Конспект занятия "Лесная красавица ель"
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3 класс)

Болдырева Оксана Николаевна

В доступной форме рассказывается о лесной красавице - ели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Учитель Болдырева О.Н.

Занимательный урок по окружающему миру  «Лесная красавица – ель»

Цель: в совместной работе обобщить знания о ели и жизни животных, связанных с этим деревом.

1. Оргмомент

У. Сегодня мы продолжим узнавать новое о том, что нас окружает, продвинемся в умении видеть необычное в обычном.

2. Введение в тему. Постановка учебной задачи

Ваши одноклассники подготовили стихи к этому уроку.

                        А.С. Пушкин

… Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

                       И.С. Никитин

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём…

А. Шаталов

       Мир чудес

На фоне неба голубого

В ажурной дымке белый лес,

И словно нет мороза злого,

А мы попали в мир чудес,

Где ярко-синими тенями

На белой скатерти снегов

Забыли люди или сани

Цепочки длинные снегов.

У. Какая тема объединяет эти стихотворения?

Д. Зима.

У. Уточним ее. Посмотрим зарисовку «Зимняя сказка» .

Какое название у нашей зарисовки? А какие названия предложили бы вы?

Выслушиваются названия, предложенные детьми.

Д. «Зимний лес».

Ребята, действительно, героем зарисовки был зимний лес. А какие деревья можно встретить в нашем, сахалинском лесу?

Дети называют деревья.

У. Молодцы. Зимою, в канун Нового года мы особенно любим наше северное дерево – ель.

 Почему?

Что вы знаете о ели? А хотите узнать больше? Просмотр презентации «Лесная красавица – ель» (Слайд 1). Эпиграфом к уроку станут слова В. Бианки: Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

3. Получение новых знаний

Рубрики, которые помогут нам узнать подробности о ели. (Слайд 3).

Послушаем устные отчеты наших корреспондентов, которые подготовили рассказы об этом чудесном дереве.

(Слайд 4) 1-й корреспондент. 

Ель обыкновенная – одна из основных лесообразующих пород наших лесов. Это – удивительно красивое и стройное растение с тонкой островерхой кроной. Ель  - это вечнозеленое растение. Она никогда не бледнеет и не желтеет. А зимой в заснеженном лесу это первая красавица, которой можно любоваться бесконечно. Заходишь в еловый лес, а там наперекор зиме живая зелень – так и о морозе забыть можно. В еловом лесу зимой очень тепло, поскольку густые еловые лапы не пропускают в чащу злой ветер.

У. Что же мы узнали о ели из рассказа нашего корреспондента?

Ответы детей.

У. Дополню рассказ о ели.  Высота ели зависит от ее возраста и места произрастания. Взрослое дерево может достигать высоты 50–60 м, обычно до 25 – 30 м. Продолжительность жизни ели, как и ее рост, зависит от условий обитания. В благоприятных условиях возраст колючей красавицы может достигать 500–600 лет. Но обычно ели живут около 300 лет.

Ствол покрыт серой или красновато-бурой чешуйчатой корой. Хвоя блестящая, остроконечная, темно-зеленая, четырехгранная. Каждый год с дерева опадает ее седьмая часть.

У. Наш второй корреспондент раскроет нам содержание второй рубрики: «Кого именно кормит ель?»

Слайд 5.  2-й корреспондент:

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под елью, потому что ее ветви доходят иногда до самой земли.

У. Что интересного вы узнали из этого сообщения? С кем дружит ель? (птицы, белки и др.).

У. Следующий корреспондент для рубрики «Это интересно»  подготовил для вас загадки.

3-й корреспондент

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым

«Клё-клё-клё!» поет со свистом?  (Клёст)

Кто с высоких, темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит?  (Дятел)

4. Организация парной работы

У. Ребята, какие же вы внимательные! Все загадки отгадали. А теперь в парах попробуйте разгадать кроссворд. Возьмите в руки бланки, записывайте только ответы.

Слайд 6(кроссворд)

Бланки для обучающихся

1. Мелкий пушистый зверек, у которого любимое лакомство – еловые и сосновые шишки. Его главная гордость – пушистый хвост, который помогает при прыжках.

2. Птица, у которой в февральскую стужу появляются птенцы.

3. Крохотная птичка, получившая название за «корону» на голове.

4. Летом ходит без дороги

Возле елок и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

5. Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

6. Крупная птица, которая собирает желуди в подъязычный мешок и прячет их в глухих еловых лесах до зимних холодов.

Ответы: 1. Белка. 2. Клест. 3. Королек. 4. Медведь. 5. Мышь. 6. Сойка.

