Методы и технологии формирования экологической грамотности третьеклассников
статья по окружающему миру (3 класс)

Усатенко Елизавета Андреевна

формирование экологической грамотности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и технологии формирования экологической грамотности третьеклассников

Педагогическая технология – это научно-обоснованный алгоритм взаимодействия учителя и ученика, гарантирующий оптимальное решение педагогической задачи.

Современные технологии формирования экологической грамотности и экологического образования в начальных классах на сегодняшний день сводятся к применению комплекса методов и форм экологической деятельности на уроках, которые бы способствовали решению задач экологического воспитания и формированию экологической культуры обучающихся.

В переводе с древнегреческого метод – это путь исследования. На сегодняшний день не существует единого определения понятию «метод обучения», которое бы приняли все учёные и педагоги.

В учебнике З.А. Клепениной и Г.Н. Аквилевой «Методика преподавания предмета окружающий мир» даётся следующие определение «учебный метод – это система взаимосвязанных способов деятельности учителя и учащихся, обеспечивающая выполнение триединых требований к процессу обучения – личностных, метапредметных и предметных». Иную трактовку можно увидеть в учебнике И.П.Подласого «Педагогика», там «метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения».

Также, помимо различных вариаций определения «метода обучения», существует огромное количество их классификаций.  Известны классификации: активно-трудовых методов (П.Блонский, С.Шацкий и др.), иллюстративных (О.Музыченко, Я.Чепига), логических (Б.Резник), исследовательских (Б.Райков, Л.Синицкий и др.) и многие другие. Наиболее полными и обоснованными считаются традиционная, по типу источника знаний и классификация по типу познавательной деятельности, основоположниками которой является И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин.

Традиционная классификация, в отличие от классификации И.Я.Ларнера и М.Н.Скаткина, является наиболее понятной и очевидной, именно поэтому в данном параграфе мы будем опираться именно на неё.  Данная классификация берёт своё начало ещё с древних философских и педагогических систем. Изначально в ней выделялись следующие методы: наглядный, практический и словесный. Но наряду с человеческим прогрессом в ней появились ещё ряд методов: работа с книгой и видеометод, притом последний пользуется популярностью у многих педагогов в нынешнее время, так как на него идёт спрос у современного поколения.

Таким образом, в традиционной классификации методов обучения выделяются следующие разновидности методов:

  1. Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся
  2. Практический: опыт, упражнения, учебно-производительный труд
  3. Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, диспут
  4. Работа с книгой: дискуссия, чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование
  5. Видеометод: просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль

В эколого-педагогической работе предпочтение следует отдать наглядным и практическим методам, которые могут включать в себя наблюдение, опыт, труд, моделирование, игры и т.д., так как именно эти методы будут способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала, а также развивать аффективную сферу ребёнка, вызывая эмоциональный отклик.

Особое место в педагогической практике занимает метод наблюдения учащихся, который относится к наглядным методам обучения. Важность этого метода отмечали такие выдающиеся педагоги как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др. Этот метод отличается от обычного восприятия тем, что имеет чёткую структуру, цели и задачи. Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др. отмечали, что метод наблюдения способствует развитию психических познавательных процессов: мышлению, речи, вниманию и т.д.

Важно отметить, что данный метод будет эффективен лишь тогда, когда учитель и обучающиеся смогут правильно его использовать. Для этого педагогу необходимо обучить детей: «формировать умение принимать познавательную задачу, выделять существенные признаки предметов и явлений, следовать намеченному плану, использовать обследовательские действия, выражать в речи результаты увиденного и т.д.».

Не менее интересным и продуктивным для формирования экологической грамотности среди наглядных методов является опыт. «Опыт – это особый вид наблюдения – рассматривается в психолого-педагогической литературе как метод обучения, предполагающий преобразование условий, в которых протекает явление, для установления или иллюстрации определённого теоретического положения».

Использование опыта на уроке имеет следующие преимущества:

  • Развитие познавательной деятельности учащихся
  • Развитие исследовательских навыков
  • Установление причинно-следственных связей в природных явлениях
  • Развитие внимательности и наблюдательности
  • Формирование представлений об окружающей среде
  • Способствует формированию целостной картины мира

Главной сложностью в использовании данного метода является наличие оборудования и хорошей подготовленности учителя, т.е. требуется большая предварительная работа, подготовка материала и т.д. Также, требуется соблюдение техники безопасности, особенно это касается работы с приборами.

