Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме " Органы чувств". Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Горячева Любовь Александровна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств". Программа "Школа урока".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: окружающий мир 

Дата поведения урока: 05.12.2019

Класс: 3 З

Учитель: Горячева Любовь Александровна                                              

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А.Плешаков

Тема урока: Органы чувств.

Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование

Техническое оснащение урока:

Компьютер, проекционный экран, презентация.

Для проведения опытов: лимон, картинка, колокольчик, мыло, фрукт. Ватман для представления работы, карточки с заданиями, картинки органов чувств.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 3кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

      Групповая

Цель урока:

Определение роли органов чувств человека в познании окружающего мира.

Задачи урока:

  • Познакомиться с понятием «органы чувств».
  • Показать роль и специфику разных органов чувств.

УУД:

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат:

Знать:

  • названия органов чувств, их роль для человека
  • признаки органов чувств

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • различать группы органов чувств
  • ставить опыты с помощью учителя
  • формулировать результат опыта
  • устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап

Целеполагание

  1. Орг. момент

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество работы в группе.

1.Эмоциональный настрой

2. Настрой на работу в группах

-Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группах.

1.Каждый имеет право высказаться.

2.Говори по теме, кратко и понятно.

3.главное-результат работы в группе.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Регулятивные умения:

 осуществлять самоконтроль

2.Актуализация знаний

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее-богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».  А другой предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».

Поэтому здоровье надо беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать свой организма, как он устроен и уметь его беречь.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Какие системы органов человека мы знаем?

-Перечислите органы нервной системы.

-Пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная.

-Головной мозг, спинной мозг, нервы.

3. Мотивация к деятельности, определение темы урока

Цель этапа: мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока

- А сейчас я хочу задать вот такой вопрос.

-Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе?

-И чтобы ответить на этот вопрос, мы проведем несколько исследований.

-Объектами нашего исследования будете вы.

1.Лимон (вкус)

2.Колокольчик (слух)

3.Картинка (зрение)

4.Мыло (обоняние)

5.Фрукт (осязание)

- Теперь можете ответить на вопрос? Как мы узнаем об окружающем мире и о самом себе?

-Какой орган вам помог определить?

-Как мы чувствуем окружающий мир?

Все это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь, шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик- запах различать,

Руки- чтоб держать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

-О чем говорится в этом стихотворении?

-Назовите одним словосочетанием.

Тема нашего урока.

Какие цели поставим на уроке?

Совместная деятельность учителя и учащихся.

-Кто выполняет эту роль?

-Сколько органов чувств у человека?

Что мы знаем об органах чувств?

Нужно ли беречь органы чувств?

Показ данного этапа урока на презентации.

Выходят по одному человеку от группы. Узнавание предмета при помощи органов чувств. По номеру выбирают, какой орган будут узнавать.

-Нам помогали воспринимать окружающий мир наши органы

Дети называют их и вывешивают на доску картинки.

(язык, ухо, глаз, нос, рука).

язык, ухо, глаз, нос, рука

Органы чувств

-Кто выполняет эту роль?

-Сколько органов чувств у человека?

Что мы знаем об органах чувств?

Нужно ли беречь органы чувств?

Личностные умения:

проявлять интерес к

изучению данной темы

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную тему и проблему

Познавательные:

раскрывать значение новых понятий

II этап

Учебно-познавательная деятельность

Цель: найти больше сведений об органах чувств, учиться излагать материал

-Сейчас вы будете работать в группах.

Ваша задача передать важную информацию об одном из органов чувств. А затем выйти и рассказать классу.

Информация должна быть важной, интересной и краткой. А сейчас составим план подачи информации.

Составление на доске алгоритма.

- Что в первую очередь надо зафиксировать?

-Что должно идти дальше?

-Чем закончим?

- На партах у вас лежит ватман, дополнительная информация об этом органе чувств, учебник. Всем этим вы можете пользоваться.

-Можете приступать к выполнению задания.

-Если будут вопросы, можете поднять руку и я помогу.

Учитель контролирует выполнение данного задания в группах.

Выступление представителей от групп.

Сопровождение выступления показом презентации.

Учитель дополняет выступление группы интересной информацией.

Постановка задачи для дальнейшего действия каждого обучающегося: дополнение таблицы по темам выступающих

Физминутки проводят дети и учитель.

Алгоритм.

  1. Название чувств.
  2. Название органа.
  3. Роль и значение органа.
  4. Советы доктора Айболита.

У каждой группы на столе представлен комплект материала для работы.

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа-

5 группа-

Дети читают тексты самостоятельно. Выбирают важную информацию и размещают на ватмане-плакате.

Представление результатов работы.

Дети представляют и рассказывают об одном органе.

- Остальные дети внимательно слушают выступление своих одноклассников, заполняют таблицу.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

находить и выделять главное в тексте

Предметные умения:

-выполнять исследование и

оформлять вывод; умение работать по алгоритму.

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

III этап

Первичное закрепление нового материала

Цель: проверить знания по теме, сравнить свои ответы с ответами других ребят

А теперь я вам предлагаю ответить на некоторые вопросы:

-Сколько органов чувств у человека мы сегодня рассмотрели?

-Какие органы за них отвечают?

-Что мы знаем об органах чувств?

 -А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

    (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

- А как вы думаете, а какая система помогает работе органов чувств?

-Нервная система постоянно получает сигналы от внешнего мира.

-Куда поступают сигналы?

-Органы чувств.

5

Уши, глаза, нос, язык, кожа.

Нервная

В головной мозг

Личностные:

самоопределение по изучаемой теме

Регулятивные:

осуществление итогового контроля

III этап Рефлексия. 

   

 - А сейчас мы проведем небольшой тест. Вы получили карточки с заданиями. Внимательно читаем задание и выполняем.

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха                      

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.______________

- Вот и закончилось наше исследование.

-Достигли ли мы поставленной цели?

- Что нового узнали об органах чувств?

 -Домашняя работа –стр.126-129, рабочая тетрадь стр.60-61. Творческое задание для желающих-составить и записать 5 загадок про органы чувств.

Самопроверка по эталону.

Самооценка (1 балл за правильный ответ)

 Оценивание своей работы.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

формирование ценностного отношения к полученным знаниям на уроке Регулятивные УУД:

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

 

                                                                                                                                                                                                                                                   

   Приложение

 

Орган зрения.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно, как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. 

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

-Берегите зрение!

Правила 

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Орган слуха.

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо. На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее

ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Береги уши  

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Орган обоняния.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?  

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

Орган вкуса.

Язык помогает различать вкус еды.

Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. «Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.

А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Орган осязания.

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"

УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа...

Технологическая карта урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" (УМК "Школа России",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для систематизации и расширения знаний учащихся о нашей планете -Земля; формирование умений применять полученные знания ...