Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Ращупкина Марина Алексеевна

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

для обучающихся с тяжелым нарушением речи

Предметная область: « Обществознание и естествознание»

Уровень: начальное общее образование

                                                                                                                                                                              Класс:   2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pered_okr_mir.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Чикская средняя общеобразовательная школа № 6

имени Героя Советского Союза Д.К. Потапова

 «Согласовано»                               «Согласовано»                                          «Утверждаю»                                                                                                                                

Руководитель ШМО           Заместитель директора по УВР         Директор МКОУ Чикская СОШ№6

_________________             МКОУ Чикская СОШ №6                  им. Героя Советского Союза    

________/Молявко Л.А./     им. Героя Советского Союза              Д.К. Потапова                                 19.08.2017                             Д.К. Потапова                                       ________________Киселева Е.Н.

                                                 ____________ Цветкова О.Б.            Приказ № 8-220 от 10.09.2017

                                                                             05.09.2017

                                                                                                                                           

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

для обучающихся с тяжелым нарушением речи

Предметная область: « Обществознание и естествознание»

Уровень: начальное общее образование

 Класс:   2г

             

Срок реализации   2017  - 2018  учебный год

Разработчики: Ращупкина М.А.

                                       

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                               Рассмотрено и утверждено

на заседании педагогического совета

протокол №165   от  17.08.2017

с. Прокудское

2017

Пояснительная записка

     Нормативно-правовую базу разработки АОП для обучающихся с ТНР составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203- ФЗ);  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;  Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;  
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 г. № 26 (зарегистрированы в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий  мир и развитие речи» для учащихся с тяжелым нарушением речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе  Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Школа России» Окружающий мир 1-4 кл. А. А. Плешаков, планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ТНР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.

Программа учебного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся.

             Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подметить сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.

             В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе ТНР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. ТНР нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

             Программа строит обучение  детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи изучения учебного предмета

             Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

             Учебный курс «Окружающий мир и развитие речи» носит личностно-развивающий характер.

             Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.

             Задачи:

  • формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
  • формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
  • формировать образное представление о природе родного края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
  • формировать опыт экологически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
  • развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
  • осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
  • формировать навык работы с научным текстом.
  • - расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;
  • - повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
  • - обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;
  • - систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по другим дисциплинам начальной ступени обучения;
  • - уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
  • - улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
  • - активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
  • - развитие устной монологической речи;
  • - систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, обществознание, труд).

Общая характеристика курса

     Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающегося. Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у ребёнка развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения. Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащегося познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Система изучения окружающего мира способствует развитию данных познавательных процессов, у ребёнка с ЗПР формируется диалоговая речь. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.

     Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.

     Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

     Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимся предметов и явлений близких их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них. Изучение программного материала позволит каждому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Уроки окружающего мира должны развить у ребёпка с задержкой психического развития способности:

  • вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
  • задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
  • проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
  • рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
  • делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
  • составлять высказывания из четырех- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
  • усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

     В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

     

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

     Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание». Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа в год.

Планируемые результаты изучения программы по курсу  "Окружающий мир" к концу 2 класса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. 

Содержание тем учебного курса 2 класса

Для обучающихся с ОВЗ кол-во часов по программе уменьшено ( изменено). Сложные для восприятия темы даются в ознакомительном плане . Базовые знания сопровождаются созданием специальных условий на уроке ( таблицы, памятки и т.д.)

Где мы живем

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Содержание тем, выделенных курсивом, изучаются учащимся с ТНР в ознакомительном плане. Освободившиеся учебное время используется для организации коррекционной работы. Уровень обучения базовый.

При организации учебного процесса используются

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2 класса учащиеся получат возможность знать:

о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;

основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: холм, овраг, гора; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

К концу 2 класса учащиеся получат возможность уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края.

Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ТНР:

- инструкция учителя для освоения работы с книгами,

-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,

- опора на жизненный опыт ребёнка,

- использование наглядных, дидактических материалов,

- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,

-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,

 - использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством  наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,

- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний  опорной  карты- сличения, опорной схемы алгоритма,

- использование перфокарт индивидуального содержания,

- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы

 Рабочая  программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и  предметные) результаты.

