Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для 3 класса школы 8 вида по теме "Март - первый весенний месяц".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Черняева Ирина Михайловна

Урок проводится в 3 классе коррекционной школы 8 вида.

Цель урока:выявление признаков начала весны.

Задачи:уточнить представления учащихся о характерных изменениях в природе в марте, познакомить с основными весенними изменениями в природе, обогащать словарный запас учащихся.

Коммуникативные: развивать у учащихся внимание, мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром, учить детей делать выводы, обобщать, выражать свои мысли в устной форме.

Познавательные: учить ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, поиск и выделениенеобходимой информации.

Регулятивные:формирование умения работать в паре и группе, адекватно оценивать свою работу на уроке.

Личностные: формировать эмоционально - положительное отношение к предмету, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

На уроке использовались разные приемы работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, игры. Учащиеся учились сами оценивать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_-_pervyy_vesenniy_mesyats.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Март – начало весны».

Цель урока: выявление признаков начала весны.

Задачи: уточнить представления учащихся о характерных изменениях в природе в марте, познакомить с основными весенними изменениями в природе, обогащать словарный запас учащихся.

Коммуникативные: развивать у детей внимание, мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром, учить детей делать выводы, обобщать, выражать свои мысли в устной форме.

Познавательные: учить ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика. 

Регулятивные: формировать умения работать в паре и группе, адекватно оценивать свою работу на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц.

Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: научатся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; овладение умением работать в паре, группе.

Личностные: осознание значения учебной деятельности, уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока:

Оргмомент. 

Давайте вспомним некоторые правила поведения на уроке:

(Учитель говорить начало, учащиеся продолжают)

   

    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

    Говори все четко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

    Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

    Работать будем мы активно,

    Хорошо себя …вести,

   Чтобы гости дорогие

   Захотели вновь …прийти.

1.Введение в тему урока.

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

-Какое время года было до весны?

-Какое время года будет после весны?

2. Целеполагание.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока. Определить тему урока нам поможет осколочная картина, которую я предлагаю вам сейчас собрать.

Какое время года изображено на открытке? (Весна)

Какие весенние месяцы вы знаете?

Какой месяц изображен на открытке?

Почему вы думаете, что это март?

Что вы можете сказать про этот месяц? (Март – это первый весенний месяц, это начало весны). Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема нашего урока «Март - начало весны».

Какие цели перед собой поставим?

Сегодня мы постараемся выяснить, какие изменения произошли в природе с наступлением первого весеннего месяца. А к концу урока мы должны составить связный рассказ о первом весеннем месяце – марте.

3. Работа по теме урока.

-Ребята, вы можете доказать, что весна уже наступила?

- Какие признаки весны вы видите на улице?

(Учащиеся по очереди называют признаки весны).

- Сейчас мы поработаем в парах. Перед вами конверты с предложениями. Вы выбираете только те предложения, в которых говорится о признаках марта.

1.Солнце поднимается выше, светит ярче. Солнце светит реже. Дни стали длиннее.

2. Появились проталины. Земля покрылась снегом. Тает снег.

3. На деревьях набухают почки. Листья желтеют. На деревьях появились зеленые листочки.

4. Прилетают перелетные птицы. Птицы улетают на юг. После зимней спячки просыпаются животные.

5.Начинается капель. Сосульки тают. Реки покрываются льдом.

Ребята, у марта в народе есть еще и другие названия. Хотите узнать, как март еще называют по- другому? Это вы узнаете сами, если расшифруете слова.

( Капельник, протальник )

Как вы думаете, почему март называют капельником, протальником?

Составление кластера «Признаки весны».

- Давайте попробуем выделить самый главный признак весны.

- Почему весной тает снег?

- Почему появились проталины?

- Почему на деревьях набухли почки?

(Солнце светит ярче, на улице потеплело).

Учитель прикрепляет на доску солнце. На лучах приметы весны: Тает снег. Стало теплее. Дни становятся длиннее. Набухают почки. Капель. Перелетные птицы. Проталины. Просыпаются животные.

В марте еще кругом лежит снег. Скажите, пожалуйста, снег остался таким же, каким он был зимой? Каким стал снег? Сейчас я вам раздам карточки с признаками снега. Прочитайте, что написано на ваших карточках. У каждого ученика на парте лежат карточки со словами: пушистый, первый, скрипящий, легкий, липкий, мокрый, грязный, темный, чистый.

Прочитайте слова, покажите только те слова, в которых говорится, какой снег весной.

(Слова вывесить на доску).

Что такое проталина?

Что такое капель?

Игра «Весенние слова».

Если слово относится к теме «Весна», вы хлопаете в ладоши, если не относится, то приседаете.

Проталина, ручьи, сугроб, листопад, капель, январь, первоцветы, март, Дед Мороз, ледоход, первый снег,

-Настоящая весна приходит в середине марта. Когда появляются длинные сосульки, звенит весёлая капель. По-весеннему чирикают воробьи. Прилетают перелетные птицы.

Чтобы вспомнить, какие перелетные птицы прилетают к нам весной из теплых стран, мы поработаем в группах.

Задание: разделите птиц на 2 группы: перелетные и зимующие.

(Взаимопроверка)

-А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте загадку?

 По весне к нам с юга мчится

 Чёрная, как ворон, птица.

 Взад-вперёд по полю вскачь,

 А зовётся птица ……………(ГРАЧ).    

Грачи прилетают ранней весной, когда появляются первые проталины. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Поднимите руку, кто в этом году видел уже грачей? Есть народная примета: Грач прилетел, через месяц снег сойдет.

       -Какую пользу приносят грачи?

Они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок.

- Какие изменения происходят весной в жизни животных?

(Животные просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши).

Игра «Назови детеныша» (Карточки)

Медведь – медвежонок – медвежата

Волк –

Лиса –

Заяц –

Еж –

Белка -

А теперь давайте попробуем составить связный рассказ об изменениях в природе в марте.

Вставьте пропущенные слова в текст.

Наступил март. Это первый  ….. месяц. Весной солнце поднимается ……, светит …... На …… стало теплее. Дни становятся ……, ночи ….. Снег становится ……, ……, начинает таять.  На пригорках появляются …….. Небо …..,……. С крыш свисают ……. Днем сосульки тают, звенит веселая ……. Из теплых стран возвращаются …….. птицы. Первыми прилетают ……. Животные ……после зимней спячки.

А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.

1. После какого времени года наступает весна?

Лето.

Зима.

Осень.

2. Как в народе называют весну?

Протальник

Ветродуй

Капельник.

3. Кто плачет только весной?

Дети.

Сосульки.

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледобег.

Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Соловьи.

Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.

Заталинки.

Обталинки.

Итоги урока. 

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Какие цели мы ставили, перед собой?

- Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...

Конспект урока по курсу «Севастополеведение» в 3 классе (внеурочная деятельность) Тема: «Герои Первой обороны Севастополя»

Конспект урока по курсу «Севастополеведение»  (внеурочная деятельность)  Тема:«Герои Первой обороны Севастополя»...

Конспект урока "Весна в природе" во 2 классе по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока по трудовому обучению для 3 класса школы VIII вида

Данный конспект будет полезен для педагогов, рааботающих в коррекционных школах....

Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"

Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...