Урок "Про кошек и собак"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Ковальская Наталия Анатольевна

Тема урока: про кошек и собак.

Цель: расширить знания обучающихся о кошках и собаках через организацию исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с  некоторыми породами собак и кошек, а также их ролью в жизни человека.
  • Воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним.
  • Активизировать исследовательскую деятельность обучающихся.

Тип урока: урок  изучения  нового материала с элементами исследовательской деятельности

Планируемые результаты:

  • предметные: запомнить новые для себя породы собак и кошек;
  • личностные: целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;                        
  • метапредметные: извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Формы организации учебной деятельности:  в парах, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое  обеспечение: учебник  «Окружающий мир»  А. А. Плешаков  УМК «Школа России», рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» А. А. Плешаков, атлас – определитель.

Оборудование:

  • компьютеры, проектор, интерактивная доска;
  • интерактивная презентация с музыкальным сопровождением;
  • раздаточный материал: карточки с кроссвордом, задания «синквейна», карточки – «метки»;
  • рисунки с изображением животных, условные знаки, мягкие игрушки;
  • выставки: рисунки и фотографии, детская литература.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

«Про кошек и собак»

 

Тема урока: про кошек и собак.

Цель: расширить знания обучающихся о кошках и собаках через организацию исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с  некоторыми породами собак и кошек, а также их ролью в жизни человека.
  • Воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним.
  • Активизировать исследовательскую деятельность обучающихся.

Тип урока: урок  изучения  нового материала с элементами исследовательской деятельности

Планируемые результаты:

  • предметные: запомнить новые для себя породы собак и кошек;
  • личностные: целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;                        
  • метапредметные: извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Формы организации учебной деятельности:  в парах, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое  обеспечение: учебник  «Окружающий мир»  А. А. Плешаков  УМК «Школа России», рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» А. А. Плешаков, атлас – определитель.

Оборудование:

  • компьютеры, проектор, интерактивная доска;
  • интерактивная презентация с музыкальным сопровождением;
  • раздаточный материал: карточки с кроссвордом, задания «синквейна», карточки – «метки»;
  • рисунки с изображением животных, условные знаки, мягкие игрушки;
  • выставки: рисунки и фотографии, детская литература.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты УУД

(Слайд 1)

I. Актуализация  знаний

1.1. Мотивация. Актуализация мыслительной деятельности.

  • Ребята,  наш урок предлагаю начать с девиза. Прочитайте девиз урока на слайде.

(Слайд  2)

 

- К чему призывает этот девиз?

1.2 Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

  -Что нужно, чтобы открыть новое?

- Назовите животных, которые изображены на экологическом панно.

 - На какие две группы можно разделить этих животных?

  • Изображение каких животных оставим на панно?

  • Почему?

- Картинки с изображением домашних животных перенесите на доску.

-Можем ли мы данных домашних животных разделить на группы?

- Разделите.

- Почему вы объединили этих животных?

- Ребята, оцените свою работу на данном этапе.

(В последствие каждый этап оценивается в листе самооценки)

II. Операционно – исполнительский этап.

2.1. Постановка проблем, определение темы исследования:

  • Так почему же кошки и собаки так дороги людям?

    -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

          (Слайд 3)

  • Какие учебные задачи поставим перед собой?

 (Слайд 3.1)

- Я предлагаю совершить путешествие в страну кошек и собак, где проведем исследование: узнаем новое и интересное  об этих  животных.

(Слайд 4)

(На доске табличка Исследование)

- Для этого предлагаю разделиться на две команды: кинологи – любители и знатоки собак (на столе игрушка собаки) и фелинологи – любители и знатоки кошек (на столе игрушка кошки).

- Каким образом мы можем добыть информацию об этих

 животных?

(На доске табличка Сбор информации)

  • Правильно.

(На доске условные знаки):

         

Что я уже знаю по этой теме.

Из книг, журналов, газет, энциклопедий.

Понаблюдать, провести эксперимент.

                     

Найти в Интернете.

 

- Что нужно сделать в конце любого исследования?

(На доске табличка Обобщение  Выводы)

- Мы составили с вами план исследования.

2.2. «Открытие» детьми нового знания:

а) Сбор информации  «Что я уже знаю по этой теме»

- Каким видом сбора информации мы  воспользуемся для получения первоначальных сведений о кошках и собаках?

