Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности, его характерные особенности. Материал данного конспекта можно использовать и в массовой общеобразовательной школе в работе с младшими школьниками на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rpop.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для слепых детей

 

Тема: Материки на карте полушарий.

Цель: Знакомство детей с контуром материков, их формой.

Коррекционные задачи:

1. Развивать умение находить и показывать материки на карте полушарий.

2. Конкретизировать зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности путём обследования его контура.

3. Развивать умение с помощью осязания находить характерные особенности в контурах материков, их выступы, углубления.

4. Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность при обследовании контура материков и выделении их характерных особенностей.

5. Развивать умение ориентироваться на карте полушарий, находить Восточное и Западное полушарие, Северное и Южное, находить нужный материк.

Средства коррекции: карты полушарий, конверты с контурами материков, индивидуальные фланелеграфы.

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии по РПОП мы с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару и поможет нам в этом карта полушарий.

- Давайте обратимся к этой карте. Какого цвета на ней больше всего?

- А если бы мы с вами посмотрели на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что её большая часть занята водой.

- Как называется это огромное пространство? / мировой океан

- Среди этого мирового океана расположены участки суши, которые называются… / материками.

- Сколько материков на земном шаре? / 6

- Назовите их. / Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

- Сейчас мы более подробно остановимся на каждом из этих материков. Ознакомимся с контурами материков, уточним их расположение на карте полушарий.

II. Работа по теме занятия.

1. Евразия.

- Итак, отправляемся в плаванье. Отгадайте загадку:

Здесь горы-великаны:

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас … /Евразии.

- Да, это Евразия. А что вы можете сказать про этот материк? В каком полушарии он находится? К северу или югу от экватора? Водами каких океанов омывается?

/ Рассказ заранее подготовленного ученика:

- Евразия – это самый большой материк, который состоит из двух частей света – Европы и Азии, расположен на Восточном полушарии, в северной его части. Большая часть Евразии находится в северном умеренном поясе. Лишь незначительная часть этого материка на севере расположена в северном полярном поясе и на юге – в тропическом поясе. Это единственный материк,  который омывается водами всех четырёх океанов: на севере – Северным Ледовитым океаном, на востоке – Тихим океаном, на юге – Индийским  и на западе – Атлантическим. На этом материке находится наша страна – Российская Федерация.

- Давайте найдём его на карте полушарий.

- А теперь давайте внимательно рассмотрим контур этого материка.  Возьмите конверты, в которых лежат контуры материков, и по соответствующей надписи найдите Евразию. Положите контур Евразии на фланелеграф. /Каждый учащийся рассматривает контур материка  на парте на фланелеграфе.

- На этом материке находятся 2 части света Европа и Азия. Посмотрите: слева – Европа, справа – Азия и разделены они пунктирной линией.

- Что эта линия означает?  / Уральские горы

- Давайте очертим контур этого материка. Будем двигаться слева направо, с запада на восток. Начинаем с Европы, с Пиренейского полуострова, где находятся Португалия и Испания. Движемся вдоль территорий Франции, стран Бенилюкса, Германии. А вот Скандинавский полуостров, который напоминает тигра, берега морей Северного Ледовитого океана – на севере, на востоке - Чукотский полуостров, полуостров Камчатка, берега Кореи, Китая, Вьетнама.

- В южной части материка есть 3 больших выступа – это полуострова. Центральный полуостров имеет вид треугольника – это Индостан, справа от него – узкий длинный полуостров Малакка. Слева – Аравийский полуостров, он имеет сходство с валенком, носок валенка развёрнут к востоку – вправо. По Средиземному морю плывём вдоль южных берегов Европы к Гибралтарскому проливу к Пиренейскому полуострову, откуда начинали своё путешествие по Евразии.

- А теперь попробуем наложить наш контур на материк Евразии на карте полушарий.

2. Африка.

- Продолжаем наше путешествие. Отгадайте ещё одну загадку:

Раскалена от жара пустынная Сахара.

Зато среди саванны – слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики гуляют в жаркой …

/ Африке.

- Да, это Африка – второй по величине материк после Евразии.

- Что вы можете про него рассказать?

/ Рассказ второго ученика:

- Африка расположена в Восточном полушарии. Это самый жаркий материк. Экватор пересекает Африку посредине. Она практически вся находится в тропическом поясе. Лишь северная часть этого материка расположена в северном умеренном поясе и южная часть – в южном умеренном поясе. Здесь протекает самая длинная река Нил. Омывается Африка  на востоке водами Индийского океана, а на западе – водами Атлантического океана.

- Найдите этот материк на карте.

- А теперь давайте рассмотрим конфигурацию этого материка. Найдите его в конверте по соответствующей надписи и расположите на фланелеграфе.

- В северной части (вверху) материк широкий, а в южной части – узкий. Переход от узкой части к широкой на западном крае материка (слева) – наиболее резкий, это Гвинейский залив. На востоке в виде треугольника выделяется полуостров Сомали. А в целом по форме Африка напоминает грушу.

- Наложите этот контур на материк на карте полушарий.

- И отправляемся к следующему материку, самому удивительному.

Физкультминутка

3. Австралия.

