Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Пластинина Наталья Алексеевна

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: Парадигма,2010. Авторы: .Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г. Шевченко,  Г.М.Капустина и др., на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011., рекомендованной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____                                                                                                                 «___» __________ 20____ г.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»

4  класс

Виктория

2019 - 2020 учебный год

Учитель: Пластинина Наталья Алексеевна

Квалификационная категория:

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

 Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: Парадигма,2010. Авторы: .Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г. Шевченко,  Г.М.Капустина и др., на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011., рекомендованной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Виктория, обучающаяся 4 «*» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведена на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих детей (вариант 2.1). Ребёнок с ОВЗ нуждается в организации специальных условий для обучения и воспитания.

Индивидуальные особенности обучающегося:

  • ребёнок с нейросенсорной тугоухостью,  после кохлеарной имплантации, без слухового аппарата не слышит совсем;
  • наблюдается отставание мыслительной деятельности, словесно-логического мышления;
  • дефицит мотивации, недостаточная  познавательная активность, обусловленная сниженным слуховым восприятием;
  • недостаточная сформированность умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
  • несоответствие развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • недостаточно сформирована устная речь, малый словарный запас;
  • трудности в составлении задач и выражений по картинкам, схемам, неполным данным;
  • трудности в формулировании просьб, в общении со сверстниками и взрослыми;
  • неполнота, фрагментарность восприятия: выделяет яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечает общие признаки;
  • отставание в формировании предметных представлений;
  • затрудняется в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществления, не умеют анализировать требования и цели поставленной задачи и ошибается в последовательности необходимых действий;
  • при оказании помощи со стороны педагога обнаруживает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;
  • недостаточный  уровень осведомленности об окружающем мире, знаний о доступных предметах и явлениях окружающего мира;
  • затрудняется в использовании словесной речи, как средства общения и выражения собственных мыслей;
  • повышенную утомляемость;
  • нарушения внимания, памяти.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах);
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;
  • формирование и развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры);
  • развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование умений понимать содержание текста;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
  • развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета;
  • развитие понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений;
  • обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта (включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем).

Учебник: А.А.  Плешаков  Окружающий  мир:  учебник  для общеобразовательных  организаций  с  приложением  на электронном  носителе  в  двух  частях для 4 класса. – Москва: «Просвещение», 2014.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 68  часов в год

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».

9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

10) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

11) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

13) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

– понимать, что Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

– различать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

– понимать,что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

– понимать некоторые современные экологические проблемы;

– различать природные зоны России;

– знать особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

– знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

– знать важнейшие события и великих людей отечественной истории;

– знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Обучающийся получит возможность научиться:

– распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

– проводить наблюдения природных тел и явлений;

– в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

– приводить примеры животных из Красной книги России и международной Красной книги;

– соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

– приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

– приводить примеры народов России;

– самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

– применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

– владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

                                                                                            Содержание учебного предмета

Земля и человечество 

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках. Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная  война  1941–1945 годов.  Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России в XX веке.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во  времена  Древней  Руси:  экскурсия  в  краеведческий музей.

Современная Россия

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся

Коррекционно-развивающая
направленность

1.

Земля и человечество

11 ч

Изучать название нашей планеты, планет солнечной системы.

Рассказывать и  знакомиться с общими условиями, необходимыми для жизни живых организмов.

 Обосновывать и знакомиться  с  правилами  поведения человека, памятниками истории и культуры.

Систематизировать и использовать полученные знания для  удовлетворения познавательного интереса о нашей планете, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли.

Объяснять и описывать отдельные события из истории Отечества, использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие координации мелких движений.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

2.

Природа России

11ч

Использовать учебный материал для характеристики понятиями понятий: «равнины», «горы».

Изучать  виды водоёмов, общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Сравнивать и  показывать на карте, глобусе, материки и океаны, горы, равнины, моря,  реки.

Рассказывать и приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь, тундры, животных леса, степей пустыни, Черноморского побережья, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом,  опорной схемой.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

3.

Родной край – часть большой страны

12ч

Рассказывать  о  родном  городе.

Знакомиться с понятиями «почва», состав воды и почв; основные правила поведения в окружающей среде; с отраслями  растениеводством  животноводством  в родном крае.

Показывать на карте, глобусе родной  край, горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы, выполнять основные правила поведения в окружающей среде.

Находить   дополнительную  информацию   о родном крае, о жизни леса, луга, пресного водоёма.

