Рабочая программа обязательного занятия по выбору 4 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Шаляпина Екатерина Юрьевна

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 4-го класса и рассчитана на 35 часа (1 ч в неделю).

Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.

Каждое занятие состоит из двух частей:

Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.

Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это  загадки, стихи, рассказы по теме.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой и жителями разных видов лесов. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы программы “Я познаю мир” — познавательный, реализация которого дает возможность детям полнее понять экологические проблемы леса. В связи с этим в содержание бесед была включена информация о состоянии природы лесов Тульской области.

Таким образом, основным методом познавательной работы школьников, будет являться получение интересной и полной информации по данной теме.

Программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_poznayu_mir_4_4.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения курса «Я познаю мир» 4 класса.

Программа данного курса составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учреждений.

Специфика курса состоит в том, что:

  1. создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
  2. основой курса является использование современных информационных технологий;
  3. данный курс является дополнительным и используется для помощи при изучении сложных тем (или для более глубокого изучения темы).

Цели: 

1)       развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли;

2)       формировать у учащихся элементов экологической культуры.

Задачи:

  1. расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. формирование глубоких знаний об активной природоохранной деятельности, т.е. более широкие и разнообразные рассказы, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру,  по изучению и охране окружающей среды;

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 4-го класса и рассчитана на 35 часов (1 ч в неделю).

Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.

Каждое занятие состоит из двух частей:

Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.

Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это  загадки, стихи, рассказы по теме.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой и жителями разных видов лесов. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы программы “Я познаю мир” — познавательный, реализация которого дает возможность детям полнее понять экологические проблемы леса. В связи с этим в содержание бесед была включена информация о состоянии природы лесов Тульской области.

Таким образом, основным методом познавательной работы школьников, будет являться получение интересной и полной информации по данной теме.

Программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия факультатива были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- птиц, проживающих в  лесах;

- рыб, проживающих в лесных водоемах;

- правила поведения в лесу;

- основы бережного отношения к лесу.

  Уметь:

- определять птиц по их следам;

- определять птиц по фотографии, картинке, описанию.

Распределение  занятий по четвертям.

Курс

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество часов за год

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть

Я познаю мир

1

9

7

10

9

35

УМК курса

1. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.

2. Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.

4. Кемп П., Арме К. Введение в экологию. М., 2003.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.

6. Энциклопедия для детей. Т. 2. «Мир леса». М.: «Аванта+», 2000.

7. Фефилова Е.П. курс « Окружающий мир».

Дополнительная

1. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.

2. Жизнь растений. В 6 т. М.. 1974-1982.

Тематическое планирование факультативных занятий

«Я познаю мир»

п/п

Дата

Раздел, тема

Всего

часов

Творческое задание

1.

Введение

1

2.

Для чего нужны птицы в лесах?

1

3-5.

Птицы умеренных широт.

3

6-7.

Птицы средиземноморских лесов.

2

8-9.

Птицы северных хвойных лесов, или тайги.

2

10-11.

Птицы тропических лесов.

2

        

12-13.

Птицы  лиственных и хвойных лесов.

2

14-16.

Птицы субэкваториальных лесов.

3

17-18.

Птицы горных лесов.

2

19.

Лесные озера и реки. Жизнь в лесных озерах и реках.

1

20-21.

Поверхностные и глубинные животные.

2

22-23.

Рыбы, их многообразие и необычные формы.

2

24-26.

Хищники лесных озер и рек. Удивительное в животной среде (притворство  и отпугивание, превращения и брачные  ритуалы).

3

27-28.

Как дышат рыбы?

2

29-30.

Электрические рыбы.

2

31-32.

Могут ли рыбы жить без воды?

1

33-34.

 Знакомство с обитателями аквариума.

1

35.

Подведение итогов курса.

1

Итоги работы подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать обобщением полученных знаний.

Успех работы в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Микрофон
  3. Брайлевская строка
  4. Наушники
  5. Колонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Я познаю мир» для детей с глубоким нарушением зрения

Программа «Я познаю мир» предназначена  для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, са...

Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...

Конспект урока по письму в 1 классе школы-интерната для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Буква Г. Письмо слов, предложений с буквой Г." Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

В конспекте подробно показано, как на уроке письма в 1 классе дети с глубокими нарушениями зрения с помощью разных приёмов закрепляют умение писать слоги и слова с буквой Г....

Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Рабочая  программа обязательного занятия  по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2) в 1 классе составлена ...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 0 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначена для подготовительного класса и рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 1 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 1-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 3 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 3-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...