Куда текут реки
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Санчи Ирина Мыртык-ооловна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_om_1_kl_kuda_tekut_reki.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира – 1 класс

Тема: « Куда текут реки?»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о планете Земля, ее форме и движении в пространстве, расширение и уточнение представлений о реках и морях, пресной и морской воде.

Воспитательные: продолжить воспитание чувства гордости и любви к Родине, бережного отношения к природе, водным ресурсам, экологического воспитания. Содействовать эстетическому воспитанию школьников, заботиться о профилактике утомляемости на уроке, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Развивающие: продолжать развитие памяти и внимания, развивать умение сравнивать, логически мыслить, самостоятельно преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, а также развитие эмоций учащихся, познавательного интереса.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: усвоить, что река впадает в другую реку или море, расширить представление о пресной и морской воде. Расширить представление об охране водоемов.

Метапредметные результаты-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; -создавать условия для наблюдений, рассуждений, выводов и обмена мнениями посредством вопросов и заданий для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных и универсальных учебных действий;

Личностные результаты: -оценивать поступки людей ;- самостоятельно высказывать самые простые общие для всех людей правила по охраны водоемов.

Оборудование: глобус, учебник (Плешаков “Окружающий мир”), тетрадь к учебнику, земля, лотки, вода, морская соль, стаканы, ложечки для практической работы; фишки в виде кружочков и корабликов; мультимедийная установка, экран, презентация на тему: «Куда текут руки?»,карточки со словами.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

2. Актуализация знаний, работа с классом.

– Отгадайте загадку:

Учитель: Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар,
Что она большущий шар.

Ученики: Земля.

Учитель: А вот вторая загадка:

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ...
 (глобус).

  1. – А что такое глобус? (Ответы детей).   
    – Скажите, какого цвета на глобусе больше? (Синего)
    – Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)
    – А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
    – Чего больше на планете Земля? (Воды)


Учитель.- Ребята, чему мы учимся на уроках окружающего мира?
Ученики. Мы учимся познавать окружающий мир. Учимся задавать вопросы и находить на них ответы.
(
На доске карточки со словами Ока, Орел, Орлик, две карточки без текста).
Учитель.- Прочтите, пожалуйста, слова. Что их объединяет?
Ученик. Слова начинаются с заглавной буквы, потому что это названия нашего города и рек.
Учитель. Откуда вы об этом знаете?
Учащиеся рассказывают.
Учитель. Названия орловских рек не знают жители далёких от нас территорий, как и мы не знаем названий многих далёких рек. Но есть великие реки России известные многим россиянам, всему миру. Карточки без текста переворачивают и читают названия Волга, Енисей (самая многоводная река России). Дети вспоминают другие названия рек.
На доску крепится карточка со словом реки.
Учитель. Ребята, вы уже догадались, чему будет посвящён наш урок?
Ученик. Урок будет посвящён рекам.
Учитель. Вы научились задавать разные вопросы. С каких слов мы будем начинать наши вопросы сегодня?
Учащиеся перечисляют вопросительные слова, на доске возле карточки со словом реки крепятся карточки со словами Как? Откуда? Куда?
Учитель. Со словами с карточек составьте вопросы, которые можно задать.
Учащиеся составляют вопросительные предложения.
Как текут (бегут) реки?
Откуда текут (бегут) реки?
Куда текут реки?


Слайд 1.
Учитель. Предлагаю вам объединиться в четвёрки и выбрать из них только один самый ёмкий вопрос, на который нужно будет дать ответ в конце урока.
Ученики обоснуют свой выбор. На доске из карточек собрано: Куда текут реки?
Учитель. Вот вы и объявили тему нашего урока.

3. Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель. Приступая к изучению темы, мы должны обозначить для себя цель. Какую цель мы можем поставить перед собой?
Учащиеся высказываются.
Учитель. Я правильно поняла, что вы хотите, опираясь на ваши знания и опыт, добыть новые знания о воде? Желаю вам успехов!
- Придвиньте ближе к себе оборудование, рассмотрите предметы. Рассмотрите лотки.

Слайд 2.
Практическая работа.

Учитель. Какая поверхность земли?

Ученик. -Есть ямки и бугорки.

Учитель. - У вас на парте лотки с землей. Сделайте на поверхности ямочку. -Что мы замечаем после дождя на земле?

Ученик. Лужи.

Учитель.- Где появляются лужи?

Ученик. В ямках.

Учитель - Заполните ямки водой. Пронаблюдайте за водой в своих лужах.

Ученик. Она не движется.

Учитель.- Как воду в луже привести в движение?

(дети по своему пониманию приводят воду в движение Кто – то царапает палочкой, кто – то придает наклон).

Учитель. Сделаем вывод, почему текут реки?

Вывод: Вода бежит сверху вниз. Реки текут именно благодаря особенностям земной поверхности. Из луж она бежит, образуя ручейки, ручейки объединяются и получается большой ручей.


4. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 3.
Учитель-На какой вопрос мы отвечаем сегодня на уроке?

Ученик. Куда текут реки?

Учитель– А вы знаете ответ на этот вопрос?

– Чтобы ответить на вопрос «Куда текут реки?» мы проделаем большую работу и совершим путешествие по просторам нашей необъятной Родины.

– И первым нам на помощь придет автор учебника А. А. Плешаков.
– Откроем учебник на стр. 66.
– Сейчас я прочитаю рассказ.

Слайд 4.

Вода – путешественница.

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку –Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

Учитель.- Возьмите в руки фишки – кораблики и фишки – кружочки. (Дети работают в парах)

Учитель. – Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?

-А давайте сейчас на своих кораблях совершим путешествие по этим рекам. Найдите реку Осётр. Слайд 5.
-Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Отметим фишкой эту реку.

