Урок по окружающему миру на тему:"Экономика и экология"(3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ландырева Лариса Александровна

Урок по окружающему миру на тему: "Экономика и экология" адаптирован для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи по УМК "Школа России", учебник  "Окружающий мир, 3 класс, автор А.Плешаков. Урок соответствует ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_ekonomika.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экономика и экология.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование:

  • Презентация к уроку.
  • Экологический видеоролик.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Карточки с заданием.
  • Цветные кружки из бумаги: синие, зелёные, жёлтые.
  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс, автор А.А. Плешаков
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру, 3 класс, автор А.А. Плешаков.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся  с экологическими проблемами нашей планеты, с задачами экологии.
  2. Дать представление о двух сторонах экономики.
  3. Раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией.

Задачи урока:

  1. образовательные: 

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

2. развивающие:

-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

 3. воспитательные:

 - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

- создавать атмосферу радости от совместного труда.

4. коррекционные:

- обогащать словарный запас учащихся новыми словами;

- автоматизировать в речи поставленные звуки;

- закреплять умение давать полный ответ на вопрос, правильно формулировать предложения;

- следить за правильной постановкой ударения в словах и звукопроизношением;

- учить работать с текстом, находить информацию в тексте;

- развивать устную и письменную речь.

Личностные результаты:

-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

- знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе», «экономике»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные термины и понятия темы: экологическая катастрофа, экологический прогноз, экономика,  экология, нефтеналивной танкер.

                                                       Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  1. Организация учащихся.

- Мы начинаем урок окружающего мира. Встаньте и поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.

- Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Беритесь, ребята, скорей за работу!

Мы уже готовы к уроку!

- Сегодня у нас урок изучения нового материала, освоения новых знаний. Давайте сначала проведём речевую разминку.

2. Речевая  разминка. ( Слайд № 2)

Очень интересно всё то, что неизвестно,

А всё, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старания.

Тогда нам вместе многое удастся всё понять.

(Прочитать самостоятельно «жужжащим» чтением; медленно хором, проговаривая чётко каждый звук; выразительное чтение с выделением голосом подчёркнутых слов).

  1. Актуализация знаний, целеполагание.

1.Просмотр экологического ролика (1 часть) о красоте окружающего мира.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о природе.

(Дети смотрят 1 часть о красоте природы).

- С каким настроением вы смотрели эти кадры?

- Послушайте слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: « Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном  летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи  лет эту чудесную музыку жизни».

- Есть ли связь между окружающей средой и человеком?

- Как вы думаете, может ли человек существовать без природы?

Вывод: человек без природы не может существовать.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Установление связей между живой и неживой природой.

- Перед вами карточки, на которых написаны слова в 2 столбика. Прочитаем вместе слова из 1 столбика. ( Цветок, бабочка, человек).Что их объединяет? ( Это объекты живой природы). Прочитаем слова из 2 столбика. (Солнце, вода, почва). Что общего в этих словах? ( Это объекты неживой природы.)

Задание: установить стрелками взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

( Ученики выполняют задание. Устно объясняют)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: живая и неживая природа связана друг с другом.(Слайд № 3)

  1. Повторение понятия «экология».

- Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает взаимосвязи между живыми существами и окружающей средой.

( Экология).

- Одно из слов в нашей теме урока – экология. (Учитель открывает закрытое слово « экология» в написанной на доске теме урока).

4. Просмотр экологического ролика (2 часть) о загрязнении окружающей среды.

- Как изменилось ваше настроение после просмотра? Что вы увидели? Откуда дым? Почему так много мусора? Откуда сточные воды?

- Для чего человек построил заводы, фабрики, электростанции, создал транспорт? (Для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах)

- Давайте вспомним, как же называется наука, которая изучает хозяйственную деятельность человека? (Экономика)

- Откроем  2 слово в нашей теме урока – это экономика.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, тема нашего урока:  «Экономика и экология». (Слайд № 4)

1.Повторение понятий экология и экономика (Слайд № 5 и № 6).

2. Повторение главной задачи экономики (Слайд № 7).

- Сегодня на уроке мы  разберёмся, как связаны между собой экономика и экология, познакомимся с 2 сторонами экономики, попробуем строить простейшие экологические прогнозы, учиться делать выводы, высказывать своё мнение.

IV. Поисково-исследовательский этап (открытие новых знаний).

  1. Работа в группах.

- Ребята, для того, чтобы нам разобраться, связана ли экономика и экология, я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи. Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы?

(Дети совещаются и отвечают на вопрос с позиций своей группы)

Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п.

Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п.

Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. п.

- Т.о. мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя , а экологи защищают природу.  Возникает проблема: с одной стороны мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить.

Вывод: экономика и экология связаны друг с другом. (Слайд № 8)

  1. Прослушивание аудиоинформации из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс», раздел «Чему учит экономика» , тема : «Экономика и экология».
  2. Открытие новых знаний: две стороны экономики.

- Экономика имеет 2 стороны: положительную и отрицательную. Перед вами бутылка «Лимонада», пакет с конфетами, салфетки. Для чего мы это купили? Для чего это производят? Правильно, чтобы съесть. Другими словами, чтобы удовлетворить свои потребности. Что мы сделаем, после того, как использовали продукцию? Выбросим. Куда?