Различают кратковременные и длительные опыты. При проведении кратковременного опыта знания формируются на том же уроке, а при опыте, требующем длительного наблюдения, к выводам дети приходят спустя несколько уроков.

Важным аспектом в проведении опыта является работа детей: констатирование этапов или изменений, реакций в опыте и выводы. Вывод в опыте – это самое главное в данном виде деятельности, к нему ребёнок должен прийти сам. Если у обучающегося не получается сделать вывод или он приходит к неверному, учителю необходимо провести опыт повторно и помочь заключить правильный вывод.

Важным условием в проведении уроков является соблюдение дидактического принципа наглядности. «Через органы зрения мозг получает почти в пять раз больше информации, чем органы слуха, и почти в тринадцать раз больше, чем тактильные органы, так как у большинства людей наибольшей чувствительностью обладает именно орган зрения», или их ещё называют визуалами. Поэтому на любом уроке по окружающему миру должна быть демонстрация. Для демонстрации может быть использованы: натуральные объекты или изображения объектов, явлений. Притом, в изображении объектов или явлений может использоваться иллюстративный материал или технические средства обучения.

Используя для демонстрации натуральные объекты, учитель вызовет у детей интерес и эмоциональный отклик. В качестве натуральных объектов может использоваться разнообразный материал: веточки деревьев, кустарников, почва, цветы и т.п .

Демонстрация иллюстративного материала используется в том случае, когда невозможно передать размер объекта, например, изображения животных, природные зоны, ландшафты и т.п.

Для того, чтобы метод демонстрации был эффективным необходимо воздействовать на как можно большее количество органов чувств ребёнка, поэтому рекомендуется к таким наглядным пособиям использовать вспомогательное оборудование: особый фон, подставка, подсветка, музыкальное сопровождение.  

В технических средствах наглядности используется различный видеоматериал. К ним относятся: кинофильмы, мультфильмы, диафильмы и т.п. При выборе видеоматериала учителю необходимо быть внимательным, так как не каждый мультфильм или кинофильм может способствовать формированию экологической грамотности. Иногда, в различных материал могут упускаться некоторые детали, в том числе и важный. Так, например, в документальном фильме может быть не полностью показана схема развития растения.

Практические методы в начальном курсе «Окружающий мир» стали использоваться позднее, чем наглядные и словесные, но их использование дало скачок в методике обучения, так как здесь обучающийся не просто созерцает, но и принимает активное участие в работе. Также, практические методы позволяют проводить урок в соответствии требованиям ФГОС, а именно – личностно-ориентированный и деятельностный подходы. К практическим методам относятся: моделирование, проектирование и эксперимент. В начальных классах по предмету «окружающий мир» наиболее часто используются проектирование и эксперимент.

В энциклопедическом словаре под «процессом создания проекта понимается прототип, прообраз предполагаемого возможного объекта, состояния».

М.В.Матяш и В.Д.Симоненко считают, что «проект – это прототип, идеальный (мысленно созданный) образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия».

Таким образом, под проектом понимается объект или процесс, который может быть реализован в будущем.

Проект является важной частью развития науки и признаком развития человека, ведь умение проектировать свою деятельность является неотъемлемой частью жизни каждого. Поэтому детей необходимо этому обучать ещё с начальных классов.

Зачастую многие путают понятия «проект» и «проектирование». Использование проекта в обучении подразумевает изучение уже готова проекта, который может быть использован в виде наглядного пособия или проекта-модели. А вот, метод проектирование требует от обучающегося определённых знаний, умений и навыков, а также творческого и логического мышления, на основании которых он сможет создать свой проект, новый объект или процесс.

Проекты различают:

  1. По составу участников: индивидуальные, групповые, коллективные
  2. По продолжительности реализации: краткосрочные, долгосрочные
  3. По целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практические, общественно полезные

«Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, то есть в них должна быть актуальная тема и проблема исследования, гипотеза, объект и предмет исследования и т.д.

        Творческие не имеют чёткой структуры и реализуются в соответствии с характером конечного результата и интересами детей.

        Игровые проекты основаны на деятельности детей, базирующейся на ролевых играх. Участники выполняют определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. (Например, «Экологический театр»)

        Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, анализ и обобщение фактов.

