Урок по окружающему миру на тему:"Экономика и экология"(3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок по окружающему миру на тему: "Экономика и экология" адаптирован для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи по УМК "Школа России", учебник "Окружающий мир, 3 класс, автор А.Плешаков. Урок соответствует ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_ekonomika.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экономика и экология.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Оборудование:
- Презентация к уроку.
- Экологический видеоролик.
- Компьютер, проектор, экран.
- Карточки с заданием.
- Цветные кружки из бумаги: синие, зелёные, жёлтые.
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс, автор А.А. Плешаков
- Рабочая тетрадь по окружающему миру, 3 класс, автор А.А. Плешаков.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с экологическими проблемами нашей планеты, с задачами экологии.
- Дать представление о двух сторонах экономики.
- Раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией.
Задачи урока:
- образовательные:
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,
-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.
2. развивающие:
-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;
- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
3. воспитательные:
- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- создавать атмосферу радости от совместного труда.
4. коррекционные:
- обогащать словарный запас учащихся новыми словами;
- автоматизировать в речи поставленные звуки;
- закреплять умение давать полный ответ на вопрос, правильно формулировать предложения;
- следить за правильной постановкой ударения в словах и звукопроизношением;
- учить работать с текстом, находить информацию в тексте;
- развивать устную и письменную речь.
Личностные результаты:
-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты:
- знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе», «экономике»;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- приводить примеры;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями,
- высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основные термины и понятия темы: экологическая катастрофа, экологический прогноз, экономика, экология, нефтеналивной танкер.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности.
- Организация учащихся.
- Мы начинаем урок окружающего мира. Встаньте и поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.
- Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Мы уже готовы к уроку!
- Сегодня у нас урок изучения нового материала, освоения новых знаний. Давайте сначала проведём речевую разминку.
2. Речевая разминка. ( Слайд № 2)
Очень интересно всё то, что неизвестно,
А всё, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старания.
Тогда нам вместе многое удастся всё понять.
(Прочитать самостоятельно «жужжащим» чтением; медленно хором, проговаривая чётко каждый звук; выразительное чтение с выделением голосом подчёркнутых слов).
- Актуализация знаний, целеполагание.
1.Просмотр экологического ролика (1 часть) о красоте окружающего мира.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о природе.
(Дети смотрят 1 часть о красоте природы).
- С каким настроением вы смотрели эти кадры?
- Послушайте слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: « Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
- Есть ли связь между окружающей средой и человеком?
- Как вы думаете, может ли человек существовать без природы?
Вывод: человек без природы не может существовать.
- Индивидуальная работа по карточкам.
Установление связей между живой и неживой природой.
- Перед вами карточки, на которых написаны слова в 2 столбика. Прочитаем вместе слова из 1 столбика. ( Цветок, бабочка, человек).Что их объединяет? ( Это объекты живой природы). Прочитаем слова из 2 столбика. (Солнце, вода, почва). Что общего в этих словах? ( Это объекты неживой природы.)
Задание: установить стрелками взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.
( Ученики выполняют задание. Устно объясняют)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: живая и неживая природа связана друг с другом.(Слайд № 3)
- Повторение понятия «экология».
- Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает взаимосвязи между живыми существами и окружающей средой.
( Экология).
- Одно из слов в нашей теме урока – экология. (Учитель открывает закрытое слово « экология» в написанной на доске теме урока).
4. Просмотр экологического ролика (2 часть) о загрязнении окружающей среды.
- Как изменилось ваше настроение после просмотра? Что вы увидели? Откуда дым? Почему так много мусора? Откуда сточные воды?
- Для чего человек построил заводы, фабрики, электростанции, создал транспорт? (Для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах)
- Давайте вспомним, как же называется наука, которая изучает хозяйственную деятельность человека? (Экономика)
- Откроем 2 слово в нашей теме урока – это экономика.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Итак, тема нашего урока: «Экономика и экология». (Слайд № 4)
1.Повторение понятий экология и экономика (Слайд № 5 и № 6).
2. Повторение главной задачи экономики (Слайд № 7).
- Сегодня на уроке мы разберёмся, как связаны между собой экономика и экология, познакомимся с 2 сторонами экономики, попробуем строить простейшие экологические прогнозы, учиться делать выводы, высказывать своё мнение.
IV. Поисково-исследовательский этап (открытие новых знаний).
- Работа в группах.
- Ребята, для того, чтобы нам разобраться, связана ли экономика и экология, я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи. Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы?
(Дети совещаются и отвечают на вопрос с позиций своей группы)
Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п.
Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п.
Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. п.
- Т.о. мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя , а экологи защищают природу. Возникает проблема: с одной стороны мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить.
Вывод: экономика и экология связаны друг с другом. (Слайд № 8)
- Прослушивание аудиоинформации из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс», раздел «Чему учит экономика» , тема : «Экономика и экология».
- Открытие новых знаний: две стороны экономики.
- Экономика имеет 2 стороны: положительную и отрицательную. Перед вами бутылка «Лимонада», пакет с конфетами, салфетки. Для чего мы это купили? Для чего это производят? Правильно, чтобы съесть. Другими словами, чтобы удовлетворить свои потребности. Что мы сделаем, после того, как использовали продукцию? Выбросим. Куда?
