Открытый урок по предмету « Окружающий мир» по теме "Почему радуга разноцветная"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности,представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pochemu_raduga_raznotsvetnaya.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Беслана

   Открытый урок по предмету

            « Окружающий мир»            

                                               1 «б» класс

 Тема: «Почему радуга разноцветная?»

                                    Учитель начальных классов:

   Дзиова И.А.

                           

                              08.04.2018г.

Тема урока : «Почему радуга разноцветная?»

Учебно-методическое обеспечение:

УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.:«Просвещение», 2012г.

Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности,представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для усвоения новых знаний.

2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.

3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениямприроды.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

3. Формировать самооценку школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, навосприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особогоотношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.

3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма

отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.  

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решенияразличных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.

2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в томчисле, в ситуации столкновения интересов;

4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

Оборудование и материал:

-Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»;

-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;

-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.

-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши.

Учебные действия:

-Пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно-научные тексты,видеофрагмент, с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов навопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.

-Обнаруживатьпростейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.

-Создавать простейшую модель радуги.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики.

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебнойзадачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменнойречи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

Основные методы:

-Исследовательский;

-Деятельностный.

Ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

2.  Проверка домашнего задания.

– А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?

- Почему звенит звонок?

- Как рождается звук?

Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.

– Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.

Схематично это можно изобразить так: Рисунок 1.

– Каким органом мы слышим звуки? (Ушами.)

– Правильно, уши – это орган слуха. (На доске – запись: УШИ – ОРГАН СЛУХА).

– Чего боятся уши?

– Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)

3.Актуализация знаний                                                                              Слайды №2

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под

зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?

Отгадайте загадку:                                                                                      Слайды №3

     Что за чудо-красота!                    

Расписные ворота

  Показались на пути.

                           В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

-Что появилось на небе?

4. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

-Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что

такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было у вас ?                                                                                                          Чтение стихотворения:                                                                                 Слайды №4

                                           Солнце светит и смеётся,                                                                                                                    

                                           А на Землю дождик льётся.                                                                                                                        

                                           И выходит на луга                                                                                                    

                                           Семицветная дуга.  

   -Что же означает слово «РАДУГА»?                                                          Слайды №5

 Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и называют её - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

                                                                                                                 

5. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.       Слайды №6

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних шортиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

        — Радуга! Смотрите — радуга! 

-И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

-Почему в воздухе возникло такое чудо?

-Кто строитель?

-Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга?(Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга)                                                   Слайды №7, 8

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.

Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.

6. Проблемный вопрос.  Слайд №9

- Почему же радуга разноцветная?  Как вы думаете?

– Сколько цветов у радуги?   Слайд №10

Причиной этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма

(Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)  

                                                                                                      Слайды №11,12 ,13                                                                                                                                                 Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

7. Физминутка.     Слайд №14.     

                                                              А теперь, ребята, встали.

                                                              Быстро руки вверх подняли,

                                                              В стороны, вперед, назад.

                                                              Повернулись вправо, влево,

                                                              Тихо сели, вновь за дело.

8. Решение проблемной ситуации.       

- Как запомнить цвета по порядку?

– Чтобы запомнить и не путать цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

-Повторим этот стишок.«КАЖДЫЙ ОХОТНИК  ЖЕЛАЕТ  ЗНАТЬ, ГДЕ  СИДИТ ФАЗАН».                    Слайд №15

                                                             

9. Практическая работа.

- Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги.

-Проверим работы.

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.                                 Природа очень изобретательна! Слайд №16

10. Первичное закрепление знаний.

  Работа по учебнику  (стр.40-41).                                                                                                                         -Что делают   Мудрая Черепаха и Муравьишка?                                                                               - Как вы думаете, что они хотят получить?      

 -Может ли получиться у них радуга?

 - Почему?  

 (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-В мыльных пузырях мы увидим эффект радуги.

11. Рефлексия. Проверка изученного материала.                Слайд №18

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

  1. У радуги 7 цветов?
  2.  Все цвета расположены в определённом порядке?
  3.  В радуге есть коричневый цвет?
  4. Строители радуги – солнце и дождь?

   

 12. Творческая работа

Нарисуй радугу в рабочей тетради  или помощников-строителей.

13. Домашнее задание  по выбору :

Поискать загадку о радуге.

Выучить стихотворение о радуге.

Выучить фразы – подсказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.

1.      Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Что такое деньги?"

Открытый урок по теме "Что такое деньги?" проведен в 3 классе. Целью данного урока было познакомить детей с понятием "деньги", историей их возникновения, их функциями. В данном уроке использовались та...

Открытый урок по предмету окружающий мир

Тема урока "Строение растений"...

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"

Тема урока: Экология и культура -  будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...

Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе "Значение кровеносной системы. Кровь"

Знакомство с кровеносной системойЦель урока:дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;развивать интерес к познанию «самого себя»;воспитывать в детях заботливое отношени...

Конспект открытого урока по предмету: окружающий мир (Плешаков) 4 класс. Тема: «Мастера печатных дел»

Конспект  открытого урока по  предмету окружающий мир (Плешаков)4  классТема: «Мастера печатных дел»...