Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя. 

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; рисунок к игре «Найди ошибку», следы, карточки для групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_zimoy_novoe.docx96.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; рисунок к игре «Найди ошибку», следы, карточки для групповой работы.

.

Ход урока

1. Орг. Момент

I.Психологический настрой учащихся.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

-Мы прослушали замечательное стихотворение Ивана Захаровича Сурикова.

-О чем это стихотворение?

-Давайте вспомним, что вам известно о зиме.

-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

-Какие признаки зимы вы можете назвать?

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом) Почему снег скрипит?

Игра «Да или нет»

(Если – да хлопок, если нет поворот вокруг себя)

  1. Январь - это зимний месяц?+
  2. Мы носим шорты зимой?-
  3. Снегирь улетает в теплые края?-
  4. Заяц меняет серую шубку на белую?+
  5. Первый месяц зимы это февраль?-
  6. Иней бывает летом?-
  7. 31 декабря отмечают «День защиты детей»?-
  8. Вьюга - зимнее явление природы?+
  9. Зимой день короче?+
  10. Осадки выпадают в виде снега?+
  11. Дни становятся длиннее, а ночи короче?-

- Подведем итог. Какие изменения происходят в неживой природе.

-становиться холоднее

-небо чаще покрыто облаками

-осадки выпадают в виде снега .

-дни становятся короче, а ночи длиннее

2. Актуализация знаний

Найди ошибку. На слайде картинка, они должны найти то, что не соответствует изучаемому времени году.

- Посмотрите на картинки,  как вы думаете, что не так? Что художник изобразил неверно? (Ответы учеников?)

- Какое время года?

- О чем мы сегодня будем разговаривать?  О жизни лесных зверей зимой.

Обобщим и пополним знания о зимовке животных.

ИГРА ЗОРКИЙ ГЛАЗ  КТО ЛИШНИЙ

Назовите животных.

Какое лишнее?

Чем похожи? (тело покрыто шерстью, четыре ноги, есть зубы)

Эти животные млекопитающие или звери.

Фронтальная беседа

– Как звери готовятся к зиме?

– У каких млекопитающих меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки.)

ВЫВЕШИВАЕМ карточку и прикрепляем животных.

– Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка.)

Выполнение задания в ТПО с.28 №26

ВЫВЕШИВАЕМ карточку и прикрепляем животных.

– Кто не делает запасов на зиму?

ТПО с. 27 № 25 (Волк, заяц, лиса). А лисе снег друг или враг? Хр. С 29

 Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».

– Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.

ВЫВЕШИВАЕМ карточку и прикрепляем животных.

– Все ли животные спят зимой? (Нет.)

– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?

Рассказ В. Бианки «На дне снежного моря».

«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?

Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.

И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.

А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»

– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?

3. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (стр. 36–37).

– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.

– Каких зверей вы видите с вертолета? (С вертолета можно увидеть лося и лису.)

– Каких зверей не видно с вертолета? (Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.)

О ком мы еще не говорили? ( лось, олень,кабан)

Как  они зимуют?

Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. Где водятся лоси, олени и косули, можно наткнуться на деревянные кормушки или корыта с большими кусками соли. Это лесники позаботились о животных, и разложили для них угощение.

 Почему лоси, и другие животные, так любят соль?

Дело в том, что соль, необходима любому живому организму. В составе поваренной соли есть натрий, хлор, кальций, фосфор и другие элементы. Все они участвуют в нормальной жизнедеятельности организма. Например, при недостатке натрия, ухудшается работа мышц, нервных клеток, а хлор нужен для работы желудка. Недостаток соли приводит к нарушению обмена веществ, ухудшает кровоток. У лосей недостаток соли в рационе может привести к проблемам в костной ткани (у самцов хуже растут рога), нарушениям в развитии плода во время беременности.

Хищные животные, в отличие от травоядных, получают достаточно соли со своей пищей (кровью и мясом), у них нет нужды искать дополнительные источники минералов. Лоси, питаясь лишь травой, грибами и ветками деревьев, не могут получить с едой необходимую норму соли. Они вынуждены искать естественные солонцы – выходы природной соли на поверхность земли. Иногда, животное проходит не один десяток километров, полагаясь на свой нюх и инстинкт, в поисках солонца. К одному и тому же источнику соли, лось может приходить годами.

Человек в заповедниках и заказниках устраивает искусственные солонцы для лосей и других травоядных обитателей леса. Круглый год животные приходят к кормушкам с глыбами кусковой соли, и могут вволю получить так необходимые им вещества.

4. Закрепление изученного материала.

-Люди делают специальные кормушки для животных. Летом заготавливают ветки деревьев, сено. Сооружают солонец, где оставляют для лосей соль.

А вы знаете какой зверь по снегу на лыжах бегает?  ХР. С.26

Игра «Чей след». -Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы. Рассмотрите следы животных. Чьи это следы?

1. Игра «Чьи следы на снегу?»В группы  раздаются  картинки с животными и их следами, ученики должны найти  и сопоставить след и кому он принадлежит

- Посмотрите на слайд, скажите, где следы: лося, белки, зайца, сороки, волка?

3. В и к т о р и н а  «Кто зимой не спит?».

1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)

2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)

3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)

4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)

4. Самопроверка . Соедини.

Делают запасы

  • Заяц
  • Белка
  • Лиса

Изменяют окраску

  • Медведи
  • Ежи
  • Барсуки

Впадают в спячку

  • Заяц
  • Белка
  • Лиса

Помощь человека

  • Лось
  • Кабан
  • Олени
  • Косули

5.Домашнее задание

О ком мы еще не говорили? О кабане. ХР с. 28 -29 Хорошо ли зимой кабанам? ТПО № 27

6. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие животные спят зимой?

– Какие животные не спят зимой?

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"

Урок: предметная область «Окружающий мир»Тема: Жизнь лесных зверей зимой.(1 класс)Методы:                            ...

урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...

Жизнь лесных зверей зимой

Урок по окружающему миру в 1 классе  по теме: «Жизнь лесных зверей зимой» по УМК «Перспективная начальная школа»....

Жизнь лесных зверей зимой

Материал об особенностях жизни зверей зимой...

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС  УМК "ПНШ"...

Конспект урока окружающий мир в 1 классе "Жизнь лесных зверей зимой"

Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Жизнь лесных зверей зимой"УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей зимой». 1 класс

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.Задачи:Обучающие:-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жиз...