Викторина для младших школьников "Международный День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Шаронова Ирина Валериевна

Интересная викторина, посвящённая Дню птиц. Участие в викторине позволяет много нового и и нтересного узнать о птицах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина для младших школьников "Международный день птиц"

Цели:
Коррекционно-образовательные:
-обобщить и закрепить знания детей о птицах;
Коррекционно-развивающие:
- развивать интерес, наблюдательность, , расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы ; 
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: запись голосов птиц, презентация, мультимедиапроектор, фишки, грамоты для награждения победителей.
Ход викторины:
 -
Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников.  

дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения 

птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы. 

       Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, горе пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, их голоса мы слышим днём и ночью.

птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышим днем и ночью. 

       Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

облаков и гор, перелететь через пустыню и море 

        Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

цветами. 

        Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов. 

огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. 

        Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.

нашу Землю без птиц

- Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся .
Первый конкурс «Разминка»
- Ученик,  давший правильный ответ, зарабатывает фишку.
***
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут. (Голубь.)


***
Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это. (Чайка.)


***
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова.)


***
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. ( Журавли.)


***
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай.)


***
Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!

Имя птице той — … (Скворец.)


***
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?…..(Ласточка.)


***
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона.)


***
Хохолочек на головке,
На болоте, как в столовке:
Помышляя о еде,
Ходит-бродит по воде,
Где на мели мальки кишат.
Ловит рыбок, лягушат.
Захват, бросок лягушки, ап-ля.
Жонглёр, по-видимому … (Цапля). 


***
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком ...(Аист.)


Второй конкурс «Не зевай-на вопросы отвечай!»

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А

громкий стук клюва о дерево слышали? И у него голова не болит от него? Сильно

пальцем по дереву стукнуть  и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном

порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между и шейными

позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань

- Поразмыслим не спеша, один вопрос - три ответа. Найди правильный!

Вопрос первый. - Для чего дятел «барабанит»?

- клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

- музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит.  Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая  другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

Вопрос второй. - Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

- череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть  и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.

Вопрос третий. - Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

- освобождается от паразитов;

- разыскивает пищу.

(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

Вопрос четвёртый. - Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

Вопрос пятый. -  Какие птицы самые быстрокрылые?

- соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

- утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)

Вопрос шестой. - Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

- журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

Вопрос седьмой. - Какая птица является чемпионом по нырянию?

- утка;

- гагара;

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Антарктиды - ныряет до 200 метров.)

. А кто из птиц лучший танцор?

- павлин;

- гусь;

- журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.

3 конкурс «Знаешь ли ты птиц?»  

- По фотографии и словесному описанию вы должны угадать, что это за птица.

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей.)

2. Лазает по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит - машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо светится. (Сорока.)

4. Эту птицу называют «легкомысленная мамаша». Своего гнезда не вьёт, яйца другим подбрасывает. (кукушка)

оочередно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта

ответа. На обдумывание дается 20 секунд.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда,

летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед

другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому

взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец -

танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не

опишешь, а лучше никто из птиц и не танцуе


4 конкурс «Живые синонимы»- Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» , как курица. И так далее.
1. Мудрый, как … (сова)
2. Задиристый, как … (петух)
3. Вороватый, как … (сорока)
4. Важный, надутый, как … (индюк)
5. Длинноногий, как … (цапля)
6. Глазастый, как … (филин)
7. Взгляд хищный, как у … (ястреба)
8. Взгляд зоркий, как у … (сокола)
9. Нос с горбинкой, как у … (орла)
10. Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
11. Верность... (лебединая).
12. Любовь и нежность... (голубиная).
13. Большеглазый, как... (филин).
14. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).
15. Болтать или трещать, как... (сорока).
16. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)
17. Ворковать, как... (голубь).
18. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
19. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).
20. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).

5 конкурс актерского мастерства

- Приглашаются 3 ученика – по одному от каждого класса

Дети тянут карточки с заданием - изобразить:

- пение кукушки ;

- крик петуха;

- голос вороны.

 Подведение итогов

Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты).
 - Нашу викторину мне бы хотелось закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
А земля без зверей - не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправить крылья раненая птица!

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "День птиц" (3 класс)

Викторина "День птиц" (3 класс)...

Викторина "День птиц"

Цели данного мероприятия - познакомить  учащихся  с  многообразием  пернатых;    научить  выделять  признаки  сходства  и  различия...

День птиц. Викторина о птицах.

Ребусы, криптограмма, синонимы о птицах....

Спортивно - музыкальное развлечение «День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста.

laquo;День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Птицы России" к мероприятию "День птиц"

Учащиеся знакомятся с интересными сведениями о жизни птиц России....

День птиц. Викторина о птицах.

Начальные классы. Окружающий мир.Викторина  о птицах....

Конспект занятия "Международный день птиц. Кто такие птицы?"

Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием....