретов (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. | Добрососедские отношения с граничащими странами. Особенности природы, жизни, труда, быта граждан Японии и Китая. | Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. | ||||
29 | Родная страна: от края до края. Россия и её соседи. Финляндия. Королевство Дания .(урок открытия нового знания) | Игра – путешествие: « Финляндия и Королевство Дания»; работа в группах - сообщение о стране по одной из выбранных тем («Финляндия – северный сосед», «Столица Финляндии», «Финский Санта-Клаус», «Дания – островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании – Х.К. Андерсен») Оформление вывода по теме. | Финляндия – наш северный сосед. Королевство Дания - западный сосед России. Особенности Дании как островного государства. | Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. | ||||
30 | Человек - творец культурных ценностей. Из истории письменности. Человек и культура. Что такое культура? (комбинированный) | «Чтение» схемы, работа с иллюстративным материалом. Учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Чтение и анализ материала учебника на стр. 70 – 71. Рассказ «Чем я люблю заниматься?» | Что такое культура. Почему гражданин должен знать культуру своей страны. | Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ. Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: отношение к культуре родной страны. | ||||
31 32 | Человек - творец культурных ценностей. Образование – часть культуры общества О первых школах и книгах. (урок открытия нового знания) Тест | Высказывание предположений: «Кто такой летописец» (на основе картины В. Васнецова «Нестор - летописец» и справочной литературы). Сравнение собственных высказываний с текстом учебника на стр. 71 – 75 | Как возникла письменность. Какие книги были в Древней Руси. Кто такие летописцы. | Познавательные: ориентироваться в понятии «культура», наполнять его характеристику конкретными примерами. Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: отношение к культуре родной страны. | ||||
33 | Человек - творец культурных ценностей. Образование – часть культуры общества. Первая печатная «Азбука» (урок открытия нового знания) | Обсуждение предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Чтение и обсуждение текста «О первых школах и книгах» на стр. 76 – 81, объяснение смысла указа князя Владимира «…посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное | Образование – часть культуры. Получение образования – обязанность гражданина России. Почему обществу нужны образованные люди. | Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | ||||
34 | Человек - творец культурных ценностей. Чему и как учились в России при Петре I. (урок открытия нового знания) | Обсуждение вывода: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализ и сравнение учебных планов: современного и XVIII века. Обсуждение предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». Чтение и анализ текста «Чему и как учились в России при ПетреI?» на стр.81 – 83. | Школы XVIIIвека. Первые университеты в России. | Познавательные: называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена). Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | ||||
35 | Человек - творец культурных ценностей. Русское искусство до XVIII (18) века. Художественные ремёсла в Древней Руси. (урок открытия нового знания) | Работа с иллюстрациями: «Рассмотри иллюстрации, опиши внешний вид Покровского собора. Объясни, почему собор вызывает восхищение у зрителей». Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». | Памятники архитектуры (зодчества) в Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. | Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | ||||
36 | Человек - творец культурных ценностей. Русское искусство до XVIII (18) века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи - первые артисты на Руси (урок открытия нового знания) | Работа с рубрикой «Вспомни»: что такое фольклор?», «Какие фольклорные произведения ты знаешь? Чтение и пересказ текста «Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси, текста рубрики «Этот удивительный мир». | Музыка и обрядовые праздники наших предков. Первые артисты на Руси - скоморохи». | Познавательные: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | ||||
37 | . Человек - творец культурных ценностей. Искусство России до XVIII (18) века. Архитектура. Живопись. Театр. (урок открытия нового знания) | Учебный диалог: обсуждение предположений, справедливы ли слова «Архитектура – застывшая музыка». Обсуждение вопросов: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке? Чем похожи и чем различаются архитектурные сооружения этого времени? | Искусство России до XVIII (18) века. Архитектура. Живопись. Театр. Фёдор Григорьевич Волков – отец русского театра. | Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки»,. Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям искусства. | ||||
38 | Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX(19) век. Александр Сергеевич Пушкин (комбинированный) | Работа с рубриками «Обсудим вместе» и «Вспомни». Учебный диалог: обсуждение предположений, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Обсуждение проблемного вопроса: «Как мы понимаем слова К. Паустовского о Пушкине: «Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов…»?» | А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии». | Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | ||||
39 | Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX(19) век. Поэты и писатели XIX(19) века. (урок комплексного применения знаний и умений) | Чтение и обсуждение текста «Поэты и писатели XIX века». Работа в группах: составление небольшого сообщения о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника стр. 107 – 112 и справочной литературы. Работа с рубриками «Этот удивительный мир», «Обсудим вместе». | Поэты и писатели XIX (19) века. Николай Алексеевич Некрасов. Лев Николаевич Толстой. | Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | ||||
40 | Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX(19) век. Композиторы XIX(19) века. Михаил Иванович Глинка. Пётр Ильич Чайковский. (урок открытия нового знания) | Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: может ли человек жить без музыки? Рассказ учителя с опорой на презентацию «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская»). Сравнение музыки с народной. Слушание музыки к балету «Щелкунчик» П. Чайковского. Рассказ о событиях, происходящих в сказке. | Музыка сопровождает человека всю жизнь. Самые известные композиторы в России XIX века. | Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | ||||
41 | Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX(19) век. Художники XIX(19) века. В. А. Тропинин, И. И. Левитан, И. Е. Репин. (урок открытия нового знания) | Просмотр презентации «Великие художникиXIX(19) века. Слушание сообщений учащихся о художниках. Чтение и обсуждение текста «Товарищество передвижных выставок». Работа с рубриками «Картинная галерея». | Творчество художника-пейзажиста И. И. Левитана, художников – портретистов В.А. Тропинина, И.Е. Репина. | Познавательные: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | ||||
