Проектная деятельность
проект по окружающему миру (3 класс)

Воробьева Ольга Петровна

 

      Работа выполнена по теме: «Соль- Белое золото», она представлена в  виде проблемно поискового исследования . Данная работа актуальна, порой решая глобальные задачи,мы забываем о том , что находится рядом, без чего мы не можем жить и чем пользуемся каждый день . Эта работа послужила хорошим стимулом и для других ребят в изучении свойств соли. Работая над данной  темой, ученица составила план работы, выдвинула предположение,  изучила историю создания соли,  провела  анкетирование среди одноклассников,  опыты раскрывающие свойства соли ,  узнала об их значении для человека.  Был проведен расчет потребления соли членами своей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

IХ  районная научно – практическая конференция

младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»

Секция «Естественно-научная»

« Соль — Белое золото »

Шахназарян Аделина,

ученица 3 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

                                                    Научный руководитель:

                                                        Воробьева Ольга Петровна,

                                                        учитель начальных классов,

                                                      МОУ СОШ №3 х.Средний

2017-2018 уч.год

Аннотация

       Я выбрала  эту тему потому, что меня заинтересовало само понятие – соль. Мне захотелось узнать об истории создания соли.

     Цель моего исследования: изучение свойств соли и выращивание кристаллов  соли своими руками.

Я предположила, что смогу  вырастить своими руками кристаллы соли, которые доставят радость мне и моим одноклассникам и при помощи опытов узнать о свойствах соли и их значении для человека.

Для исследования я решили использовать анкетирование, чтобы узнать у ребят нашего класса, а что они знают о свойствах соли и проведение опытов подтверждающих свойства соли?

Я считаю, что выбранная мною  тема актуальна, так как я смогла , казалось бы  на первый взгляд в простом,  увидеть необычное и нашла этому применение в жизни .

Отзыв

на  проблемно-поисковую работу

ученицы  3  класса МОУ СОШ №3 Шахназарян Аделины,

 предоставленную для участия в I Х районной научно-практической конференции младших школьников

 «Учение с увлечением – старт в науку».

              Работа выполнена по теме: «Соль- Белое золото», она представлена в  виде проблемно поискового исследования . Данная работа актуальна, порой решая глобальные задачи,мы забываем о том , что находится рядом, без чего мы не можем жить и чем пользуемся каждый день . Эта работа послужила хорошим стимулом и для других ребят в изучении свойств соли. Работая над данной  темой, ученица составила план работы, выдвинула предположение,  изучила историю создания соли,  провела  анкетирование среди одноклассников,  опыты раскрывающие свойства соли ,  узнала об их значении для человека.  Был проведен расчет потребления соли членами своей семьи. Работа выполнена с помощью родителей. В качестве источников информации использовались следующие материалы Интернета:         

ttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/POVARENNAYA_SOL.html?page=0,1         

 http://ru.wikipedia.orhg/wiki/%CF%EE%E2%E0%F0%E5%ED%ED%E0%FF_%F1%EE%EB%FC       

 http://horo.qip.ru/article/slavjane/novosele-u-drevnih-slavyan/           

 http://one-must.ru/?p=4649           

 http://pagandom.ru/slavyanskoe-yazychestvo/primety-slavyan/primety-svyazannye-s-pischei.html 

 http://www.prozagadki.ru/150-zagadki-pro-sol.html   

http://forum.ahtubinsk.ru/index.php?showtopic=3266&mode=threaded&pid=80522         

http://vechkitova.ucoz.ru/load/literaturnaja_mozaika/legendy_astrakhanskogo_kraja/sol_v_legendakh/113-1-0-382 

Руководитель работы: учитель начальных классов Воробьева Ольга Петровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………5

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое соль ………………………………………………. 7              

1.2.Из истории возникновения соли…………     ………………..8

1.3.Виды соли………………………………………………………9

2. Экспериментальная часть

2.1.Анкетирование и его результаты ……………………………10

2.2 Проведение опытов по изучению свойств соли ……………11

2.3.Расчет потребления соли  ……………………………………13

Заключение ………………………………………………………  14

Список использованных источников информации ……………  15

Приложения ………………………………………………………  16

ВВЕДЕНИЕ

     Наверное, редко кто-либо задумывался, почему на нашем столе всегда присутствует соль. Она настолько привычна глазу, что мы и не замечаем ее, а только лишь машинально протягиваем руку к солонке, если есть нужда досолить пищу. Когда я хожу в магазин и покупаю соль, то по сравнению с другими продуктами она стоит очень дешево,но мой дедушка часто произносит такую фразу « соль — это белое золото»   Поэтому тема моей исследовательской работы  « Соль- Белое золото» Я предположила ,если сейчас соль так доступна и практически ничего не стоит, а в давние  времена ценилась дороже золота,то неужели ее польза и ценность исчерпана. Поэтому тема моей исследовательской работы  « Соль- Белое золото»

Цель : Изучить, что представляет собой соль, ее свойства;проверить некоторые свойства соли с помощью опытов; выяснить действительно ли соль необходима людям.