( На доске табличка со словом экономика и с 1 стороны табличка со словами удовлетворение потребностей людей, с другой стороны – загрязнение окружающей среды. Учитель открывает эти таблички походу беседы)

(Слайд № 9, 10, 11, 12)

V.  Закрепление.

1. Работа по учебнику с.80-81.

Чтение раздела «Две стороны экономики»

  1. Выполнение задания на электронной доске.

Задание из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 кл. Распределить фотографии в 2 колонки: полезная сторона экономики и опасная сторона экономики.

VI. Гимнастика для глаз.

VII. Работа над новой темой. Экологические катастрофы.

-Посмотрите на слайды, где показана отрицательная сторона экономики. (Слайд № 13, 14, 15).

- Итак, одной из важнейших задач общества – сделать экономику как можно более безопасной. Если мы, люди, не будем думать о защите природы, то будут происходить экологические катастрофы.

Словарная работа: катастрофа. Произнесём правильно, прочитаем. Как вы понимаете значение слова катастрофа? Экологическая катастрофа?

  1. Информация об экологических катастрофах.

Взрыв атомного реактора на Чернобыльской АЭС (Слайд № 16).

Взрыв на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе (Слайд № 17, 18, 19)

Аральское море (Слайд № 20)

  1. Работа по учебнику с 79.

Чтение раздела «Экологическая катастрофа» .

Словарная работа: танкер. Прочитаем, произнесём правильно. Танкер - это судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.

Беседа по иллюстрации с.79

- Что художник изобразил на картинке? Чем опасен разлив нефти?

3. Работа в тетради с. 51.

Задание № 1: выписать из текста учебника, какие живые существа пострадают от аварии нефтеналивного танкера.

VIII. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

IX. Практический этап.

  1. Экологический прогноз.

- Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды? (Экологи).

- Экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу .Другими словами делают экологический прогноз.

Словарная работа: прогноз. Прочитаем, проговорим правильно. Уточним значение. Прогноз – это предсказание на основе анализа объективных данных.

  1. Прослушивание аудиоинформации из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 кл., раздел «Чему учит экономика», тема «Экономика и экология».

- От чего могут уберечь экологические прогнозы?

- Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных для природы  и для самого себя.

3. Решение экономических задач. Работа в парах.

- Ребята, я предлагаю вам решить экономические задачи. (Задачи на карточках)

  • 1 человек засоряет город 45 кг пластика. Сколько  кг пластика выбросит семья из 4 человек за год?
  • 1 дерево за свою жизнь выдаёт столько кислорода, сколько необходимо 1 человеку для жизни. В городе эта норма увеличивается в 5 раз. Сколько необходимо посадить деревьев в районе школы, в которой учится 200 человек?
  • Брошенная на землю кожура разлагается за 2 года. Пластиковый пакет разлагается на 96 лет дольше. Сколько лет потребуется, чтобы разложился пластиковый пакет?

- Ребята, скажите, могут ли одни только экологи в отдельности уменьшить вред, наносимый природе?

- Мы можем сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом. В будущем вы приобретёте какую-то профессию, от вас будет зависеть будущее вашего города или села, нашей страны и нашей планеты. Поэтому необходимо каждому начать с себя.

4. Игра «Экологический светофор».

Предлагаются ситуации. Если герой поступил правильно, ученики поднимают зелёный кружок, если действия героя вредят природе – красный.

  • Валера встал утром поздно, понял, что  опаздывает в школу. Обычно он шёл по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А вчера в саду вскопали широкую полосу и посадили молодые саженцы. Валера пустился напрямик, затаптывая молодые ростки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
  • Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алёша услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша закрыл кран. Потом взял книги и вернулся в класс.
  • Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветы липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились. Липы росли в ряд вдоль главной улицы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь какое движение!» Машины действительно шли сплошным потоком, было очень шумно, так, что бабушка и Андрей почти не слышали друг друга.

- Чтобы наша красивая земля не превратилась в такую безжизненную планету (Слайд № 21), что нужно делать, посмотрите (Слайд № 22, 23, 24, 25).

X. Рефлексивно - оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

- Ребята, мы теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию в лучшую сторону.

2. Рефлексия.

Самооценка. Жёлтый смайлик – всё понятно, всё получилось; зелёный смайлик – всё понравилось, но  есть вопросы, не всё понял, красный – не понравилось, осталась масса вопросов.

Выставление оценок учителем.

  1. Домашнее задание.

Учебник «Окружающий мир» Стр. 83 № 3. 1 ряд - № 3(а), 2 ряд- № 3 (б)

Рабочая тетрадь Стр. 51 № 2

 

  1. Заключительное слово. (Слайд № 26).

-Наш урок окончен.

Желаю вам, ребята,

Быть честными, быть верными,

И каждый день следить,

Чтобы своей планете

Ничем не навредить!

- Спасибо за внимание! Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме Экономика и экология в 3 классе

Урок посвящён поисково- исследовательской работе....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика и экология", 3 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование представление о двух сторонах экономики- полезной и опасной (положительной и отрицательной) создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения различать понятия «экономика» и «экология».Планируемые результаты»Предметные:Знать какой вред люди наносят планете; к...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?», 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?»...