- Что вы уже знаете о кошках и собаках?

- Поднимите руки, у кого есть эти животные дома.

Их вы видите на фотовыставке.

-Поделитесь интересными фактами с нами  о своих любимцах.

 ( от каждой команды: 1 человек о кошках;

                                        1 человек о собаках)

- Я думаю, что каждый из вас может много интересного рассказать о своем любимце. Психологи утверждают: люди, у которых есть кошки и собаки живут дольше и счастливее других.

-Кошки и собаки – хороши охотники: у них острый слух и зоркий взгляд.

Физминутка.  

б) Сбор информации  «Из печатных источников»

- Вы интересно рассказали о своих питомцах, а  чем они отличаются друг от друга?

- Давайте найдем правильный ответ в печатном источнике — книге.

 (Учебник стр. 74-75

                           76-77)

- Кто может сказать, сколько всего пород кошек. А пород собак?

- Предположите где можно найти точный ответ на этот вопрос?

- А сейчас поработаем с рабочей тетрадью.

  (задания в рабочей тетради — конверты с кошками и собаками)

 

(Во время работы детей звучит мелодия «Человек собаке друг»)

-Кинологи, поделитесь с какими породами собак вы познакомились.

(Слайд 5).

- Всех собак можно разделить на    3 большие группы - охотничьи, служебные, декоративные.

Какую работу они выполняют?

(Слайд 6)

-У собак очень много профессий, но самая главная - она верный и преданный друг человека, который рядом и в радости, и в несчастье.  Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?    -Породы собак появлялись постепенно. Они очень отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением и  предназначением.

-Фелинологи, поделитесь с какими породами кошек познакомились вы.

(Слайд 7)

-Кошки самые распространенные домашние животные – на свете живет  их более 400 миллионов. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

- Состоят ли кошки на службе у человека так же, как  и собаки?

(Слайд 7.1)

Кошки - удивительные и загадочные животные: они могут предсказать погоду, предугадывать землетрясение, извержение вулкана, быть артистом и другом, игрушкой и даже живым будильником. Кошки  проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам.  Они ласковы и преданны, изящны и нежны, элегантны и красивы. Такое милое существо, как кошка нельзя не любить.

(Лист самооценки)

в)Сбор информации  «Из личных наблюдений»

(Слайд 8)

 – Можете определить, какой породы эти собаки, эти кошки?

- Почему?

- Составьте правила ухода за животными.

( учебник, кинологи стр.75;  фелинологи стр.77)

( Слайд 9)

- Ребята, скажите, а откуда берутся бродячие кошки и собаки?

-Часто кошку или собаку берут в дом, не подумав о том, что  им нужен уход. Нередко, поиграв немного, выбрасывают питомцев на улицу, пополняя ряды бездомных животных.

(Слайд 10)

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. И  тогда они не пополнят ряды бездомных животных.

(Лист самооценки)

Физминутка

г) Сбор информации  «Интернет»

-Каким этапом сбора информации мы еще не воспользовались?

- Мы ответили на много вопросов. Что еще вы хотели бы узнать по теме нашего урока?

- Дополнительную информацию вы можете получить именно через эти источники. А на следующем уроке поделитесь интересными фактами с нами.

-А сейчас предлагаю провести проверочную работу. Работать будем на компьютерах. Работаем в парах. На работу отводится 5 минут.

(Проверка — встали те, у кого все зеленые кружки, присоединились те, у кого есть желтые кружки, а теперь те, у кого есть красные кружки.)

     (Лист самооценки)

III. Оценочно – рефлексивный этап.

3.1. Обобщение по результатам исследовательской работы. Проверка  изученного материала и его  закрепление.

  • Ребята, мы прошли все этапы сбора информации по теме нашего урока?

  • Какие задачи мы ставили перед собой?

(Слайд 11)

  • На каждый ли вопрос мы получили ответ?

 

- Какой следующий этап нашего исследования?

-Работаем в парах, выполняя задание в конверте.

-Вам нужно собрать картинку.

(Слайд 12)

-Выполняем первую часть – собираем рисунок животного.

( Отдельно по 2 человека от команд на отдельных столах собирают пазлы — по 2 шт.)

-Остальные участники команд составляет синквейн, выполняя задания учителя.

-Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?»

