Аттестация. Рабочие программы по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Терешкова Ольга Николаевна

Материалы к аттестации. Рабочие программы по окружающему миру.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36 имени А.М. Городнянского» города Смоленска

МАТЕРИАЛЫ К АТТЕСТАЦИИ

учитель начальных классов

Терешкова Ольга Николаевна

Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), рабочей программы по окружающему миру (А.А.Плешаков)  (Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 2011).  Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  1-4 класс разработана).

Цели и задачи изучения предмета

Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;

 - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места  в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения  эффективного  и безопасного  взаимодействия  в социуме.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.  

Место курса в учебном плане

        Настоящая программа в соответствии с учебным  планом школы рассчитана  на 68 часов  (2 часа  в неделю при 34 неделях),что соответствует авторской программе. В том числе отведено определенное количество часов для проведения уроков контроля и  уроки по освоению практической части программы: итоговая проверочная работа – 1; экскурсий – 3; практических работ – 5;  проектов – 6.

Содержание курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Содержание данных блоков во 2 классе реализовано в разделах:  «Где мы живем?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

Где мы живем?

Родная страна. Город и село.Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

                               Расхождение авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам  в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе  в полном объеме.

Планируемые результаты изучения предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

К концу учебного года второклассники научатся:        

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей: соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающиеся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

           Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии) и природной среде.

Календарно-тематическое планирование курса  «Окружающий мир» 2 Б класс

№ п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Приме-чание

Где мы живём?

4 ч

1

Родная страна

2

Город и село.

Проект № 1«Родной город». Объяснение проекта

3

Природа и рукотворный мир.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».   Проверочная работа № 1

Презентация проекта «Родной город»

Природа

20 ч

5

Неживая и живая природа.

6

Явления природы. ОБЖ №  1

Пр. р. № 1. «Знакомство с термометром. Как измерить температуру?»

7

Что такое погода. ОБЖ № 2

8

Экскурсия  № 1«В гости к осени». ОБЖ № 3

9

В гости к осени.

10

Звездное небо. ОБЖ № 4

11

Заглянем в кладовые земли.

12

Про воздух. ОБЖ № 5

13

И про воду

14

Какие бывают растения

15

Какие бывают животные

16

Невидимые нити. ОБЖ № 6

17

Дикорастущие и культурные растения

18

Дикие и домашние животные. ОБЖ № 24 Проект № 2 «Красная книга, или возьмём под защиту». Объяснение проекта.

19

Комнатные растения. ОБЖ № 23

Пр.р. № 2. «Как ухаживать за комнатными растениями»

20

Животные живого уголка.  Пр.р. № 3. «Уход за домашними животными»

21

Про кошек и собак

22

Красная книга. ОБЖ № 20

23

Будь природе другом.

24

Презентация проекта «Красная книга, или возьмём под защиту».  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».    

Жизнь города и села

10 ч

25

Проверочная работа №2  по разделу «Природа»                                                    Что такое экономика. ОБЖ № 19

26

Из чего что сделано.

АСК  «Предметы быта.  Как  одевались в старину».

27

Как построить дом.  

АСК  «Жилище».

28

Какой бывает транспорт

29

Культура и образование. ОБЖ № 26

30

Все профессии важны.  

Проект № 3«Профессии». Объяснение проекта.

31

Экскурсия  № 2«В гости к зиме».

ОБЖ № 17

32

В гости к зиме. ОБЖ № 18

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».    Проверочная работа № 3 .

34

Презентация проекта «Профессии»

Здоровье и безопасность

9 ч

35

Строение тела человека. ОБЖ № 8

36

Если хочешь быть здоров.

АСК «Что ели в старину».

ОБЖ № 7, 9

37

Берегись автомобиля!

38

Школа пешехода. ОБЖ № 25

39

Домашние опасности. ОБЖ № 14

40

Пожар. ОБЖ № 22

41

На воде и в лесу. ОБЖ № 15

42

Опасные незнакомцы. ОБЖ № 16

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».   Проверочная  раб.  № 4.  ОБЖ № 10

Общение

7 ч

44

Наша дружная семья. ОБЖ № 11

Проект № 4«Родословная».  Объяснение проекта.

