Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ольга Владимировна Боровикова

Конспект урока в 3 класса "Окружающий мир"

Урок-исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_voda_03.10_bo.v.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.

УМК:  «Школы России».

Учитель: Боровикова Ольга Владимировна

Тема: Вода. Свойства воды.

Тип урока: Урок исследования, открытие новых знаний.

Цель: ознакомление с основными свойствами воды путём использования и    

           проведения простых и наглядных опытов.

Задачи: 

  • сформировать представление учащихся распространении  воды на земле и её свойствах; /задача на предметность/
  • способствовать развитию умений: наблюдать,  рассуждать и делать выводы  в ходе исследовательской деятельности;/метапредметность/
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природному богатству – вода. /личностные/

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД:  уметь производить анализ, сравнение, выводы при исследовательской работе.

Коммуникативные УУД:  уметь  работать в группах, учитывая мнение собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: использовать  исследуемые действия, для контроля выполненной работы; осуществлять самоконтроль результатов выполненной работы.

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

2.  Для опытов: сосуд с водой, стаканы, ложки, сахар, полоски цветной бумаги;

     напитки: чай на травах, сок; ваза, банка, бутылка; воронка.

3. Листы исследования.

4. Конверты с картинками «Вода на земле».

5. Карточки-слова, характеризующие воду.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

- Девиз урока:

«Наблюдай! Исследуй! Делай вывод!»

- Как понимаете эти слова?

- Чему будет посвящен наш урок?

- Какие мы делаем шаги, когда

 открываем новые знания?

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Открытию новых знаний.

Будем стараться узнать новое.

Личностные:

осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.

Коммуникативные.

2. Актуализация

 знаний и

фиксирование

затруднения

в пробном действии.

- Сейчас вы посмотрите фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить:

- О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран.  (Видеофрагмент «Вода») (слайд …..)

- Откуда пришла к нам вода? Давайте послушаем….

- Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
                    - Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу
, 
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
                   - Поверь, и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
               - Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
               - И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
                            Океанская вода.

Игра «Мозговой штурм», «Вода на Земле» - …………

Аукцион «Кто больше?» - Какая бывает вода?

-Молодцы!

- Беседа о воде ( сколько воды на планете, как важна

 она для всего живого, количество воды

употребляемой человеком  за день)

- Оцените свои знания, только честно.

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, где мы будем заниматься исследованием, ЧЕГО? …….

- Мы будем тогда с вами «Исследователями».

Кто такой исследователь? ……..

- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

Просмотр  фильма

- Узнать все о воде.

Вода важна в жизни человека

*Ответы детей………..

каждая группа называет формы пре-бывания воды на Земле: океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, ключ из под земли.

*Каждая группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д.

Воды….

Поиск информации

(работа со словарем)

- Человек, который изучает разные предметы и вещества.

Капельки:

 синие- знаю все,

 голубые - знаю, но не все,

 белые - ничего не знаю

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Сегодня мы проведем

исследование  воды и ее свойств.

3.Выявление места и

 причины затруднения.

Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода?

- Как в любую научную лабораторию,

к нам на экспертизу отдают

 различные вещества.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это? Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? 

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? В медицине.

 (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого?

 С помощью чего?

Провести  исследования.

Вещество. Жидкость

Поиск информации «Да-Нетки»)

Ответы детей

(Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

Органы чувств. вкус запах.

Познавательные

Коммуникативные

4.Построение проекта

 выхода из затруднения.

 Открытие новых знаний.

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

Повторить алгоритм работы в группе.

1.

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом

и его  свойствами.

 2. Сделаем выводы.

Коммуникативные

Регулятивные

5.Реализация

 проекта.

Практическая часть.

Цель: определить свойства воды.

Работа в группах. Исследование

1ключ работает над первым свойством воды-прозрачность.

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили?

О каком свойстве воды это говорит?

2ключ  работает над вторым свойством воды- цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 ключ работает  над третьим свойством воды – запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с травяным чаем.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!! Что вы заметили?

4ключ работает над свойством - вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

5 ключ  работает над свойством - вода растворитель.

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.

Инструкция по проведению опыта.

В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил?

6 ключ  Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?   Вывод: Вода – жидкая; течет

7 ключ  работает над свойством- форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.

Что вы заметили?

Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.

Ребята разбиваются на 3группы

Дети читают инструкцию, выполняют опыты, делают вывод.

Меняются по команде учителя, переходя от одного ключа (опыта) к другому.

Познавательные: извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.

6. Первичное закрепление

 с проговариванием

во внешней речи.

- Ну, теперь давайте подведем итог наших

 исследований .

- Какое вещество было объектом нашего

 исследования?  

- Какими свойствами она обладает?

Свойства воды. (Слайд ……)

*** Мы исследовали с вами свойства воды.

Ежедневно вы дома встречаетесь с водой.

О каких превращениях воды можно вспомнить дома. Какое ее состояние вы можете вспомнить.

Кубики льда для охлаждения. Кипит вода в чайнике, в кастрюле, в бане.

1. Обмен листами исследований с каждой группой, проверка групп.

 2. Оценивание каждого члена группы.

Оценивание групп и

в группе.

Коммуникативные

Регулятивные

7. Итог урока .

Домашнее задание.

- Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54. (всем)

Р/т. стр. 29-30, 32. (всем)

*** стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

1. Рассуждения.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

2. Рассуждения.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

3. Рассуждения.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

4. Рассуждения.

Сок (вода с лимоном)  имеет вкус, а вода нет.