( На доске табличка со словом экономика и с 1 стороны табличка со словами удовлетворение потребностей людей, с другой стороны – загрязнение окружающей среды. Учитель открывает эти таблички походу беседы)
(Слайд № 9, 10, 11, 12)
V. Закрепление.
1. Работа по учебнику с.80-81.
Чтение раздела «Две стороны экономики»
- Выполнение задания на электронной доске.
Задание из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 кл. Распределить фотографии в 2 колонки: полезная сторона экономики и опасная сторона экономики.
VI. Гимнастика для глаз.
VII. Работа над новой темой. Экологические катастрофы.
-Посмотрите на слайды, где показана отрицательная сторона экономики. (Слайд № 13, 14, 15).
- Итак, одной из важнейших задач общества – сделать экономику как можно более безопасной. Если мы, люди, не будем думать о защите природы, то будут происходить экологические катастрофы.
Словарная работа: катастрофа. Произнесём правильно, прочитаем. Как вы понимаете значение слова катастрофа? Экологическая катастрофа?
- Информация об экологических катастрофах.
Взрыв атомного реактора на Чернобыльской АЭС (Слайд № 16).
Взрыв на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе (Слайд № 17, 18, 19)
Аральское море (Слайд № 20)
- Работа по учебнику с 79.
Чтение раздела «Экологическая катастрофа» .
Словарная работа: танкер. Прочитаем, произнесём правильно. Танкер - это судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.
Беседа по иллюстрации с.79
- Что художник изобразил на картинке? Чем опасен разлив нефти?
3. Работа в тетради с. 51.
Задание № 1: выписать из текста учебника, какие живые существа пострадают от аварии нефтеналивного танкера.
VIII. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
IX. Практический этап.
- Экологический прогноз.
- Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды? (Экологи).
- Экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу .Другими словами делают экологический прогноз.
Словарная работа: прогноз. Прочитаем, проговорим правильно. Уточним значение. Прогноз – это предсказание на основе анализа объективных данных.
- Прослушивание аудиоинформации из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 кл., раздел «Чему учит экономика», тема «Экономика и экология».
- От чего могут уберечь экологические прогнозы?
- Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных для природы и для самого себя.
3. Решение экономических задач. Работа в парах.
- Ребята, я предлагаю вам решить экономические задачи. (Задачи на карточках)
- 1 человек засоряет город 45 кг пластика. Сколько кг пластика выбросит семья из 4 человек за год?
- 1 дерево за свою жизнь выдаёт столько кислорода, сколько необходимо 1 человеку для жизни. В городе эта норма увеличивается в 5 раз. Сколько необходимо посадить деревьев в районе школы, в которой учится 200 человек?
- Брошенная на землю кожура разлагается за 2 года. Пластиковый пакет разлагается на 96 лет дольше. Сколько лет потребуется, чтобы разложился пластиковый пакет?
- Ребята, скажите, могут ли одни только экологи в отдельности уменьшить вред, наносимый природе?
- Мы можем сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом. В будущем вы приобретёте какую-то профессию, от вас будет зависеть будущее вашего города или села, нашей страны и нашей планеты. Поэтому необходимо каждому начать с себя.
4. Игра «Экологический светофор».
Предлагаются ситуации. Если герой поступил правильно, ученики поднимают зелёный кружок, если действия героя вредят природе – красный.
- Валера встал утром поздно, понял, что опаздывает в школу. Обычно он шёл по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А вчера в саду вскопали широкую полосу и посадили молодые саженцы. Валера пустился напрямик, затаптывая молодые ростки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
- Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алёша услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша закрыл кран. Потом взял книги и вернулся в класс.
- Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветы липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились. Липы росли в ряд вдоль главной улицы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь какое движение!» Машины действительно шли сплошным потоком, было очень шумно, так, что бабушка и Андрей почти не слышали друг друга.
- Чтобы наша красивая земля не превратилась в такую безжизненную планету (Слайд № 21), что нужно делать, посмотрите (Слайд № 22, 23, 24, 25).
X. Рефлексивно - оценочный этап.
1. Подведение итогов урока.
- Ребята, мы теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию в лучшую сторону.
2. Рефлексия.
Самооценка. Жёлтый смайлик – всё понятно, всё получилось; зелёный смайлик – всё понравилось, но есть вопросы, не всё понял, красный – не понравилось, осталась масса вопросов.
Выставление оценок учителем.
- Домашнее задание.
Учебник «Окружающий мир» Стр. 83 № 3. 1 ряд - № 3(а), 2 ряд- № 3 (б)
Рабочая тетрадь Стр. 51 № 2
- Заключительное слово. (Слайд № 26).
-Наш урок окончен.
Желаю вам, ребята,
Быть честными, быть верными,
И каждый день следить,
Чтобы своей планете
Ничем не навредить!
- Спасибо за внимание! Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме Экономика и экология в 3 классе
Урок посвящён поисково- исследовательской работе....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ" в 3 классе ( УМК "Школа России")
УРОК БЫЛ ПРОВЕДЕН В РАМКАХ КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экономика родного края (наши проекты)" 3 класс "Школа России"
"Экономика родного края (наши проекты)"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика и экология", 3 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование представление о двух сторонах экономики- полезной и опасной (положительной и отрицательной) создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию...
Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...
Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения различать понятия «экономика» и «экология».Планируемые результаты»Предметные:Знать какой вред люди наносят планете; к...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?», 3 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?»...