45

В школе.

АСК  «Праздники. Игры и хороводы».

46

Правила вежливости. ОБЖ № 13

47

Ты и твои друзья.

Проект № 4«Родословная». Презентация проекта.

48

Мы – зрители и пассажиры.

ОБЖ № 30

49

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».  

Проверочная   раб. №5.ОБЖ № 31

Путешествия

18 ч

50

Посмотри вокруг. ОБЖ № 27

51

Ориентирование на местности.

ОБЖ № 21

52

Пр.р. № 4. «Знакомство с компасом. Ориентирование по компасу»

53

Формы земной поверхности

54

Водные богатства

55

Экскурсия  № 3«В гости к весне».    ОБЖ № 29

56

В гости к весне

57

Россия на картеПр.р. № 5.  Учимся читать карту.

Проекты  № 5, № 6«Города России»,  «Страны мира» (один по выбору). Объяснение проектов.

58

Путешествие по Москве.  

АСК  «Письменность».

59

Московский Кремль.  АСК  «Храмы и монастыри».

60

Город на Неве. ОБЖ № 28

61

Путешествие по планете

62

Путешествие по материкам

63

Промежуточная аттестация.   Контрольная работа

64

Страны мира.

65

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».    Проверочная раб. №6.ОБЖ № 32

66

Презентация проектов   «Города России», «Страны мира» (по выбору).

67

Презентация проектов   «Города России», «Страны мира» (по выбору).

68

Впереди лето. ОБЖ № 12

Резерв

1 ч

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 3 класс

Пояснительная  записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), рабочей программы по окружающему миру (А.А.Плешаков)  (Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 2011).  Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  1-4 класс разработана).

Цели и задачи изучения предмета

 В результате изучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:

  • формированиецелостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребенком личного опыта  общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие  и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане

Согласно  учебному (образовательному)  плану всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует Авторской программе.

Содержание курса

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Расхождение Авторской и рабочей программы

    Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе.

Планируемые результаты изучения предмета

     Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый  образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологии учебного предмета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

Смотри в «Сборнике рабочих программ» 1-4 классов «Школа России» на страницах 372 – 374, М., «Просвещение», 2011г.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе обучающиеся научатся:

  • устанавливать связь между человеком – как частью природы и обществом;
  • характеризовать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • формулировать основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • называть основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • характеризовать строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • выполнять правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • выполнять правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • определять потребности людей; товары и услуги;
  • выявлять роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • называть некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиесяполучат возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. 

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» 3 Б класс

 №п.

п.

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Примечания

Как устроен мир

6 ч

1

Природа. Ценность природы для людей.Экскурсия № 1 «Разнообразие природы»

2

Человек. ОБЖ № 1

3

Проект № 1 «Богатства, отданные людям».ОБЖ № 4, 5

4

Общество

5

Что такое экология.  ОБЖ № 2

6

Природа в опасности! Охрана природы Проверочная работа № 1 «Как устроен мир»

Уч. с. 154

Эта удивительная природа

18 ч

7

Презентация проекта №1 «Богатства, отданные людям».

Тела, вещества, частицы

8

Разнообразие веществ.Практическая работа  № 1  «Исследуем продукты на содержание крахмала»

9

Воздух и его охрана. Опыт«Расширение воздуха»

10

Вода.  Практическая работа  № 2 «Исследуем свойства воды». ОБЖ № 18

11

Превращения и круговорот воды.Опыт «Наблюдение за круговоротом воды». ОБЖ № 19

12

Берегите воду!

13

Что такое почва. Практическая работа  № 3 «Исследуемсостав почвы»

14

Разнообразие растений. Практическая работа  № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений»

15

Солнце, растения и мы с вами ОБЖ № 20

16

Размножение и развитие растений.Практическая работа  № 5«Изучаем способы распространения плодов»

17

Охрана растений.   ОБЖ № 3

18

Разнообразие животных. ОБЖ № 6

19

Кто что ест?