- И опять загадка:

Это чудо-материк, он красив и невелик.

И на нём всего одна живописная страна.

В других местах таких зверей смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей гуляет лишь в… / Австралии.

- Да, это Австралия.

-Кто нам расскажет про Австралию?

/Рассказ третьего ученика:

-Австралия – это самый маленький материк. Находится он в Восточном полушарии, в его южной части. Это самый засушливый материк. Северная часть материка расположена в тропическом поясе, южная часть материка – в умеренном поясе. На востоке Австралия омывается водами Тихого океана, а на западе – Индийского океана. На этом материке всего одно государство, которое тоже называется Австралия. Здесь живут редкие животные, которых нигде больше не встретишь: кенгуру, утконос, ехидна и коала, а ещё есть страус эму.

- Найдите этот материк на карте полушарий.

- А теперь достаньте из конверта контур Австралии и рассмотрите его.

/ Рассматривание контура Австралии.

- В верхней части материка есть два полуострова, они выглядят как ушки. В нижней части материка имеется углубление – это большой Австралийский залив.

- Расположите контур Австралии на его материке на карте и скажите:

- Как контур Австралии расположен по отношению к Африке?

- Какой океан расположен между тремя материками: Африкой, Евразией и Австралией? /Индийский океан.

- А теперь плывём к самому необычному материку.

4. Антарктида.

- Отгадайте загадку:

Там очень холодно всегда,

Там льды не тают никогда,

Кусты, деревья не растут,

И птички гнёздышки не вьют.

Там постоянных нет селений,

Живут пингвины и тюлени.

На Южном полюсе она

Материком размещена. / Антарктида

- Да, это Антарктида. А почему этот материк принято называть необычным?º

/ Рассказ четвёртого ученика:

-Это единственный материк на Земле, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения за льдами, водой, жизнью животных.  Антарктида находится у Южного полюса и в Восточном, и в Западном полушариях. Это самый холодный материк, температура воздуха составляет -80-88º. Расположен он в южном  полярном поясе. Омывается водами Тихого, Индийского и Атлантического океанов.

- Найдите этот материк на карте полушарий и в Восточном, и в Западном полушариях. Обведите его по контуру.

- Найдите контур Антарктиды в конверте и наложите на материк на карте.

5. Северная Америка.

- Путешествие наше продолжается. И мы отправляемся в плавание по Западному полушарию. Здесь мы найдём целых два материка: Северную Америку и Южную Америку, которые образуют одну часть света – Америку.

- Северная Америка расположена в Северном полушарии и омывается водами на западе – Тихого океана, на севере – Северного Ледовитого океана, на востоке – Атлантического океана. Практически весь материк расположен в зоне умеренного пояса. На этом материке находятся такие крупные страны, как Канада, США, Мексика.

- Найдите этот материк на карте.

- А теперь рассмотрим контур Северной Америки.

/ Рассматривание контура Северной Америки.

- Контур Северной Америки похож на птицу. Северное побережье ровное, но выделяется углубление – это Гудзонов залив. На западе материка есть выступ, он похож на голову птицы – это полуостров Аляска.

- К югу материк сильно сужается, становится похожим на ноги птицы. Справа внизу берег образует дугу – это Мексиканский залив.

- Наложите этот контур на материк Северной Америки на карте полушарий.

6. Южная Америка.

- Северная Америка своей узкой частью примыкает к северо-западному краю Южной Америки, которая располагается почти полностью в Южном полушарии в тропическом поясе. Лишь самая южная часть этого материка находится в умеренном поясе. Омывается этот материк водами двух океанов: тихим – на западе и на востоке – Атлантическим.

- Найдите этот материк на карте.

- А теперь посмотрите на контур Южной Америки. По форме он напоминает виноградную гроздь.

/ Рассматривание контура Южной Америки.

- В северной части материк широкий, а в южной части – узкий. Переход от узкой части к широкой части плавный.

- Наложите этот контур на материк Южной Америки.

- На какой материк по форме похож материк Южной Америки? / На Африку.

- Чем отличается контур Южной Америки от контура Северной Америки?

III. Итог занятия.

- Вот и подошло наше кругосветное путешествие по материкам к концу.

- Что помогло нам его совершить?

- Да, это карта полушарий.

- Какие материки вы увидели на карте во время плавания?

- Какие океаны пересекли?

- А сейчас проверим себя: как запомнили очертания материков. Проведём игру «Угадай материк».

Игра «Угадай материк».

- Ваша задача: достать из шкатулки карточку с изображением материка, постараться определить и назвать этот материк. Вспоминайте особенности каждого материка, на что он похож.

- Молодцы! На этом наше занятие окончено. Запомнилось оно мне вашими выступлениями, работой по карте.

- А чем вам запомнилось занятие?

- Какие сведения показались наиболее интересными?

- А где могут пригодиться ваши знания?

- Над чем надо ещё поработать?

- На следующем занятии по РПОП мы отправимся с вами в путешествие по другой карте – карте Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»

Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек.  Моё мнение в...

Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.

  Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...

Рабочая программа "Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"в 3 классе

Развитие речи - одна из важнейших ппроблем в начальной школе. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обу...

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...