Задачи проекта:Изучить информацию о соли и ее роли в истории;. провести анкетирование среди учащихся о знании свойств соли и ее применении в нашей жизни; с помощью опытов определить некоторые свойства соли; узнать об использовании данных свойств  соли в жизни человека; провести расчет потребления соли  членами моей семьи.

Гипотеза: если сейчас соль так доступна и практически ничего не стоит, а в давние  времена ценилась дороже золота,то неужели ее польза и ценность исчерпана.

Методы исследования:аналитический опрос одноклассников;изучение различных источников информации;анализ и обобщение информации; проведение опытов.

Этапы исследования:

  • Информационный (опрос, поиск информации по теме проекта).
  • Экспериментальный (проведение опытов, статистический расчет).
  • Обобщение деятельности, выводы.
  • Представление результатов деятельности.

        В данной работе даётся краткая историческая информация об истории возникновении соли, также практический материал  описание опытов по изучению свойств  соли рекомендуется для уроков ООМ, занятий кружковой работы

Теоретическая часть

1.1 Что такое соль

В толковом словаре В.И. Даля о соли говорится так: «… соль поваренная, кухонная, известная приправа нашей пищи. Это и острота ума, остроумие, едкая насмешка» [2] .

Я узнала, что слово «соль» в современном языке имеет несколько значений:

1. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. (Природная, столовая, морская, поваренная соль).

2. В переносном значении: то, что придаёт особенный интерес, остроту чему–нибудь, также о лучших представителях какого–нибудь общества. ( Например: «В этом и состоит вся соль рассказа», «Эти моряки — соль русского флота»)

3. Соль – название музыкального звука. [1]

Происхождение слова «соль» связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Идти «посолонь» - это старинное выражение, которое означает: идти вслед за Солнцем. Меня удивило, что слово «соль» встречается в языках  разных народов: у скандинавов богиню солнца зовут Соль, а у северных германцев так зовут хозяйку солнечного диска. В Древнем Риме «sol» — тоже Солнце, солнечное божество.

1.2. Из истории возникновения соли

Знакомство с солью в разных местах могло происходить по-разному. Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой. Это была каменная соль.

Так люди научились есть мясо и употреблять соль. Это было гораздо приятнее, чем есть золу. Иногда, утоляя жажду, люди находили соленый источник и замечали соленый вкус морской воды. Они макали в нее пищу, лизали каменную соль, и после мяса, съеденного с такой приправой, люди чувствовали себя бодрее, ощущали прилив новых сил, и усталость проходила скорее.

    Кусок соли делался драгоценностью племени. При каждой еде люди лизали соль, а когда она кончалась, отправлялись на ее поиски. Постепенно женщины научились растирать соль в порошок и посыпать ею пищу.

    В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой

дороге  - виа Солариа, что означало «Соляной путь».

Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценили буквально на вес золота. Нехватка соли вызывала и народные волнения. В истории известны соляные бунты.

    Трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником пополнения казны, важным предметом торговли. Соль была очень дорога. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами. В некоторых странах соль выполняла функцию денежной единицы. В Китае использовали монеты из кристаллов соли. В некоторых странах Африки в ХIX веке в качестве денежной единицы использовали бруски каменной соли. Римским войскам нередко выплачивали жалованье солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольдо» и французского слова «салер». Некоторые ученые считают, что и слово «солдат» произошло от итальянского «сольдо».

На Руси соль издавна добывали из рассолов, которые выкачивали их недр. Первое упоминание о добыче соли относится к 1037 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью.

      История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях русских городов: Соликамск, Усолье Сибирское.    Древний способ добычи слои ярко и точно описал в своем рассказе «На соли» Максим Горький. Труд добытчиков соли был очень тяжелым. Добывали соль вручную. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Воздух в таких местах насыщен частицами соли, которые с воздухом попадают в организм, вызывая  заболевания дыхательных путей.

1.3. Виды соли 

Я узнала, что существует несколько видов пищевой соли.

Экстра – этот вид соли получают путем выпаривания каменной соли и отбеливания. Этоне самый полезный вид соли.

Поваренная соль - очищенная и отбеленная каменная соль в средних кристаллах.

Каменная соль - натуральная соль из шахт, на цвет сероватая.

Йодированная соль - обогащенная йодом каменная соль всех видов очистки. Полезна всем, но при повышенной активности щитовидной железы от нее лучше отказаться.

