Конспект открытого урока по "Окружающему миру"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Менщикова Наталья Александровна

Тема урока: Красная книга.

Цели: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения.

Оборудование: Красная книга, картинки с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу, сухие листья деревьев, музыкальное сопровождение для физкультминутки; у учащихся цветные карандаши.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть как вы умеете работать на уроке, какие вы умные, воспитанные и активные. А сейчас…

- Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

У:  Друг на друга посмотрели

     Улыбнулись тихо сели.

2.Актуализация знаний.

Начнём наш урок с загадок: я зачитываю , вы поднимаете руку и отвечаете.

У порога плачет коготки прячет,                            С хозяином дружит, дом сторожит,

Тихо в комнату войдёт,                                            Живёт под крылечком,

Замурлычет, запоёт.  ( Кошка.)                               А хвост колечком.  (Собака.)                                             

 

Раз — полоска, два — полоска...                            Сердитый недотрога живет в глуши лесной.                 

Рыжий зверь идет в матроске!                                Иголок очень много, а нитки не одной. (Ёж).
Три, четыре, пять и шесть...
Хочет всех поймать и съесть! (Тигр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushch.mir_.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Красная книга.

Цели: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения.

Оборудование: Красная книга, картинки с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу, сухие листья деревьев, музыкальное сопровождение для физкультминутки; у учащихся цветные карандаши.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть как вы умеете работать на уроке, какие вы умные, воспитанные и активные. А сейчас…

- Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

У:  Друг на друга посмотрели

     Улыбнулись тихо сели.

2.Актуализация знаний.

Начнём наш урок с загадок: я зачитываю , вы поднимаете руку и отвечаете.

У порога плачет коготки прячет,                            С хозяином дружит, дом сторожит,

Тихо в комнату войдёт,                                            Живёт под крылечком,

Замурлычет, запоёт.  ( Кошка.)                               А хвост колечком.  (Собака.)                                              

Раз — полоска, два — полоска...                            Сердитый недотрога живет в глуши лесной.                 

Рыжий зверь идет в матроске!                                Иголок очень много, а нитки не одной. (Ёж).
Три, четыре, пять и шесть...
Хочет всех поймать и съесть! (Тигр)

Ребята, что вы можете сказать о всех этих животных? На какие две группы можно их разделить?

На две группы домашние и дикие .(дом. это животные, которых разводят люди, а животные, кот. живут в природе сами по себе наз-ют дикими.)

3.Самоопределение к деятельности.

( Учитель показывает картинку с изображением любого редкого животного , например русская выхухоль.)

- Ребята , посмотрите на картинку . Как вы думаете, какое это животное? ( ответы детей.)

- Это русская выхухоль. К сожалению, сейчас это животное можно увидеть очень редко или только на картинках, хотя раньше это животное жило во многих водоёмах нашей страны.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О редких животных.)

- Прочитайте тему урока , записана на доске. (Красная книга).

-Какие вопросы у вас возникают? (Что такое Красная книга? Как связаны русская выхухоль и Красная книга? И т.д.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед  собой? (Ответы детей.)

- Прочитайте задачи урока в учебнике. С. 88.(Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены. Подумаем, почему они попали в Красную книгу, как их охранять. Будем учиться находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе.)

4. Работа по теме урока.

Итак, что такое Красная книга? (1 слайд)

2 слайд. «Красная книга»- это не совсем обычная книга. Цвет переплёта у этой книги красный.

У меня на столе лежать 3 кр. книги. Проблема о защите  животных встала давно.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 г. Она называлась «Красная книга СССР». В ней были собраны сведения о редких и исчезающих видах животных и растений. А это современная кр. книга Курганской области, в ней кратко сказано всё о каждом животном и растении, насколько бедственно его положение, по каким причинам исчезает. А эта кр. книга с. Менщиково, сделана учащимися нашей школы .(В ней собраны виды редких растений произрастающих в нашей местности). Все эти книги содержат сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Все они нуждаются в охране.