20

 Природные особенности  Смоленского края. Проект № 2 «Разнообразие природы нашего края»

21

Размножение и развитие животных

22

Охрана животных. Животный мир  Смоленской области.

23

В царстве грибов. Грибы Смоленского края

24

Великий круговорот жизни.  ОБЖ № 21, 22 Проверочная работа № 2 «Эта удивительная природа»

Уч.  с. 160

Мы и наше здоровье

10 ч

25

Организм человека. Практическая работа № 6 «Измеряем свой рост и массу тела»

26

 Органы чувств.   ОБЖ № 14

27

Надежная защита организма. Практическая работа № 7«Исследуем нашу кожу»

28

Опора тела и движение.  ОБЖ № 15

29

Наше питание. Практическая работа № 8 «Изучаем состав продуктов»      

30

Проект  № 3 «Школа кулинаров»

В течение двух недель подготовить проект ТПО с. 80 - 81

31

 Дыхание и кровообращение.  Практическая работа № 9 «Учимся измерять пульс»

Уч. с. 144-146 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с. 146, ТПО с. 84 № 5

32

Умей побеждать болезни

Уч. с. 147-148 читать, с. 149 ответить на вопросы, ТПО с. 85 № 3

33

Здоровый образ жизни.  ОБЖ № 16, 17

Уч. с. 150-153 читать, ответить на вопросы с. 153

34

Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье». Презентация проектов

Уч. С. 166

Наша безопасность

7 ч

35

Огонь, вода и газ.   ОБЖ № 7, 26

Уч. с. 4-7 пересказ, с. 7 задания 3, 4; ТПО с. 5 № 5, 6

36

Чтобы путь был счастливым.  ОБЖ № 8, 9

Уч. с. 8-13 пересказ

37

Дорожные знаки. ОБЖ № 10, 13 Экскурсия № 2« Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы»  

Уч. с. 14-16 читать, с. 17 ответить на вопросы; ТПО с. 9-10 № 1

38

Опасные места. ОБЖ № 23, 30 Проект № 4 «Кто нас защищает»

В течение двух недель подготовить проект ТПО с. 12-13; уч. с. 20-23 читать

39

Природа и наша безопасность ОБЖ № 25, 27

Уч. с. 25-29 читать, подготовить сообщения об опасных растениях, грибах, животных (индивидуально)

40

Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды»

Уч. с. 31-36 читать, отвечать на вопросы; ТПО с. 21 № 3

41

Проверочная работа № 4 «Наша безопасность». Презентация проектов

Уч. с. 154

Чему учит экономика

12 ч

42

Для чего нужна экономика.  ОБЖ № 28

Уч. с. 38-40 пересказ, с. 41 отвечать на вопросы; ТПО с. 24-25 № 5,6,7

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.   ОБЖ № 29

Уч. с. 42-44 читать, с. 45 отвечать на вопросы; ТПО с. 27 № 4,5

44

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Исследуем полезные ископаемые»

Уч. с. 46-49 пересказ, с. 50 отвечать на вопросы; ТПО с. 30-31 №№ 4-8

45

Растениеводство. Практическая работа № 12 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения»

46

Животноводство

47

Какая бывает промышленность. ОБЖ № 11, 12

48

Проект  № 5 «Экономика родного края»

49

Что такое деньги. Практическая работа №13 «Изучаем российские монеты»

50

Государственный бюджет

51

Семейный бюджет.  ОБЖ № 24

52

Экономика и экология

53

Проверочная работа № 5 «Чему учит экономика». Презентация проектов

Уч. с. 159

Путешествие по городам и странам

15 ч

54

 Золотое кольцо России.   ОБЖ № 31,32

55

Золотое кольцо России. Практическая работа № 14 «Города «Золотого кольца» на карте России»

56

Проект № 6 «Музей  путешествий»

57

Наши ближайшие соседи

58

На севере Европы

59

Что такое Бенилюкс?

