Жизнь луга
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок из раздела "Родной край - часть большой страны "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

18-12-19    4-Б   Предмет: окружающий мир   Лель Е.В.

Тема урока № 32  Жизнь луга . ПР №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

Тип урока: открытие новых знаний

   Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

- создать успешные условия для формирования представления у обучающихся о луге как о природном сообществе;

- познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними.

- способствовать развитию логического мышления детей через установление причинно-следственных связей, сравнение;

- развивать познавательную активность, интерес, сравнивать, обобщать.

- воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу. 

Формируемые УУД 
Предметные

  • способствовать формированию представлений учащихся о луге как о природном;
  • определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – «луг».

Личностные

  • Формирование ценностных ориентиров в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • Создание условий для принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Познавательные

  • Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные        

  • Обучение обучающихся выделению и осознанию того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • Обучение учащихся планировать и контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Коммуникативные

Создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в группах, фронтальную работу.

Оборудование: карточки с заданием, карточки с названими группы, гербарий луга, атлас-определитель-2 шт, плакат с изображением луга, растения и животные луга на магнитах, словрь толковый С.И.Ожегова, электронный словар «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Ход урока:

  1. Организация начала урока

На уроке наши глаза внимательно 
Смотрят и все … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает).

  1. Проверка домашнего задания (работа в парах с карточками)

Нильс был очень голоден. Пока гуси и утки отдыхали, качаясь на волнах, он отправился в лес, в надежде найти для себя подходящую пищу, ведь пища птиц ему не подходила. Хорош был лес весенней порой! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Нильс проходил мимо деревьев дуба, липы  лещины, шиповника. Вот берёза радует глаз белой корой и зеленной хвоей. Слышно в лесу кукование кукушки .  На высоком дереве белка охотилась за куницей. Вдруг над  Нильсом пролетел ястреб и схватил крупного рябчика. Издалека был слышен стук. Это снегирь искал в коре личинок. Под берёзой рос подосиновик.  Нильс увидел бельчонка, который выпал из гнезда и вернул его белке. Она накормила Нильса кедровыми  орехами.

Нильс был очень голоден. Пока гуси и утки отдыхали, качаясь на волнах, он отправился в лес, в надежде найти для себя подходящую пищу, ведь пища птиц ему не подходила. Хорош был лес весенней порой! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Нильс проходил мимо деревьев дуба, липы  лещины, шиповника. Вот берёза радует глаз белой корой и зеленной хвоей. Слышно в лесу кукование кукушки .  На высоком дереве белка охотилась за куницей. Вдруг над  Нильсом пролетел ястреб и схватил крупного рябчика. Издалека был слышен стук. Это снегирь искал в коре личинок. Под берёзой рос подосиновик.  Нильс увидел бельчонка, который выпал из гнезда и вернул его белке. Она накормила Нильса кедровыми  орехами.

http://playcast.ru/uploads/2015/09/10/15011852.jpg

3. Подготовка обучающихся к усвоению

- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты, новые тайны  еще одного сообщества. .

Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение (под звуки «луга»)

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг)              

На доске записана тема

Тжиемзань нлуашего ургоока  

Постановка задач урока

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Дети формулируют задачи).

 Задачи:

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга    

- Посмотрите получился у нас луг?

На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Стоит прислушаться – и сразу станет слышен гул тысяч насекомых. Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче. 

- Сегодня мы совершим  виртуальную экскурсию на луг, узнаем, какие растения на    лугу растут, животные обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет луг для человека.

Луг является домом для целого ряда насекомых, птиц, грызунов,

земноводных. Каждый обитатель этого большого дома не похож на остальных,

имеет свои особенности, свои привычки.

- Сегодня мы с вами ближе познакомимся с растительным и животным  миром луга, значении луга для человека.

  1.  Работа над новой темой

Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела.

Условия игры:

  • Класс поделим на три отдела.
  • Каждый отдел получает карточку – задание.
  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

  • 1 отдел работает по теме «Растения луга» - «Ботаники»
  • 2 отдел работает по теме «Животные луга» - «Зоологи»
  • 3 отдел работает по теме «Человек и луг» «Экологи»

Словарная работа (печатный словарь, элекстр словарь)

Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)

А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков)

Карточка «Ботаническая»

План работы 1

1.Рассмотрите в гербарии растения луга.