Вывод: вода не имеет вкуса.

5. Рассуждения.

Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.

Вывод-вода растворитель, растворяет многие вещества.

6. Рассуждения. Перелили воду в стакан, а потом обратно в бутылку. Вода течет хорошо.

Вывод. Вода имеет свойство текучести. Вода жидкая, течёт.

 

7. Рассуждения.

Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.

Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

Дома прочитать сведения о воде

стр. 51-54.(всем)

Р/т. стр. 29-30,

 32. (всем)

Дополнитель-

но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 ***

чай       вода      вода  

  сок    керосин

Лист  группы № ________

Исследование жидкого вещества.

Определение свойства жидкого вещества:

КЛЮЧ  №       ______________________________

КЛЮЧ №       _______________________________

КЛЮЧ №         _______________________________

КЛЮЧ №         _______________________________

КЛЮЧ №       ________________________________

КЛЮЧ №       ________________________________

КЛЮЧ №      _________________________________

В результате исследования было доказано,

что доставленное в класса жидкое вещество это  ____________________.

***Группа выполнила работу на  ______(отметку ставят проверяющие другой группы).

Состав группы

п/п

Кто проводил исследования.

Отметка

1

2

3

1ключ работает над первым свойством воды    -  прозрачность.

1ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Опустите  ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком.

Видна ли она? (устно рассуждаете с группой)

Что вы заметили? (обсуждения в группе)

О каком свойстве воды это говорит?

2)  Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……

2 ключ  работает над вторым свойством воды- цвет.

2 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Сравните  цвет воды с цветом полосок. Приближая полоски к стакану.

О каком свойстве воды это говорит? (обсуждения в группе)

2) Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……

3 ключ работает  над третьим свойством воды – запах.

3 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1)Понюхайте  жидкости в стаканах. (Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!)

Что вы заметили? (устно рассуждаете с группой)

2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет  ……

4 ключ работает над свойством - вкус.

4 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Попробуйте жидкости в стаканах с помощью трубочек. Что ты определил? (устно рассуждаете с группой)

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет  …

5 ключ  работает над свойством - вода растворитель.

5 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил? Что произошло с сахаром? с солью? (обсуждения в группе)

2) Запишите в лист исследования,  вода  - …………..

6 ключ  работает над свойством – текучая, жидкая.

6 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Аккуратно налейте из бутылки воду в стакан и снова вылейте её с помощью воронки в бутылку. Течет вода? Почему?  

(Сделайте вывод в группе)

2) Запишите в лист исследования, что  вода  - …...

7 ключ  работает над свойством- форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.  

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости,

пролить воду на стол.

Что вы заметили?

Вывод: ______________________________________________

1ключ работает над первым свойством воды    -  прозрачность.

1ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Опустите  ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком.

Видна ли она? (устно рассуждаете с группой)

Что вы заметили? (обсуждения в группе)

О каком свойстве воды это говорит?

2)  Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……

2 ключ  работает над вторым свойством воды- цвет.

2 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Сравните  цвет воды с цветом полосок. Приближая полоски к стакану.

О каком свойстве воды это говорит? (обсуждения в группе)

2) Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……

3 ключ работает  над третьим свойством воды – запах.

3 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1)Понюхайте  жидкости в стаканах. (Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!)

Что вы заметили? (устно рассуждаете с группой)

2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет  ……

4 ключ работает над свойством - вкус.

4 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Попробуйте жидкости в стаканах с помощью трубочек. Что ты определил? (устно рассуждаете с группой)

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет  …

5 ключ  работает над свойством - вода растворитель.

5 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил? Что произошло с сахаром? с солью? (обсуждения в группе)

2) Запишите в лист исследования,  вода  - …………..

6 ключ  работает над свойством – текучая, жидкая.

6 ключ. Инструкция по проведению опыта.

1) Аккуратно налейте из бутылки воду в стакан и снова вылейте её с помощью воронки в бутылку. Течет вода? Почему?  

(Сделайте вывод в группе)

2) Запишите в лист исследования, что  вода  - …...

7 ключ  работает над свойством- форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.  

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости,

пролить воду на стол.

Что вы заметили?

Вывод: ______________________________________________

Три состояния воды

Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях, таких как: твердое, жидкое или газообразное. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь - это всего лишь жидкая вода.

Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется водяным паром. Когда говорят о количестве влажности в воздухе, обычно подразумевают количество водяных паров. Если воздух описывается, как «влажный», это означает, что в воздухе содержится большое количество водяных паров.

Лед - твердое состояние воды. Толстый слой льда имеет голубоватый цвет, что связано с особенностями преломления им света. Сжимаемость льда очень низка. Лед при нормальном давлении существует только при температуре 0°С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги плавают в воде. При этом, лед всегда выступает из воды на определенную часть, а именно на 1/5 своего объема.

Вода состоит из множества молекул, которые могут отрываться друг от друга при определенных обстоятельствах. Если оставить воду в открытой емкости, то она постепенно исчезнет - все ее молекулы перейдут в воздух. Этот процесс называется испарением. В то же время вода, находящаяся в плотно закупоренном сосуде, испаряется лишь частично, т.е. при определенном давлении водяных паров между водой и воздухом, находящимся над ней, устанавливается равновесие. Испарение происходит даже с поверхности снега и льда, именно поэтому высыхает на морозе мокрое белье.

При обычном давлении (760 мм ртутного столба) вода кипит при 100° С, а на высоте 2900 м над уровнем моря атмосферное давление падает (до 525 мм ртутного столба) и температура кипения оказывается равной 90° С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...