Оказание помощи ребёнку на уроке.

ЭТАПЫ УРОКА

ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ

1. В процессе контроля за

подготовленностью  учащихся

  Создание  атмосферы  доброжелательности  при  опросе.

  При  опросе  разрешать  дольше  готовиться  у  доски.  

  Давать  примерный  план  опроса.

  Разрешать  при  ответе  пользоваться  ОК,  пособиями,  схемами.

  Поощрять  первые  же  успехи  при  опроса.

2. При изложении нового материала

  Более  часто  обращаться  к  слабоуспевающим  с  вопросами,  выясняющими  степень  понимания  ими  учебного  материала.

  Привлечение  их  в  качестве  помощников  при  показе  опытов,  наглядных  пособий.  Чаще  вовлекать  их  в  беседу  в  ходе  проблемного  обучения.  

3. В ходе самостоятельной работы

  Разделять  сложные  задания  для  таких  учеников  на  определенные  дозы,  этапы  и  пр.

  Внимательно  наблюдать  за  их  деятельностью,  отмечая  положительные  моменты  в  их  работе,  активизируя  их  усилия.

  Выявлять  типичные  затруднения  и  ошибки  в  работе  этих  детей  и  акцентировать  на    них  внимание  всех  учащихся,  чтобы  предупредить  их  повторение  другими  школьниками.

4. При организации  самостоятельной работы вне класса

  Подбирать  специально  систему  упражнений,  наиболее  полно  вскрывающих  сущность  изучаемого,  а  не  механически  увеличивать  число  однотипных  упражнений.

  Подробно  объяснять  порядок  выполнения  задания,  предупреждая  возможные  затруднения  в  работе.

  Давать  карточки  с  инструкциями  по  выполнению  заданий.

  Давать  задания  по  повторению  материала,  который  потребуется  при  усвоении  новой  темы.

  Помогать  составлять  план  ликвидации  пробелов  в  знаниях.    


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Дата

Где мы живём (2 ч)

 1.Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир

 

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Различать государственные символы России. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России. Работать со взрослыми:  извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, национальном составе населения. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: сравнивать, описывать, оценивать. Рассказывать о своём городе и доме по плану.  Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Приводить примеры объектов природы и рукотворного мира, заполнять таблицу в тетради. Находить на схемах нашу планету, сравнивать планеты и звёзды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать  достижения  других детей и свои.

2.Проверим себя и оценим достижения по разделу «Где мы живём»

Природа (10 ч)

3.Неживая и живая природа.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов живой и неживой природы, сезонных изменений в природе,  заполнять таблицу в тетради. Работать в паре: сравнивать, описывать, оценивать, осуществлять самооценку. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Определять сезон по характерным сезонным признакам. Знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру, фиксировать результаты. Характеризовать погоду как сочетание температуры, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями. Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Различать горные породы и минералы. Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животного и человека. Устанавливать по схеме различия между группами растений и животных. Определять растения и животных с помощью атласа-определителя. Работать в группе: знакомиться с разнообразием растений и животных, находить новую информацию о них, выступать с сообщениями; моделировать изучаемые взаимосвязи. Сравнивать и различать группы растений и животных. Узнавать по рисункам комнатные растения. Оценивать  роль   комнатных растений и животных живого уголка для здоровья человека. Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями и животными живого уголка в соответствии с инструкцией. Определять и приводить примеры пород кошек и собак. Подготовить с помощью взрослых сообщение о растении или животном из Красной книги России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать  достижения  других детей и свои.

4. Явления природы.

Что такое погода

 5.Урок – экскурсия «В гости к осени»

 Взаимодействие человека с окружающей средой

6.Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку

 7.Заглянем в кладовые Земли.

8.Про воздух…  И про воду

 9.Какие бывают растения.

Какие бывают животные.

10Дикие и домашние животные.  Животные живого уголка. Про кошек и собак.Невидимые нити.