Морская соль - выпаренная солнечными лучами или нагреванием из морской воды, поэтому имеет слегка маслянистую текстуру. Немного мягче каменной и не нуждается в отбеливателях. Содержит йод и считается самой здоровой их всех видов соли.

Черная соль- природная неочищенная или полученная путем выжигания соляных глыб. Богата разными минеральными соединениями и имеет специфический вкус.

Диетическая соль - Предназначена для тех людей, кто страдает остеохондрозом.

Соль существует и применяется в разных видах: очищенная и неочищенная (каменная соль), крупного и мелкого помола, чистая и йодированная, и т. п. В молотом виде представляет собой мелкие кристаллы белого, розоватого или светло-серого цвета. Поваренную соль часто называют также «столовая соль», «каменная соль» или просто «соль». Основным компонентом соли является хлорид натрия, но поваренная соль природного происхождения всегда имеет примеси других минеральных солей. Эти примеси могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, сероватый цвет).

Соль не имеет запаха, хорошо растворима в воде.

Соль имеет уникальное свойство – убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. На этом же свойстве основано производство мясных и рыбных консервов. Такие продукты очень долго не портятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после приготовления.

2. Экспериментальная часть

2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

Что Вы знаете о соли и ее свойствах?

    Мне стало интересно, а что знают ребята моего класса о соли ее свойствах и использовании в жизни человека

   Было проведено анкетирование ( Приложение 1) в ходе которого  выяснилось, что 100% ребят знают, как выглядит соль С некоторыми свойствами соли   знакомы 67% опрошенных, не знакомы - 33%

      80% опрошенных ребят утверждают , что соль используется только в кулинарии, 20% -  утверждают об использовании соли в других сферах

     86% одноклассников выразили желание вырастить кристаллы соли  своими руками

Таким образом, согласно проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что ребята знают, что такое соль, но не достаточно знают о свойствах соли  и использовании их в жизни человека.

2.2 Проведение опытов по изучению свойств соли

   

Мне захотелось изучить свойства соли. Для этого я проводила опыты и дома, и в школе. Я убедилась, что соль обладает интересными свойствами.

  • Соль растворяется в воде. В половине литра воды растворилось около 180 грамм соли, а если раствор подогреть, то можно растворить и больше. Такую жидкость называют «насыщенный раствор соли».
  • Соль придает воде плотность. Чтобы убедиться в этом, я опустила одно куриное яйцо в банку с чистой водой, а другое – в раствор соли. В соленой воде яйцо не тонет. (Приложение № 4, фото 1). Я сделала вывод: легче научиться плавать в соленой воде, чем в пресной.
  • Соль убивает микробы. Изучить это свойство мне помогла бабушка. Мы взяли  два кусочка сырого мяса, и один из них посыпали солью со всех сторон. Блюдечки с мясом вынесли на балкон. Через день я почувствовала неприятный запах от первого кусочка, а мясо с солью на вид почти не изменилось. Это свойство использовали моряки  в средние века, когда не умели консервировать. Мясо солили в бочках, отправляясь в долгие морские путешествия, чтобы оно не портилось. Такое мясо называли «солонина».
  • Соль ускоряет таяние снега и льда. Это очень легко проверить. Я взяла кубики льда и половину из них посыпала солью. Они растаяли быстрее.
  • Соль образует кристаллы. Чтобы это проверить, я провела опыты по выращиванию кристаллов.

Выращивание кристаллов.

Опыт проводился и дома, и в классе. Теплый насыщенный раствор поваренной соли я профильтровала и перелила в чистую банку. В классе мы поместили в банку спираль из проволоки, а дома я опустила в баночку на ниточках стеклянные бусины, гайку и скрепку (Приложение № 4, фото 2).

Через несколько дней нитка на крышке банки стала покрываться белым соленым налетом, спиралька стала тусклой. Через 10 дней на нитках образовались маленькие прозрачные кубики, это были кристаллики чистой соли!  Я заметила, что нитки покрываются кристаллами быстрее, а на гладких стеклянных бусинках и на гайке кристаллов не было. Некоторые  кристаллики на скрепке были не прозрачные, а коричневатые, это из-за того, что скрепка ржавеет. Медная проволока в классе также покрылась прозрачными кристаллами. (Приложение № 4, фото 3, 4). Через две недели кубики соли подросли, их количество увеличилось. Все кристаллики имеют ровные грани, самый большой достиг размера 3х3 мм! (Приложение № 4, фото 5, 6). На дне банок также осели мелкие прозрачные кристаллики, а края баночек снаружи и петельки ниток покрылись белыми «сугробами» мелкого соляного налета. (Приложение № 4, фото 7, 8).  Через месяц вода испарилась наполовину, кристаллы подросли ещё немного, получились целые гроздья кристаллов (Приложение № 4, фото 12).