60

В центре Европы

61

Путешествие по Франции и  Великобритании

62

Смоленская область на карте России. Полезные ископаемые Смоленской области

63

Растения Смоленского края

64

Водоемы Смоленщины. Охрана природы нашего края

65

Итоговая контрольная работа  

66

На юге Европы

67

По знаменитым местам мира

68

Экскурсия № 3 «Путешествие по родному городу»

                                Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), рабочей программы по окружающему миру (А.А.Плешаков)  (Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 2011).  Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  1-4 класс разработана).

     Рабочая программа имеет следующую структуру:

- пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

- требования к уровню подготовки обучающего, оканчивающего 4 класс;

- программное и учебно-методическое обеспечение ГОС;

- основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

- прохождение программы с указанием количества часов по плану и факту;

- список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение».

Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Разделы № 4 - № 6 «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

     Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, а также  с региональным компонентом – авторским курсом С.А. Болотовой «Азбука Смоленского края». Воспитание чувства гражданской ответственности за всё происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого. Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  города, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона, привить любовь к малой родине через знакомство с богатствами Смоленского края. При изучении «Азбуки Смоленского края» учитываются принципы построения данного курса:  краеведческий, научности, доступности и посильности, наглядности, организации краеведческо-познавательной деятельности, природоохранной направленности, интеграции, культурологический, эстетический, нравственный (этический), вариативности (Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А.Болотова, Смоленск, 2006,  с. 8)  

        Планирование данного курса включено в общее поурочное планирование, представленное ниже.

         На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.                                                

        Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Цели обучения

        Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

        • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане школы на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов.Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

            В 4 классе запланировано 4 экскурсии и 11 практических работ.

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные.Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.  

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Результаты обучения

        К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);                            

- название океанов и материков;

- положение России, Смоленского края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах; природную зону и основные природные сообщества Смоленского края;

-  особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, при

 родные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе; экологические проблемы, возникающие в результате деятель

ности человека в природных зонах и сообществах; меры по охране природы родного края.

        К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

        -  определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и  показать        

          изученные географические объекты;              

-  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека  на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.  

        Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику;

государственные праздники;

 основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

•  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

 описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•  ориентирования на местности с помощью компаса;

•  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•  ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

В условиях интеграции курса  «Азбука Смоленского края»  к концу 4 класса обучающиеся должны по данному курсу

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

По природно-географическому краеведению

- географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

- определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты;

- особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;

- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели природно-географических объектов;

- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- названия некоторых рек, озёр и водохранилищ Смоленской области;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;

- различать охраняемые растения и животных;

- меры по охране природы в Смоленской области;

- подготовить рассказ, сообщение,  доклад, реферат  природо-краеведческого содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также дополнительных источников;

- нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;

- правила поведения в природе.

- выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения.

По культурно-историческому краеведению

- как называли предков смолян, основные их занятия;

- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;

- торговые связи смолян в древности;

- подготовить рассказ, сообщение,  доклад, реферат  культурно-исторического  содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также археологических  источников и другого справочного материала;

- названия древних городов Смоленщины;

- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;

- современную символику Смоленщины (герб, флаг);

- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели  культурно-исторических  объектов;

- причины возведения в Смоленске крепостной стены;

- сравнивать, обобщать анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;

- названия некоторых башен Смоленской крепости;

- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609-1611, Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.

- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;

- награды Смоленска и области;

- имена некоторых земляков, прославивших родной край;

- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;

- элементы костюма смолян в древности;

- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;

- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников,

- День города Смоленска;

- некоторые игры и хороводы прошлых лет;

- историю возникновения письменности у наших предков;

- виды православных храмов и их внутреннее устройство;

- название самой почитаемой на Смоленщине иконы;

Название некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;

- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры.

- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.

Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» 4 Б класс

  №

п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Примеча-ние

Земля и человечество

9 ч

1

Мир глазами астронома

2

Планеты Солнечной системы.

Пр.р. № 1 «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?»

3

Звездное небо - великая книга Природы. Пр.р. № 2 «Знакомство с картой звёздного неба». ОБЖ № 22

4

Мир глазами географа.

