Мир природы «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Илларионова Елена Геннадьевна

Задачи урока:      Закрепить  элементарное представление о значении органов чувств;

  - способствовать развитию речи, логики, мышления;

  - воспитывать желание познавать окружающий мир.

Планируемые результаты по ФГОС:

Личностные: Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Предметные: Иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

Коммуникативные: Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в выполнении упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mir_prirody.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
             «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»

Мир природы
«Органы чувств»
для учащихся 1-го класса

                                             

                        Составитель:

                                                                    Илларионова Елена Геннадьевна                      

                                                                    учитель начальных классов

     первой квалификационной   категории

   

Тема урока: Органы чувств.                                        

 Задачи урока:      Закрепить  элементарное представление о значении органов чувств;

  - способствовать развитию речи, логики, мышления;

  - воспитывать желание познавать окружающий мир.

Планируемые результаты по ФГОС:

Личностные: Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Предметные: Иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

Коммуникативные: Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в выполнении упражнений.

                                                               Ход урока.

1. Организационный момент.  Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём  странного? (У него нет лица,   нет ушей, нет глаз, носа, рта). (На доске плакат с изображением человека, но без лица)

Человечек без лица

И без носа и без рта

Как же жить ему на свете

Потерял он части эти

А нужны ль они ему,

Человечку этому?

Как решить вопросы эти?

Мы поможем ему, дети?

Выдвижение проблемы.

- А нужны они ему? (лицо,   уши, глаза, нос, рот ) (Конечно)

Сообщение темы и цели  урока:

 - Как, одним словом можем назвать эти недостающие органы?  (Органы чувств) таблица « Органы чувств» 

И тема  нашего урока« Органы чувств»

 Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Сегодня на уроке мы -

Повторим……(органы чувств)

Закрепим…. (для чего они нужны)

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

По ходу работы поможем нашему гостю приобрести  органы чувств.

Учитель. 

1. Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса,

Помогают нам (глаза).

Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка).

Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы, различные цвета, глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. 

Глаза - это наш орган зрения.

(рисуют глаза)

2.орган слуха.

 Есть у зайца на макушки,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и не слушки,

Что же это? (ушки)

- Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6,65.

- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты.   

 Включаю аудиозапись. (Дети слушают.) Какая музыка прозвучала? Что помогло вам услышать это? (уши) Для чего нам нужны уши? (слышать, что происходит вокруг…)

- Речь людей, пение птиц, шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши – это орган чего? (Это орган слуха.)   рисует уши на изображение человека.

Физминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3. орган обоняния.

 Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз.

Различить поможет (нос).

Учащимся выдаются ватные диски один с ароматическими веществами и  простой. Закройте нос  и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают диски. (Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет).

- Откройте носики, понюхайте.-Без какого органа невозможно выполнять это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах).- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.А умение человека различать запахи получило название обоняние.

 Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности – о пожаре. То, что мы видим и не слышим, мы можем различать по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния (рисует   нос на изображение человека)

4. органа вкуса.

Учитель:

Чтоб попробовать компот,

Есть у человека (рот).

-Сейчас мы попробуем определить в каком стакане компот. Какой компот (сладкий) Раздаю стакан с водой – сладкой и  простой.

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?

- Значит нам необходимо ещё одно исследование – попробовать  на вкус. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, простая)

- Что помогло вам почувствовать вкус? ( язык)   (рот, язык — чувствует вкус еды). Что мы еще делаем ртом? (едим, говорим, дышим). Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус разную еду? (попробовать). Дайте определение этому органу. (Язык – орган вкуса.) Орган вкуса помогает нам познакомиться с предметами, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (Прикрепляют ротик с язычком)

 5.орган осязания.

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое. :
Разобраться в этом сложно
Нам поможет наша
: кожа

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

- Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь предметы. - Ребята, как вы могли отгадать предметы? При помощи чего?  При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается.
Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо.

Дайте определение этому органу  (орган осязания).

Обобщающая беседа.

-О чём мы говорили?— органы чувств

- Сколько  у человека органов чувств?

- На какой вопрос вы должны мне ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Выводы:

-Органы чувств - наши верные помощники. Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире. Они показывают нам разные признаки и свойства

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(дети рассматривают получившегося человечка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО классных руководителей" О воспитании у школьников добрых чувств к людям"

Данный доклад поможет учителям и классным руководителям понять, что недопустимо унижение личности ребёнка, его человеческого достоинства....

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Проект «Я –король своих чувств»

Тематическая неделя "Я - король своих чувств".  Эмоции в жизни детей . Может ли человек управлять своими чувствами? Для старших дошкольников и младших школьников....