Кроме этого, мы налили соленую воду в блюдце и оставили на теплом подоконнике. Вода испарялась, а в блюдце уже на третий день появились мелкие кубики. (Приложение № 4, фото 9). Края блюдца покрылись соляной коркой, кубики увеличивались. Когда вся вода испарилась, кубики соли стали размером с головку спички (Приложение № 4, фото 10). Их грани не были ровными, как у кристаллов из банки, и они получились не прозрачные.

Но у меня возник вопрос, а почему соль нарастает именно в форме кубиков? Оказалось, соль состоит из двух веществ  - натрия и хлора, и они притягиваются друг к другу, как плюс и минус у магнита. Мы в школе сделали модель кристалликов соли из спичек и пластилина двух цветов (Приложение № 4, фото 11).  Моя учительница сказала, что это, конечно, очень упрощенное объяснение, но в 8 классе на уроках химии я узнаю о строении веществ подробнее.

В результате этих опытов я поняла, как выпариванием получают соль из морской воды: вода испаряется, а кристаллы оседают на камнях или каких-либо выступах. Ещё я узнала, как из солёной морской воды получить и соль, и пресную воду. Морскую воду нужно заморозить, полученный лёд растопить – вот и пресная вода, а из незамёрзшей части нужно выпарить воду, чтобы осталась соль. Также я поняла, как у людей происходит отложение солей в организме. Избыток соли образует кристаллы на костях, человеку труднее двигаться, появляются боли.

Моя работа очень заинтересовала одноклассников, некоторые из них провели такие же опыты у себя дома. Потом мы сравнивали свои результаты. Это было очень увлекательно и интересно. Но я хочу попробовать вырастить один большой кристалл, я видела видео в Интернете, так что опыты по выращиванию кристаллов не заканчиваются.

2.3. Расчет потребления соли

           Открытием для меня стали слова учителя химии у которой я консультировалась по данной теме, что обычная пищевая соль может стать сильнейшим ядом. Доза, в 10 раз превышающая обычную, является смертельной  Средняя норма соли для взрослого человека: 10-15 грамм в день. (В жарких странах до 20 грамм, потому, что много соли теряется с потом). Я посчитала, что человек съедает в среднем за год от 3,5 до 5 кг соли. За 80 лет жизни это составит 350 - 400 кг!!!

Я тут же решила подсчитать  суточное потребление соли моей семьей.

В моей семье 5 человек. Одна пачка соли  весом 1000граммов была израсходована за 52 дня . В день на каждого члена семьи приходится : 1000:52:5=3,84г( Приложение 2)

Я сделала вывод: Моя семья не превышает норму суточного потребления соли в чистом виде-это хорошо. Но чтобы полность  быть уверенным в том, что мы не наносим вред своему здоровью, надо внимательно изучать состав всех съеденных продуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя работа очень заинтересовала одноклассников, некоторые из них провели такие же опыты у себя дома. Потом мы сравнивали свои результаты. Это было очень увлекательно и интересно. Но я хочу попробовать вырастить один большой кристалл, я видела видео в Интернете, так что опыты по выращиванию кристаллов не заканчиваются. Проделанная работа полностью доказывают мою гипотезу: соль действительно не исчерпала свою пользу и очень важна в жизни человека. Конечно же, людям самим решать, сколько соли добавлять в то или иное блюдо. Ведь, как известно, о вкусах не спорят. Но в любом случае одна из не менее мудрых пословиц гласит «Все хорошо, что в меру!». Таким образом, поваренную соль можно назвать «Белым золотом».

Список используемых источников информации

  1. Большая энциклопедия школьника. Москва -2006
  2. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998г.
  3. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М.: « Омега», 1997.
  4. Курланский Марк. Всеобщая история соли. М.: Ж Колибри, 2007 г.
  5. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 3 класс. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Элиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия. – М.: Росмен, 1994.
  7. Энциклопедия для детей т.4 М., Аванта, 1995 г.

Были использованы интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org. Соль.

http://kuking.net/8-1105.htm. Поваренная соль.

ttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/POVARENNAYA_SOL.html?page=0,1         

 http://ru.wikipedia.orhg/wiki/%CF%EE%E2%E0%F0%E5%ED%ED%E0%FF_%F1%EE%EB%FC       

 http://horo.qip.ru/article/slavjane/novosele-u-drevnih-slavyan/           

 http://one-must.ru/?p=4649           

 http://pagandom.ru/slavyanskoe-yazychestvo/primety-slavyan/primety-svyazannye-s-pischei.html 

 http://www.prozagadki.ru/150-zagadki-pro-sol.html   

http://forum.ahtubinsk.ru/index.php?showtopic=3266&mode=threaded&pid=80522         

http://vechkitova.ucoz.ru/load/literaturnaja_mozaika/legendy_astrakhanskogo_kraja/sol_v_legendakh/113-1-0-382 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...