и положите на верхнюю часть парты.

-Найдите слова, которое называют породу животного и положите их под этим словом во второй ряд.

-Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и положите их под этим словом в третий ряд.

-Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и положите в четвертый ряд.

-Найдите предложение из 4-х слов и положите в пятый ряд. Начинайте со слова, напечатанного с заглавной буквы.

-Как одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем синквейн. Положите его в шестой  ряд.

-Поделитесь полученной информацией друг с другом.

 (Дети вывешивают пазлы, и синквейн на доску)

(Лист самооценки)

3.2.Итог урока.

-Завершающим этапом исследования является ….

-Сформируйте вывод нашего исследования с помощью меток, которые разбросаны по классу.

Кинологи собирают синие метки.

Фелинологи – красные

(Слайд 13)

  (Работа с метками. Звучит музыка.)

-Прочитайте составленные вами выводы.

-Мы сегодня много удивительного и интересного узнали о наших героях  и  я думаю, что вы будете  с большим уважением относиться к ним.

3.3. Самооценка детьми собственной деятельности.

- А что вам больше всего понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке?

- О чем ещё захотелось узнать?

-Проанализируем листы самооценки.

 (Встаем)

IV. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам дома поискать дополнительную информацию о кошках и собаках в интернете и поделиться полученными знаниями на следующем уроке.

-Спасибо за урок.

(Слайд 14)

Класс поделен на 2 группы: одна за конторками, другая за партами.

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.

- Открыть новые знания.

- Надо повторить изученный материал.

- Овца, корова, курица, кошка, собака, лиса, заяц, волк.

Дикие и домашние животные.

- Диких.

- Они живут в природе сами по себе.

-  Можем.

- Коза, корова, курица.

- Собака, кошка.

- Коза, корова, курица дают человеку продукты питания,  шерсть, пух.

Затрудняются ответить.

- О кошках и собаках.

- Узнать породы животных, как за ними ухаживать

-В книгах, энциклопедиях, интернете.

- Обобщить, сделать   выводы.

 

- Что я уже знаю по этой теме.

Ответы детей.

 

Рассказы детей

- Породой.

-Знакомство с  породами кошек и собак.

- Ответы детей.

- В книге, энциклопедии, интернете.

 

Пекинес,

кокер-спаниель,

сенбернар,

такса,

колли,

лайка.

 

Сибирская кошка,

персидская кошка,

сиамская кошка,

британская кошка.

-Нет.

- Правила ухода за животными.

-Интернет, телевизор.

Узнать породы собак

Польза собак и кошек

Правила ухода

-Обобщение.

-Собрать картинку животного. Сделать его описание.

Пошаговое выполнение  задания.

кошки

сиамская, перс

пушистые, нежные

мурлычут, играют, лечат

Кошки ловят вредных мышей.

Радость

собаки

овчарка, такса

умные, преданные

защищают, спасают, охотятся

Собаки охраняют наши дома.

друзья

- Вывод

- Выводы детей.

-Кошки и собаки – любимцы и друзья человека. Они нуждаются в добром отношении и заботе.

-Выполнение задания.

Личностные: самоопределение; регулятивные: действия смысловой организации.

Познавательные:

Строить логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Познавательные  общеучебные:  умение составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; овладевать методом наблюдения и исследования.

 

Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество,  объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; гуманное отношение и толерантность к животным.

Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель,  способность к организации, планированию творческой  деятельности.

Регулятивные:   умение осуществлять  действия контроля и самоконтроля.

Личностные: волевая саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про кошек и собак

Презентация к уроку Окружающий мир-2 класс...

Презентация урока окружающего мира по теме: "За что мы любим кошек и собак?"

Окружающий урок.1 класс.Тема: "За что мы любим кошек и собак?"...

Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме: "Про кошек и собак"

Тема «Про кошек и собак», так как эту тему можно было исследовать максимально широко.Задача: получить как можно больше сведений о кошках и собаках, их породах и назначениях и подготовить о них н...

почему мы любим кошек и собак

Интересные живые фотографии выполнены автором. Презентацию можно использовать на уроке окружающег мира и внеклассных  мероприятиях....

Конспект урока по окружающему миру"Про кошек и собак".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 538Кировского района Санкт-Петербурга    Методическаяразработка урокапо окружающему ми...

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".

Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...