Выполнять правила ухода за культурными растениями; за домашними животными.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении.

4.

Страницы всемирной истории

Знакомиться  с наукой   истории; с историей   Древнего мира, Средних веков.

Познакомиться  с выдающимися  людьми Нового времени.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

5.

Страницы истории Отечества

20ч

Изучить название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси, историю книгопечатания на Руси, историю развития образования на Руси.

Знакомиться с выдающимися  людьми  патриотами, с  первыми космонавтами.

Знать о  реформах  Ивана  Третьего,  Петра великого.

Раскрывать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Сравнивать страницы истории России в 1920-1930-х годах.

Раскрывать значение победы ВОВ 1041-1945 гг.

Рассказывать о героях ВОВ; о первом космонавте.

Использовать ленту времени.

Показывать на карте границы России, некоторые города России.

Описывать исторические  события из истории Отечества.

Показывать границы России, некоторые города России.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

6.

Современная Россия

Узнать про основные права человека в России.

Анализировать закреплённые в Конвенции    права ребёнка, обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.                                                                                                                                        

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.                                                                                                    Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы.                                                                      

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.      

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;                                                              

Знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина.  

Рассказывать по личным впечатлениям  о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом,  опорной схемой.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении.

Всего:

68ч

Приложение 1

Перечень проверочных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Тест по разделу «Земля и человечество»
  2. Тест по разделу «Природа России»
  3. Тест по разделу «Родной край – часть большой страны»
  4. Тест по разделу «Страницы всемирной истории»
  5. Тест по разделу «Страницы истории Отечества»
  6. Тест по разделу «Современная Россия»

Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира на 2019-2020 уч. год

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Земля и человечество (11 ч)

Мир глазами астронома.

1

Планеты солнечной системы

1

Звёздное небо - великая книга природы.

1

Мир глазами географа.

1

Пояса земли.

1

Мир глазами историка.

1

Когда и где?

1

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Обобщение по разделу «Земля и человечество» Тест.

1

Природа России (11 ч)

Равнины и горы России.

1

Моря, озёра и реки России.

1

Зона арктических пустынь.

1

Тундра.

1

Леса России.

1

Лес и человек.

1

Зона степей.

1

Пустыни.

1

У Чёрного моря.

1

Экологическое равновесие.

1

Обобщающий урок  по теме «Наша природа». Тест.

1

Родной край – часть большой страны (12 ч)

Наш край. Р.К. «Наш край на карте Родины».

1

Поверхность нашего края. Р.К. « Ханты – Мансийск – город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края».

1

Водоёмы нашего края.

1

Наши подземные богатства.

1

Земля-кормилица.

1

Жизнь леса.

1

Жизнь луга.

1

Жизнь пресного водоёма.

1

Растениеводство в нашем крае.

1

Наземные защитники урожая

1

Животноводство в нашем   крае.

1

Обобщающий урок  по теме «Родной край». Тест.

1

Страницы всемирной истории (6 ч)

Начало истории  человечества.

1

Мир древности: далёкий и близкий.

1

Средние века: время рыцарей и замков.

1

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Обобщение по теме  «Страницы мировой истории». Тест.

1

Страницы истории Отечества(20 ч)

Жизнь древних славян

1

Во времена древней Руси

1

Страна городов

1

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Трудные времена на русской земле.

1

Русь расправляет крылья.

1

Куликовская битва.

1

Иван III.

1

Мастера печатных дел.

1

Патриоты России.

1

Пётр Великий.

1

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Екатерина Великая.

1

Отечественная война 1812 года.

1

Страницы истории XIX века.

1

Россия вступает в XX ВЕК.

1

Страницы истории 20-30-х годов.

1

Великая война и Великая победа.

1

Великая война и Великая победа.

1

Страна, открывающая путь в космос. Тест по разделу.

1

Современная Россия (8 ч)

Основной закон России и права человека.

1

«Дети имеют право на особую заботу и помощь». Мы граждане России.

1

Дети имеют право на особую заботу и помощь».

1

Славные символы России.

1

Такие разные праздники.

1

Путешествие по России.

1

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». Тест.

1

Обобщающий урок по итогам года – КВН.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи:  формирование представлений об объектах и явлениях...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»

Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Окружающий мир»для обучающихся с тяжелым нарушением речиПредметная область: « Обществознание и естествознание»Уровень: началь...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» 3, 4 и 4 дополнительный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2)...