Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

Цель урока:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания о животном мире, о их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща  в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
  • Воспитательные:
  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Учитель: Кормянкова Елена Вячеславовна

 Класс: 3-Д

Тема: «Разнообразие животных»

Тип урока: усвоение нового материала.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания о животном мире, о их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща  в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
  • Воспитательные:
  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

Для учителя - компьютер, проектор, презентация к уроку по теме.

Для учащихся - учебники, рабочие тетради, таблицы, карточки.

Источники дополнительной информации: атлас - определитель «От земли до неба», справочники, энциклопедии, Красная книга.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться , а трудиться

 Мы работаем старательно.

Слушаем внимательно.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в царство животных. А путешествовать с нами будет профессор  Зоология. Он приготовил нам вопросы.

- Как вы думаете что изучает наука зоология?

- На какие группы можно разделить всех животных?

_ Как защитить животных на нашей планете?

2.Сообщение цели и темы урока.

Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний вместе с нашим профессором Зоология.

- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация?

- Где мы можем ее найти?

- С какой целью мы читаем информацию? ( Для того, чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)

- Чтобы работа достигла хорошего результата, мы с профессором Зоология составим план работы и оформим его в виде схемы.

Давайте познакомимся со схемой.

На доске:

  1. Найди информацию.
  2. Подумай.
  3. Измени.
  4. Сохрани.

Поиграем в игры, которые придумал для нас наш профессор  Зоология.

Игра «Узнай по описанию».

  1. Зверь пуглив, осторожен. Хорошо слышит и различает запахи.  Кожа толстая.
  2. Эта птица , пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек.
  3. Летает, коричневый. Очень важный!

- Получилось у вас узнать животных? (нет)

- Почему? (для этого недостаточно информации)

- Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)

- Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:

1.Тело этого животного покрыто щетинисто- стриженой , срезанной, черноватой или коричневой грубой шерстью. Эти животные любят валяться в жидкой болоте . Грязь засыхает и покрывает кожу твердой коркой. Он очень быстро бегает и переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая и покрыта бурой щетиной. (Кабан)

2. Это птицы небольшого размера очень хитрые . Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это хищная птица и на время улетают. Кукушка этого только и ждет, чтоб подкинуть в чужое гнездо свое яйцо. Часто она выкидывает яйцо хозяев, чтоб те не заметили подмены. (Кукушка)

3.  Появляется  весной и начинает активную жизнедеятельность. Весь коричневый,  широкое и выпуклое туловище , красно- коричневого цвета ,будто шоколадный. Во время полёта сильно гудят. (Майский жук)

- Молодцы. Все же вы догадались кто это. (На доске висят фотографии отгаданных животных)

- Как в двух словах вы можете назвать группу этих существ? (Царство животных)

3. Изучение нового материала.

Беседа.

- Кого вы представляете себе, когда слышите  слово животные?

- Все это представители замечательного царства животных. И изучает их наука зоология.

- Посмотрите на фотографии  на доске . Назовите представителей животного царства. (лиса , волк, жаба, медведь)

- Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные)

- А вот эти? (корова, свинья, коза)

- Что это за группа? ( Домашние животные)

Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.

-Продолжим  игры с профессором Зоология.

Игра: «Домашние и дикие животные».

( Это задание выполняют дети с задержкой психического развития).

- Для этого нам понадобится атлас.

Практическая работа с атласом.

Пользуясь атласом – определителем и энциклопедией, заполните таблицы. Напишите названия представителей царства животных каждого в свою группу.

Детям предлагаются рисунки.

Домашние животные

Дикие животные.

  1. Немецкая овчарка
  2. Олень
  3. Лиса
  4. Куропатка
  5. Богомол
  6. Таракан рыжий
  7. Индюк

Беседа.

( Работа с остальными детьми в классе)

- Когда вы выполняли задание, вам не захотелось разделить этих животных еще на какие-нибудь группы? (Звери, птицы, насекомые)

- Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком)

- А птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц) .

- А к какой группе вы отнесете дождевого червя и медузу?

 Наш профессор Зоология делит царство животных на большее число групп.

И предлагает провести ещё игру, которая называется: «Определи по признаку»

Практическая работа.

Работает весь класс ( кроме детей с задержкой психического развития).

Найдите в учебнике текст о разнообразии животных . Заполните таблицу. (Раздаю листы с готовой таблицей). Дополните каждую группу – левый столбик – представителями   и справа напишите их признаки.

Групп животных

Признаки

Беспозвоночные

Черви:

Моллюски:

Иглокожие:

Ракообразные:

Паукообразные:

Насекомые:

Позвоночные

Рыбы:

Земноводные:

Пресмыкающиеся:

Птицы:

Млекопитающие:

(Учащимся с задержкой психического развития  следующее задание)

Работа с карточкой: из группы слов  выбрать и подчеркнуть  насекомых, птиц.

Карточка с заданием:

Черепаха, муха, соловей, воробей, оса, лошадь, крокодил, летучая мышь, таракан , пчела,

Грач, киви, бабочка, муравей, волк, лиса, кузнечик.

Работа со всем классом.