Пр.р. № 3 «Работа с глобусом и географической картой».  ОБЖ № 31

5

Мир глазами историка. ОБЖ№1

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога. ОБЖ№2

8

Сокровища Земли под охраной человечества. ОБЖ № 3

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество»

Природа России

10 ч

10

Равнины и горы России.

Пр.р. № 4 «Равнины и горы России»

11

Моря, озёра и реки России.

Пр.р. № 5 «Моря, озёра и реки России».

ОБЖ  № 4

12

Природные зоны России

13

Зона арктических пустынь.  ОБЖ № 8

14

Тундра

15

Леса России. ОБЖ № 6

16

Лес и человек.  ОБЖ № 23

17

Зона степей

18

Пустыни

19

У Чёрного моря. ОБЖ № 24

Родной край - часть большой страны

15 ч

20

Проверочная работа № 2 по разделу «Природа России». Наш край.

Пр.р. № 6 «Знакомство с политико-административной картой России»

21

Поверхность нашего края.  ОБЖ № 13

22

Экскурсия № 1 «Поверхность нашего края»

23

Водные богатства нашего края.  ОБЖ № 5

24

Наши подземные богатства.

Пр.р. № 7 «Рассматривание образцов полезных ископаемых родного края»

25

Земля-кормилица.  ОБЖ № 9

26

Экскурсия № 2 «Природные сообщества лес и луг»

27

Жизнь леса.

Пр.р. № 8 «Растения смешанного леса»

ОБЖ № 10

28

Жизнь луга.

Пр.р. № 9 «Растения луга»

29

Жизнь в пресных водоёмах.

Пр.р. № 10 «Растения пресного водоёма»

ОБЖ № 11

30

Экскурсия № 3  «Обитатели пресного водоёма»

31

Растениеводство в нашем крае.

Пр.р № 11 «Знакомство с культурными растениями нашего края».  ОБЖ № 12

32

Презентация проектов (по выбору)

Темы про-ектов с. 204

33

Животноводство в нашем крае.  ОБЖ № 7

34

Проверочная работа № 3 по разделу «Родной край - часть большой страны»

Страницы Всемирной истории

5 ч

35

Начало истории человечества

36

Мир древности: далёкий и близкий.        ОБЖ  № 14

37

Средние века: время рыцарей и замков

38

Новое время: встреча Европы и Америки.  ОБЖ № 15

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Страницы истории России

20 ч

40

Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы всемирной истории».

Жизнь древних славян

41

Во времена Древней Руси. Наши предки. Из варяг в греки. Экскурсия № 4 в краеведческий музей.

ОБЖ № 16

42

Страна городов

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.  ОБЖ № 17

44

Трудные времена на Русской земле

45

Русь расправляет крылья.  ОБЖ № 18

46

Куликовская битва.

Пр.р. № 12 «Работа с исторической картой».

47

Иван Третий.  ОБЖ № 19

48

Мастера печатных дел

49

Патриоты России.  ОБЖ № 20

50

Пётр Великий

51

Михаил Васильевич Ломоносов.  ОБЖ № 21

52

Екатерина Великая

53

Отечественная война 1812 года.  ОБЖ № 25

54

Страницы истории ХIХ века

55

Россия вступает в ХХ век. ОБЖ № 26

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

57

Великая Отечественная война и Великая Победа.  

58

Смоленская крепостная стена. Военное прошлое. ОБЖ № 27

59

Страна, открывшая путь в космос

Современная Россия

9 ч

60

Проверочная работа  № 5 по разделу «Страницы истории России»

Основной закон России и права человека

61

Мы – граждане России.  ОБЖ № 28

62

Славные символы России. Герб и флаг области

63

Такие разные праздники.  ОБЖ № 29

64

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

65

Путешествие по России. Дальний Восток, Сибирь, Урал

66

Путешествие по России. Европейская часть. Старинные русские города.  ОБЖ № 30

67

Путешествие по России. Волга и юг России. Проверочная работа  № 6  по разделу «Современная Россия». ОБЖ № 32

68

Презентация проектов (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...