        Практические ориентированы на социальные интересы участников. Результатом является социально значимое дело».

Во многом методы «моделирования» и «проектирования» похожи, но есть важное отличие, которое в выборе между двумя этими методами даёт преимущество «проектирования». Так «проектирование» подразумевает не просто создание модели чего-либо, уже существующего в мире, как в методе «моделирование», а создание чего-то нового, на основе имеющихся знаний, создание того, что может быть использовано в будущем. Другими словами, метод «моделирования» ориентирован на прошлое и настоящее, а метод «проектирования» на будущее время.

Поэтому, можно сказать что, от того как педагоги смогут обучить детей методу «проектирования» зависит развитие науки и человечества в будущем.

Ещё одним наиболее часто использующемся методом в школе является «эксперимент». Главным отличием «эксперимента» от метода «демонстрации опыта» является то, что «эксперимент» ребёнок проводит сам под руководством учителя».

Так, убедится в том, что в почве содержится воздух, обучающиеся не смогут просто, наблюдая за ней, для этого необходимы дополнительные искусственные условия. Опустив некоторое количество почвы в воду, мы увидим выделение пузырьков, которое связано с тем, что вода вытесняет воздух из почвы. Данный опыт мог бы провести один учитель, но так как в нём не требуется большое количество трудно доставаемых материалов, и по уровню опасности и сложности он не сильно опасен и труден, его могут провести сами дети.

Использование метода «эксперимента» имеет такие преимущества, как повышение интереса детей к предмету и изучаемой проблеме, активное участие всех детей на уроке, обучающиеся лучше запомнят и поймут материал, развитие контроля и самоконтроля, развитие внимания.

Также, как в «демонстрационном опыте» в «эксперименте» необходимо соблюдать два важных аспекта в проведении данного метода, это: констатирование хода эксперимента и происходящие в них изменения и написание вывода детьми. Особенно важно, чтобы ребёнок пришёл к выводу сам, и чтобы вывод этот был правильным. В противном случае учителю необходимо будет повторить проведение «эксперимента» и помочь ребёнку прийти к правильному выводу.

Также на уроках по «Окружающему миру» достаточно часто используются игры. Но не стоит ими насыщать весь урок, так как «игра определяется как непродуктивная деятельность, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе». То есть, в приоритете у обучающегося ставится не учебная цель, а игровая.

Наиболее часто игры используются в первом классе и уже реже к третьему, четвёртому, так как, говорил К.Д.Ушинский «Учить, играя, можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьёзный, ей свойственный тон». Но для того, чтобы увлечь детей, сделать урок более понятным, близким для них и интересным, можно использовать формат урока в виде игры, например, игра-путешествие (по краям родного города, страны, по природным зонам, по частям света и т.д.).

 Для проверки знаний и закрепления материала можно использовать такие игры как: различные дидактические игры, кроссворды, конкурс-аукцион и конструктивные игры, связанные с проектированием (например, создание красивого и гармоничного города, игра «Экополис»)

Для эмоционального отклика и отзывчивости детей можно использовать различные ролевые игры.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены наиболее продуктивные и интересные методы, способствующие формированию экологической грамотности. К этим методам относятся: наглядные методы обучения и практические. В наглядных методах мы рассмотрели: наблюдения, демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов и иллюстративного материала, видеоматериала. В практических методах наиболее актуальными считаются: проектирование и эксперимент. Также отдельно была рассмотрена игровая деятельность обучающихся на уроках «Окружающего мира».

        Важно отметить, что на уроках методы редко используются в чистом виде, зачастую их сочетают друг с другом. Ведь трудно представить использование наглядных и практических методов без словесных, это даже невозможно. Однако, использование на уроке только словесных методов не даст хорошего эффекта и вообще может отрицательно сказаться на ребёнке. Поэтому необходимо использовать на уроке методы, сочетая их положительные стороны друг с другом. Так метод демонстрации натуральных объектов может быть дополнен методом иллюстрации таблиц, схем или видеоматериалом. А сочетания словесных методов с наглядными или практическими, поможет ускорению процесса усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Формирование экологической грамотности младших школьников

Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников....

Формирование экологической грамотности младших школьников

."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...

Формы работы с родителями по формированию экологической грамотности детей

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...

Формирование экологической грамотности

Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников....

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....