42 | Человек - творец культурных ценностей. Искусство России XX(20) века. Проверочная работа. (комбинированный) | Учебный диалог: обсуждение предположений об особенностях произведений живописи XX века (на основе презентации). Заочное путешествие по Москве (с опорой на иллюстрации и текст учебника). Работа в группах «Наши любимые детские писатели». Выполнение проверочной работы по разделу «Человек – творец культурных ценностей» | Искусство России XX века: архитектура, живопись, литература. | Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: идентификация себя с культурой родного народа. | ||||
43 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Как Русь боролась с половцами. Как русские воины победили шведских рыцарей (урок открытия нового знания) | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Просмотр и обсуждение презентации, подготовленной учителем. Чтение и анализ текста «Как Русь боролась с половцами» на стр. 134. Работа с иллюстрациями учебника. Поиск: нахождение места сражения на карте. | Человек – гражданин – защитник своего Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина. | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
44 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Как русские воины победили шведских рыцарей . (урок открытия нового знания) | Чтение и анализ текста учебника на стр. 135 –Работа с рубрикой «Картинная галерея» - рассматривание иллюстрации, составление по ней словесного портрета Александра Невского. Работа с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. | Борьба русских народов со шведами в 1240 году. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
45 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Битва на Чудском озере. (урок открытия нового знания) | Слушание рассказов и сообщений учащихся на тему «Русский полководец Александр Невский». Рассматривание иллюстрации с изображением сражения на Чудском озере; схемы Ледового побоища; слушание записи фрагментов кантаты для хора и оркестра «Александр Невский» С. С. Прокофьева. | Битва русских воинов с немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году. | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
46 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Куликовская битва. (урок открытия нового знания) | Разгадывание кроссворда по изученной темеРабота с рубрикой «Обсудим вместе»: почему русские воины сожгли за собой мосты? Пересказ текста «Куликовская битва» от первого лица– представь, что ты был участником Куликовской битвы). Работа с лентой времени: даты великих событий. | Нашествие монголо-татар на русскую землю. Борьба русского народа против монголо - татарского ига. 1380 год – Куликовская битва. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
47 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная война 1812 года. (урок открытия нового знания) | Рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года».. Составление рассказа-описания «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова). Сообщения учащихся «Партизанская война 1812 года». | Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
48-49 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. (урок комплексного применения знаний и умений) | Работа с рубрикой «Вспомни». Рассказы учащихся о том, что они знают о Великой Отечественной войне. Слушание песни композитора А. В. Александрова на слова поэта В. И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». Рассказ учителя с использованием презентации «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». | Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Основные сражения Великой Отечественной войны: битва под Москвой, Сталинградская битва. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
50 | Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Всё – для фронта, всё – для победы! (урок комплексного применения знаний и умений) | Чтение и анализ текстов учебника на стр. 150 – 154. Работа с материалами рубрик «Знакомься: наша Родина», «Картинная галерея», «Жил на свете человек». Работа в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. Включение в летопись материалов о героях нашего города, своих родственниках. | Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм воинов и людей в тылу. | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | ||||
51 | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Беседа «Мы живём в Российском государстве». | Гражданин и государство. Права и обязанности российских граждан. Русский язык - государственный язык России. | Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России. Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства. | |||||
52 53 | Гражданин и государство. Символы государства. (урок контроля знаний и умений) Тест. | Чтение и анализ текстов учебника на стр. 160 – 164. Обсуждение проблемы: «Кого называют патриотом». Просмотр презентации «Символы нашего государства». Работа с иллюстративным материалом: сравнение и описание символов России. Слушание гимна России. Работа с заданиями контрольной работы. | Символы государства: гимн, герб, флаг. Россия с древних времён до XVIII века. | Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Регулятивные: анализ и оценка выполнения учебных заданий. Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства. |
Тематическое планирование по курсу « Рассказы по истории Отечества»-16 часов
54 | Введение. Кобанская культура. | Осетия –часть великого государства России. Произведения кобанских мастеров и художников. | |||
55 | Осетия в далёком прошлом. Скифы и сарматы. | Скифские племена.Легенда о происхождении скифов.Сарматы- близкие родственники скифов.Отношение скифов и сарматов с кобанцами. | |||
56 | Алания | Формирование аланского народа.Занятия крестьян,ремесленников и купцов. | |||
57 | Борьба Алан с татаро-монгольским нашествием. Задалески Нана. | Героическое сопротивление алан завоевателям. Песня о матери ,спасшей жизнь своему народу. «Задалески Нана.» | |||
58 | Нарты-поэтическое имя народа. | Три нартовских рода. | |||
59 60 | Главные герои нартовского эпоса. | Урузмаг, Сатана.Сослан, Батраз ,Сырдон и Ацамаз. | |||
61 | Жизнь осетинских крестьян. | Хозяйственные занятия в горах. Трудовое воспитание детей. | |||
62 | Обычаи и правила поведения. | Почитание старших. Уважение к женщине. Понятия о мужестве и благородстве. | |||
63 | Присоединение Осетии к России. | Причины и выгоды с Россией. Переселение на равнину. | |||
64 | Город Дзауджикау-Владикавказ | Название «Дзауджикау».Владикавказ-главный центр торговли, промышленности и культуры. | |||
65 | Коста Хетагуров | Культурный переворот в Осетии,распространение грамотности,рождение литературы. | |||
66 | Северная Осетия –многонациональная республика.. | Уважение ко всем народам,религиями языкам. | |||
67 | Осетия в Великой Отечественной войне. | Героическая оборона Владикавказа.Владикавказ – город воинской славы. | |||
68 | Осетия –родина героев | .Имена героев,защитивших Осетию.Проектная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...