Слайд  7. Кроссворд  (белка, клест, королек, медведь, мышь, сойка). Проверка.

Какое ключевое слово у вас появилось?

Д. Еловый.

У. Составьте словосочетания со словом «еловый».

Д. Еловый лес, еловая шишка, еловая веточка.

Слайд 8.

У. Народные приметы, связанные с елью:

1. Если ветви ели опускаются вниз – к оттепели.

2. Еловый лес зимой чернеет – к дождю.

3. Если в безветренную погоду сухие ветви падают с деревьев – к ясной погоде.

4. Если ветви ели поднимаются вверх – к дождю.

5. Если шишки на ели растут низко – к холодам в конце зимы.

6. Если шишки на ели растут высоко – к ранним морозам.

У. Четвертый корреспондент подготовил материал для рубрики «Лечебные свойства ели».

Слайд 9.

4-й корреспондент:

О ели в старину говорили: «Коли изба елова – сердце здорово». В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют хвою, молодые верхушки веток, смолу и незрелые шишки. Отвар хвои применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей. Из хвои готовят витаминный напиток, который полезен для иммунитета, особенно зимой. Для повышения тонуса организма полезно делать по утрам массаж стоп, топтаться на еловых шишках, насыпав их в коробку.

У. О каких лечебных свойствах ели вы узнали?

Ответы детей.

У. Ель – лекарственное растение. В еловой хвое много витамина С. Настой еловой коры пьют при заболеваниях сердца. Больные суставы лечат хвойными ваннами. Заболевания кожи – хвойным соком.

Рассмотрите шишки ели (Раздаются коробки с шишками).

Теперь вы знаете, какой вид у этих шишек.

Слайд 10. Сейчас в лесу ель выглядит так.

Физминутка. Тихо встаньте. Опустите руки вдоль тела. Закройте глаза. Хорошо в лесу. Безветренно. Повернитесь налево. Повернитесь направо. Тихо падают снежинки. Откройте глаза. Слайд 11. Как много снежинок! Все они такие разные! Большие и маленькие, ажурные, хрупкие. Протяните руки и представьте, что они опустились к вам на рукавицу. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Полюбуйтесь подарком зимнего леса.

Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» прочитает нам Жлобинская Диана.

Понравилось ли вам это стихотворение?

А вы хотите научиться рисовать ель?

5. Педагогический рисунок.

Показ на экране  рисунка ели.

Расположите лист бумаги вертикально. Показ на доске. Рисуем простым карандашом.

После рисования детьми ели простым карандашом  учитель знакомит детей с ахроматическими и хроматическими цветами (На слайдах).

Делается вывод, что рисунок выполнен ахроматически.

 Физминутка для глаз.

Какие цвета вы выберете для рисования ели в хроматической гамме?

Уточните оттенки зеленого, коричневого.

Раскрасьте свою ель.

6. Подведение итогов урока.

У. Большую часть нашего урока мы посвятили разговору о ели. Эта лесная красавица является к нам на Новый год долгожданным и желанным гостем почти в каждом доме. Спору нет – украшенная елка – большая радость. Но подумайте, что может произойти с жителями леса, если люди вырубят ели?

Д. Животные останутся без пищи и укрытия.

У. Пройдет немного времени и срубленная ель засохнет, погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет и без которого так трудно обойтись лесным животным? Как вы предлагаете решить эту проблему?

Д. Покупать на Новый год искусственные елки.

У. У каждого из вас на столе лежат рисунки ели. Всех,  кому интересно было на уроке, я попрошу выйти к доске и посадить свой еловый лес, прикрепив рисунок ели на доску.

Чему сегодня научились? Что узнали нового? Вам пригодятся эти знания? Где вы сможете их использовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "Красавица осень"

Внеклассное занятие "Красавица осень" обобщает знания детей об осени. Использовано много стихов, классическая музыка (ссылки "живые" в конце конспекта). В празднике принимают участие дети и родители....

Конспект по изобразительному искусству. Коллективная работа "Танец бабочек-красавиц"

Конспект урока по изобразительному искусству По  программе Неменского Б. М.«Изобразительное искусство и художественный труд»1 классРисование  по воображениюТехника монотипияКоллективна...

конспект урока технологии во 2 классе "Русская красавица"

Данный материал содержит подробный конспект урока технологии по теме работа с разными материалами.Урок сопровождается карсочной презентацией....

Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»

Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...

Конспект урока музыки на тему Чайковский "Спящая красавица"

Этот материал поможет вам интересно и красочно провести урок музыки для учащихся 3 классов по системе Критской....