Что означает красный цвет книги? (дети отвечают).

3 слайд. Красный цвет сигнал опасности, как сигнал бедствия sos.Он как красный сигнал светофора предупреждает людей : Осторожно, может случиться беда! (Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им!)

4 слайд. Итак, Кр. книга-это книга, кот. содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Все они нуждаются в охране.

Все запомнили?

Катаев И. Ещё раз  скажет нам, так что же такое кр. книга.

А сейчас , я проверю, как вы внимательные слушали меня, сейчас вы самостоятельно выполните задание в раб. тетр.

1. Выполнение задания в рабочей тетради.

№ 1 (с.33).

-Прочитайте, что такое Красная книга, на с. 88 учебника.

- Допишите определение.

2. Беседа, работа по презентации  (учебнику).

-А сейчас давайте познакомимся с растениями и животными из Красной книги. 5 слайд.

5 слайд. Тюлень (сообщение приготовил -Дудник В.)

 Это морские звери. Длина их тела от 1 до 6 метров, весит он от 20 до 3 тысячи 700 кг. В России обитают 9 видов тюленей. Они питаются рыбой, моллюсками, ракообразными. Но их становится всё меньше и они находятся под охраной.

-Молодец.

6 слайд. Кулан- это вид рода лошадей. У кулана хорошо развиты зрение, слух, обоняние. Стада куланов находятся сейчас только в Заповедниках Туркмении.

А, что такое заповедник? ( место, где оберегаются и сохраняются редкие раст. и живот., уникальные участки природы.)

7 слайд. (лось, олень.)

8 слайд.(олень, джейран)

9 слайд.(Зубр, сообщение Катаев И.) Зубр- это очень крупный зверь, массивного и тяжёлого сложения. Голова большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 м., высота-2 м. Вся жизнь зубра связана с лесом, поэтому вырубка лесов человеком стала первой причиной исчезновения зубров. Вторая причина-охота, промысел. Взрослый зубр не имеет врагов, кроме браконьеров. Продолжительность его жизни на воле 22-27 лет. В зоопарках зубры живут и дольше.

10 слайд.(Белый журавль- стерх.)

11 слайд.(чайка, сокол)

12 слайд. (гиена, выдра)

13 слайд.(белый мед., бурый мед.)

14 слайд (гепард, ягуар)

15 слайд (Бабочка Адмирал- сообщение Моисеева В.)

Очень красивая пёстрой окраски бабочка. Название пошло от того, что во Франции адмиралы носили чёрный мундир с красными лампасами. Бабочка обитает на лесных опушках, в садах. Гусеницы живут на листьях крапивы, культурным растениям не вредят. Численность бабочек сохраняется.

Физминутка. (презентация)

25 слайд. (Венерин- башмачок- сообщен. Менщикова А.) Ребята, а вы ничего не заметили?

Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато- коричневыми ленточками, и превратился ой в прекрасный цветок. Во многих странах это растение так и называют- дамская туфелька, девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты-Венеры. Это растение крупное, высотой до 50 см. На стебле 3-4 листа, 2-3 или 1 цветок. Башмачок начинает цвести в мае- июне. Цветёт 2-3 недели. Редкое растение , занесено в красную книгу.

26 слайд (Женьшень- корень жизни .Применяется в медицине).

27 слайд (Купальница- сообщен. Семёнова К)

Цветок назван купальницей за то, что растёт в очень влажных местах, любит воду, любимые места- берега рек, болотистые луга. Удмурты называли этот цветок по имени красавицы Италмас, которая как гласит легенда, обернулась цветком купальницы, чтобы не попасть в руки злому колдуну. Этот цветок считается символом Удмуртии. Люди безжалостно рвут эти цветы, купальница стала редким растением, она занесена в Красную книгу.

28 слайд. (лотос)

3. Выполнение задания в рабочей тетради. № 2 ( с. 33). Самостоятельное выполнение.

4.Беседа.