Расскажите,  как вы работали в соответствии с планом?

  1. Найди информацию. (Нашли ее в учебнике.)
  2. Пойми (осознай) ее. ( Прочитали, мысленно представили представителей каждого класса)
  3. Измени. (Заполнили таблицу)
  4. Сохрани. А вот чтобы сохранить, вы попробуете сейчас рассказать о разнообразии животных. (По - желанию  несколько человек. Можно  каждую группу животных разным  детям)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились!

Профессор Зоология  проводит беседу об охране природы.

Беседа .

Человек! Ты царь природы!

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

- Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.

- Что такое Красная книга?

- Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.

- Я ,профессор Зоология , предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги.

4. Физкультминутка.

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окошко –

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучится:

- «Стук, стук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

- «Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне давай!»

5. Закрепление изученного материала.

- У нас с вами сегодня на уроке «Книга рекордов Гиннеса». Посмотрите ее содержание, нет ли там, случайно, представителей какой-нибудь группы? (есть)

- Кто же? Чем же они так отличились, что попали в эту книгу?

(В Книге Гиннеса: медведи, пчелы, осы, шершни, бабочки и мотыльки, дельфины, Расскажите, каких животных вы там увидели. И почему они там оказались?

  1. Медведи. Малайский медведь попал в книгу, как медведь – кроша, т.к. длина взрослой особи составляет 1,4 м.
  2. Гигантский шмель – единственный аборигенный вид шмеля, обитающий в лесах умеренного пояса Южной Америки. Длина его тела составляет 4 см. Ныне они встречаются редко. И специалисты опасаются, что им грозит исчезновение.

Гигантский азиатский шершень, который водится в горах Японии, достигает 5,5 см в длину, размер крыльев – 7,6 см. С помощью жала 0,6 см он впрыскивает в жертву яд, способный растворить ткани тела человека.

  1. Представители бабочек и мотыльков тоже находятся в Книге рекордов Гиннеса. Так в книгу попала самая ядовитая гусеница, яд которой вызывает внутренние кровотечения и почечную недостаточность.

Самец малого ночного павлиньего глаза чувствует запах самки аж за 11 км.

Так же, в книгу попала самая большая бабочка. Размах ее крыльев достигает 30 см.

Существует самая быстрая гусеница, размером в 8 мм, которая в момент опасности сворачивается колесом и буквально укатывается прочь, преодолевая 38 см за 1секунду.

  1. Дельфины попали в книгу по многим показателям. Самый яркий окрас у китайского дельфина, кожа которого имеет розовый цвет. В реках Амазонки живут самые крупные дельфины – 2,6 м – это единственный дельфин, на тебе которого растут волоски.В Тринидаде обитают древесные лягушки в 6,5 см. Но удивительно то, что ее головастик имеет размер 16,8 см. Т.е. она уменьшается в размере.

Есть и сама маленькая лягушка – размер ее всего 7 мм.

  1. Длиннейшая бездонная ящерица – желтопузик – может растягиваться до 135 см.

А комодский варан внесен  в книгу, как ящерица – гигант. Самцы достигают в длину около 2,25 м и весят 59 кг. Наибольший размер экземпляра достигал 3,1 м и весил 166 кг.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№ 1 с.40

- Прочитайте задания, рассмотрите рисунки на с.40-41. Пронумеруйте рисунки.

№ 2 с.41

Это задание выполняют дети с задержкой психического развития

- Прочитайте задание. Кто лишний ? Почему? (Осьминог, это моллюск)

- Выполните задание до конца самостоятельно.

(В конце задания взаимопроверка)

№ 3 с.42

- Прочитайте задание. Откройте учебник на стр. 92.

- Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.

№ 4 с. 42

- Прочитайте задание. Запишите по 3 названия животных разных видов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

Учащимся с задержкой психического развития выписать по 1 названию.

№ 5 с. 42

- Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

6. Рефлексия.

- Придумайте задание по теме урока.

Предложите его своему соседу по парте. Оцените его ответ.

7. Итог урока.

-Ваши пожелания к профессору Зоология.

-Как спасти животных на нашей планете от вымирания?

8. Домашнее задание.

  1. Учебник: прочитать текст на стр. 87 – 92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.92.
  2. Индивидуальное задание для детей с задержкой психического развития: подготовить устное сообщение о защите животных.

Методы применяемые на уроке: (пассивные и активные): словесный, практический, проблемно- поисковый, демонстрационный,  стимулирующий.

Оборудование: мультимедийная установка. учебники, рабочие тетради, цветные карандаши ,карточки.

Межпредметные связи: литература ,музыка, изобразительное искусство.

Литература:  учебник        « Мир вокруг нас» 3 класс под. ред. А. А. Плешаков,  рабочая тетрадь.

Анализ работы детей на уроке.

Урок прошёл в хорошем темпе. Учащиеся принимали активное участие как в подготовке  к уроку, так и непосредственно в самом уроке.

Урок достиг своих целей, о чём свидетельствует работа в рабочих тетрадях и ответы учащихся во время подведения итога.

Особое внимание было отведено детям с задержкой психического развития: работа по специальным карточкам, индивидуальное домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...