2.Какие можно встретить растения на лугу?

3.На какие группы можно поделить растения луга?

4.Что их объединяет?

5.Вывод

 

Карточка «Зоологическая»

Выяснить:

1.С помощью рисунка на с 172-173 и статьи учебника  познакомьтесь с животными луга.

2. На какие группы их можно поделить?  ( привести  примеры)

3. Составить 2-3 цепи питания.

4.Вывод .

 

Карточка «Экологическая»

План работы 3

Выяснить:

  1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?
  1. Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
  2. Составьте правила друзей  луга. (Правила могут быть в рисунках.)
  3. Выводы

А чтобы определить как внимательно вас слушали, каждая группа готовит 2 вопроса.

 Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.

Идет обсуждение в группах (отделах).

- Перед вами лежат конвертики с заданиями. Внимательно прочитайте.  Для выполнения этих заданий вам помогут учебники, атласы – определители, карточки – инструкции и гербарий.

Предлагает заслушать первую группу.

Вывод:

- На лугу растут травянистые, влаголюбивые и светолюбивые растения.

 Что еще растет на лугу кроме растений?  ( грибы)

Предлагает заслушать 2 группу

Вывод:

На лугу не живут крупные  животные, потому что там негде прятаться.

Итак, мы узнали про растительный  и животный мир луга. А как вы думаете, почему мы говорим природное сообщество? \

  1. Закрепление изученного

1) Отгадайте загадки.

От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.
(
Колокольчик)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(
Одуванчик)

Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
 
(
Ромашка) 

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(
Муха)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(
Бабочка)

Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(
Пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(
Кузнечик)

Найдите на парте ответ, прикрепите его к нашему лугу.

2) Заполните тест. (Тесты по природоведению 4 класс. Ракитина М.Г.) в тетради.

  1. Какое утверждение верно?
    А) На лугу растут только травянистые растения.
    Б) На лугу живет множество крупных животных.
    В) Мелкие животные на лугу не живут.
  2. Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?
    А) рябчик, глухарь, соболь, белка
    Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
    В) кобылка, перепел, сова, лебедь
  3. Какие грибы растут на лугу?
    А) белый гриб, подосиновик, подберезовик
    Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
    В) лисичка, сыроежка, масленок
  4. Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?
    А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи
    Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки
    В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды
  5. Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
    А) шмели, бабочки, кузнечики
    Б) кобылки, пчелы, жужелицы
    В) жуки-навозники, жуки-могильщики
  6. Какие растения луга заготавливают для корма животных?
    А) мятлик, тимофеевку, клевер
    Б) валерьяну, подорожник, осоку
    В) камыш, кувшинку белую, ягель
  7. Можно весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
    А) Нет, нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу
    Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.
    В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках.
  8. Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?
    А) С лугом ничего не произойдет, так как на росте растений присутствие птиц, ящериц и жаб не отражается
    Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы не жуки-навозники, луга перестали существовать.
    В) Если не станет птиц. Ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
  9. Почему луг называют природным сообществом?
    А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения
    Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа
    В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой
  10. Рефлексия 

Оцените себя по критериям:

- я могу назвать животных луга, могу рассказать об их жизнедеятельности  и научить другого;

- я могу назвать растения луга, и могу рассказать о них

- я знаю правила поведения на лугу и смогу воспользоваться им

Выставление оценок.

Чтение стихотворения учителем:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…

  1. Домашнее задание (дифференцированное) :

- читать с.172-176

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Жизнь луга"

Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Уучебник под редакцией  Н.Ф.Виноградовой ( "Начальная школа 21 века", изд."ВентанаГраф")...

Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».

Методическая разаботка знакомит с особой  структурой уроков  изучения природных сообществ, содержащих природоведческий  и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема:  Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...

Тест по окружающему миру по теме «Жизнь луга»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь луга". Программа "Школа России" 4 класс....

Жизнь луга растения и животные луга

Конспект урока окружающего мира, 3 класс...

Технологическая карта по окружающему миру "Жизнь луга. Природное сообщество луга" 4 класс.

Практика. Формирование методических компетенций 1 день. Задание 1....

Технологическая карта окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.»

Предмет: окружающий мир № урока по расписанию 3; в теме «Родной край – часть большой страны» № 8Тема «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луг...