29 слайд.- Подумайте, почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими. Обсудите этот вопрос в парах.(Обсуждение : сначала в парах, затем коллективное.)

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

1.Угрозой являются чрезмерная добыча животных, охота.

2.Но есть и ещё одна причина- разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть вывести детёнышей.

Таким образом, гибнут не только животные и растения.

3.Загрязнение окружающей среды. Показать слайд 30.

Слайд31.- Подумайте, как можно сохранить животных и растения.( Ответы детей)

Вывод: Слайд 32. Природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Добрые и умные поступки помогают защищать природу.

6.Продолжение работы по теме урока.

1.Работа в парах.  Далее нужно нарисовать иллюстрацию о редком растении и животном. (о том, о котором читали.) Рисуют рис. под музыку «Беловежская Пуща». (написать призыв к людям о помощи)

2. На доске создать свой заповедник.(Прикрепляют свои рисунки на магниты).

7. Рефлексия.

Я сейчас буду читать предложения, а вы должны их закончить. (Закончите предложения)

Я люблю лес, поэтому я …

Меня восхищает красота насекомых, поэтому я …

Мне нравится, когда всё красиво, поэтому я …

Красная книга даёт нам сигнал…

Мне кажется в нашем заповеднике нам не хватает полянки с красивыми бабочками, я предлагаю её заселить этими прекрасными созданиями. Ребята кому на уроке было  

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 91, в рамке).

Что такое Красная книга?

Приведите примеры растений и животных внесённых в красную книгу.

Как называется место, где оберегаются и сохраняются редкие растения и животные , уникальные участки природы? (заповедник)

8. Подведение итогов урока. -Что на уроке было самым интересным? -Какой вывод вы для себя сделали? Домашнее задание. Уч. с. 88-91., р.т. с. 33-34 №3, 4. Вместе со взрослыми узнать, какие растения и животные нашего края внесены а Красную книгу.

Это морские звери. Длина их тела от 1 до 6 метров, весит он от 20 до 3 тысячи 700 кг. В России обитают 9 видов тюленей. Они питаются рыбой, моллюсками, ракообразными. Но их становится всё меньше и они находятся под охраной.

Зубр- это очень крупный зверь, массивного и тяжёлого сложения. Голова большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 м., высота-2 м. Вся жизнь зубра связана с лесом, поэтому вырубка лесов человеком стала первой причиной исчезновения зубров. Вторая причина-охота, промысел. Взрослый зубр не имеет врагов, кроме браконьеров. Продолжительность его жизни на воле 22-27 лет. В зоопарках зубры живут и дольше.

Очень красивая пёстрой окраски бабочка. Название пошло от того, что во Франции адмиралы носили чёрный мундир с красными лампасами. Бабочка обитает на лесных опушках, в садах. Гусеницы живут на листьях крапивы, культурным растениям не вредят. Численность бабочек сохраняется.

Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато- коричневыми ленточками, и превратился ой в прекрасный цветок. Во многих странах это растение так и называют- дамская туфелька, девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты-Венеры. Это растение крупное, высотой до 50 см. На стебле 3-4 листа, 2-3 или 1 цветок. Башмачок начинает цвести в мае- июне. Цветёт 2-3 недели. Редкое растение , занесено в красную книгу.

Цветок назван купальницей за то, что растёт в очень влажных местах, любит воду, любимые места- берега рек, болотистые луга. Удмурты называли этот цветок по имени красавицы Италмас, которая как гласит легенда, обернулась цветком купальницы, чтобы не попасть в руки злому колдуну. Этот цветок считается символом Удмуртии. Люди безжалостно рвут эти цветы, купальница стала редким растением, она занесена в Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...

Конспект открытого урока окружающего мира "12 апреля – Всемирный день космонавтики"

Конспект открытого урока окружающего мира 1 класс  2013 г....

Конспект открытого урока окружающего мира "Путешествие к затерянным острова"

Путешествие к затерянным островам.Цель игры: привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к природе, развитие коллективных навыков в игре, развитие творческих способностей учащихся в ...