11.Дикорастущие и Комнатные растения культурные растения.  

 

Красная книга.

12.Проверим себя  и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Жизнь города и села(5 ч)

1.Что такое экономика.  

 «Из чего что сделано»  

Как построить новый дом

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по плану, о труде людей различных профессий. Работать в группе: анализировать взаимосвязи; извлекать из различных источников необходимую информацию; составлять рассказ, приводить примеры. Запомнить номер телефона экстренной службы 01. Различать, называть и обсуждать роль  учреждений культуры и образования, виды профессий, роль профессии в жизни человека. Характеризовать  зимнюю погоду как сочетание температуры, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных  зимних явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды зимой. Наблюдать изменения в живой и неживой природе в зимнее время, устанавливать взаимозависимость между ними. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями. Определять деревья по силуэтам, распознавать осыпавшиеся на снег  плоды и следы животных. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления детей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать  достижения  других детей и свои.

2.Какой бывает транспорт.  

3.Культура и образование.

Все профессии важны

 «Как хлеб появился на столе»

4.Урок – экскурсия: «В гости к зиме»

Неживая и живая природа зимой .Невидимые нити в зимнем лесу. Экологическая цепочка

5. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Жизнь города и села»

Здоровье и безопасность(4 ч)

1.Если хочешь быть здоров.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать о режиме дня. Работать в группе: анализировать взаимосвязи; извлекать из различных источников необходимую информацию; составлять рассказ, приводить примеры, моделировать строение человека. Формулировать правила личной гигиены и правила пожарной и дорожной безопасности, характеризовать назначение предметов гигиены, пожароопасные предметы, потенциальные опасности пребывания в лесу, у воды, одному дома. Различать съедобные и несъедобные растения, жалящих насекомых. Осваивать правила поведения в определённых ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать  достижения  других детей и свои.

2. Берегись атомобиля.Школа пешехода.

3. Все опасности.

4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Здоровье и безопасность»

Общение (4 ч)

1. Наша дружная семья. Семейные традиции.

 «Родословная»

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать по рисунку и фотографиям о семейных отношениях и общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения», правила этикета в гостях. Интервьюировать родителей о их имени, отчестве, фамилии. Составлять  родословное древо семьи. Обсуждать: вопрос о культуре общения, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения, проблему подарка в день рождения, правила поведения за столом. Оценивать с нравственных позиций допустимые и недопустимые формы  поведения. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать  достижения  других детей и свои.

2. В школе..В классе.

Правила вежливости.

Ты и твои друзья.

3. Мы – зрители и пассажиры.

4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Общение».

Путешествия (9 ч)

1  Посмотри вокруг.  

Ориентирование на местности.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Сравнивать фотографии в учебнике; находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; виды водоёмов, узнавать их по описанию. Анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом из космоса; формы земной поверхности. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, с ориентированием по природным признакам. Наблюдать за весенними изменениями в природе. Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Осваивать приёмы чтения карты, показывать объекты на ней. Находить на карте Москву, Екатеринбург и другие города России. Отличать гербы городов. Описывать достопримечательности городов. Находить материки на карте мире. Готовить сообщения  и выступать с ними перед классом. Приводить примеры летних изменений в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать  достижения  других детей и свои.

2. Формы земной поверхности.

3  Водные богатства.   Урок – экскурсия «Сезонные изменения в природе весной».

4 Россия на карте.

Путешествия по родной стране. Как читать карту.

5. Путешествие по Москве.Московский Кремль.

6. Город на Неве.  

7. Вокруг света с фотоаппаратом.

8  Страны мира. Вокруг света с фотоаппаратом.  

9. Впереди  лето

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Программно-методическое обеспечения

Литература и средства обучения

1.А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 2 класс: в 2-х частях – М.: Просвещение, 2015.

2.А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: в 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.

3.А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2015 г.

4.А.А.Плешаков. Атлас- определитель «От земли до неба» (222 с.).. – М.: «Просвещение», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:−     математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» 3, 4 и 4 дополнительный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2)...