Учитель. -Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире. Как называется эта река? Слайд 6.
Ученик. Ока.

( Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. - Учитель. – Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? Слайд 7.

Ученик. Москва.

Учитель. – Отметим фишкой эту реку.

Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками.

- Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? Слайд 8.

Ученик. Волга. Это - «Великая русская река».Ее длина 3530 километров.

- Что вы помните об этой реке из рассказа автора? -Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? ( электрический ток).

- Осторожно проплываем дальше. Впереди на реке что вы видите? (катер, баржу, теплоход).

- Что вы видите по берегам Волги? (города, порт, леса, поля, луга)

- Я вижу вы немного устали. Давайте отдохнём и продолжим наше путешествие.

Физкультминутка

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход – раз-два,
Он назад шагнул сначала – раз-два,
А потом шагнул вперед – раз-два.
И поплыл, поплыл по Волге.
Набирая полный ход.

Слайд 9.

Учитель.- Как человек использует реку?

Слайд10, 11, 12, 13.

Ученик. По реке проплывают суда, перевозят грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.

Слайд14.

Учитель. – Что беспокоит людей, живущих на Волге?

Слайд15, 16.

Ученик. Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.

Учитель. Кто от этого страдает?

Слайд17,18.

Ученик. В первую очередь страдают речные жители. Во вторую очередь страдает сам человек. Исчезает рыба, которую он ест, в грязной воде нельзя купаться, поэтому люди должны заботиться о чистоте рек, дающим им воду для питья, электроэнергию для дома и места для приятного отдыха.

Учитель. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга?

Ученик. В Каспийское море. Слайд19.

Учитель. Наши корабли завершают путешествие в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля. (Над морем летают чайки, плещутся рыбы, плывут огромные суда)

Слайд20.

Учитель. Вода в реке течет круглый год, река отдает свои воды морю. Но ведь вода в реке все равно остается. Откуда берется вода?

Слайд21, 22.

- Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов.

УчительВернемся к началу нашего путешествия. Посмотрим, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр!

5. Первичная проверка понимания.

-Откройте тетради на стр. 43 №. 1.С помощью схемы, по которой мы работали, в какой строчке неправильно указан путь воды – путешественницы.

Учитель .Какая река протекает по нашей местности? Знаете куда она впадает?

Рассказ о реках Орла. Слайд 23.

Учитель. Посмотрите на рисунок учебника с.67.

Слайд 24.
– Чем отличается река от моря?

Ученик. Река имеет два берега, море очень широкое.

Слайд25
Учитель. – Что вы знаете о морской и речной воде? -Чем отличается вода из речки от воды из моря?

Ученик. Вода в море соленая, а в реке - нет.

Учитель. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Марты Гумилевской « Почему так бывает?»

Почему море соленое?

Вода в реке – пресная, в море – соленая. Море, можно сказать, не просто соленое; оно горькое, нестерпимо соленое, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море, без запаса пресной воды могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.

Но почему море такое соленое? Ученые думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в громадных углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?

Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!

Почему?

Да потому, что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идет под уклон. Потому то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом… Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу, потом пролились на землю дождем, проскользнули под землю, стали подземной рекой, вырвались на поверхность, слились с водами наземных рек и попали в море, снова испарились и… Можно без конца повторять одно и то же, потому что так совершается круговорот воды в природе.

Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным. Вот и все.

Вот почему море соленое!

Слайд26.

Учитель. Послушайте загадку: Кругом вода, а с питьём беда. (морская вода) -Почему беда?

Ученик-Вода в море соленая.

Учитель. – Наш Муравьишко сделал море у себя дома.
- Как это у него получилось? (
Показываю морскую соль).

Слайд27.

- Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома?

- Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что морская вода на самом деле солёная

6. Первичное закрепление.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

(стаканы с водой, морская соль, ложка)

Учитель. Давайте с помощью нашего оборудования приготовим «морскую воду». – Слайд28,29.

Ход своей работы схематически изобразите в рабочей тетради с. 44 №2.

- Так можно приготовить в ванной морскую воду и купаться в ней. Она очень полезна.

Слайд30.

Вывод:

Река может впадать в другую реку, в озеро или в море. В реке вода пресная, а в море солёная.

Слайд31.

Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде.

Первая капелька.

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
.

Вторая капелька.

Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

Третья капелька.

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Учитель:

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Капелька:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!

Учитель:

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

7. Рефлексия.

Учитель: Мы с вами возвращаемся из путешествия. На какой вопрос вы можете ответить? Расскажите Муравьишке: куда могут впадать реки? Почему в реках вода не кончается?.Почему в море вода соленая? Какие цели ставили в начале урока? Какие достигли?

- Оцени свои достижения с помощью фишек – корабликов. Если на все вопросы ответили правильно запустите в наше озеро красный кораблик; если ответили не на все вопросы, то - зеленый; если не ответили на вопросы, то – желтый.

Слайд31

Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка...
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
(В.Орлов)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куда текут реки? Оригами.Кораблик.

интегрированный урок окружающего мира и технологии...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"

Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...

"Куда текут реки"

Сопроводительная презентация к уроку окружающего мира, с элементами краеведения...

Окружающий мир. 1 класс. "Куда текут реки?"

Урок окружающегомира в 1 классе по УМК "Школа России" разработан в соответствии с ФГОС, с использованием краеведческого материала.На уроке используются игровые моменты, работа в парах постоянного сост...

КУДА ТЕКУТ РЕКИ?

Урок окружающего мира в 1 классе....

Куда текут реки?

Презентация предназначена для использования на уроке окружающего мира в 1 классе....