Конспект урока по теме "Труд людей осенью"
план-конспект урока по окружающему миру

Бондарева Светлана Николаевна

Прививаем интерес детей к труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_lyudey_osenyu.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Труд людей осенью

Задачи деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы, обобщению жизненных наблюдений о труде людей осенью в саду, огороде, поле; содействовать осознанию необходимости соблюдения правил безопасной работы в саду и огороде; создать условия для ознакомления с ролью и значением растений огорода, развивать речь учащихся,; способствовать воспитанию экологического  мышления.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся рассказывать о труде людей осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты;выполнять работу в огороде осенью.

Метапредметные  (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий-УУД):

Регулятивные: различать способ и результат действия; принимать и сохранять практические задачи.

Познавательные: описывать на основе иллюстраций изученные объекты и явления неживой и живой природы, выделять их основные существенные признаки, добавлять новые.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других, осуществлять работу в паре.

Личностные: понимают необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и одноклассниками.

Оборудование: рисунки с изображением садового инвентаря, фруктов, овощей, костюмы Огородного Пугала, Овощей, Подсолнуха, презентация.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

На доске рисунки с изображением садового инвентаря.

  • Что объединяет все эти предметы?
  • Когда и где они могут пригодиться человеку?
  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какие цели поставим?2. Открытие нового знания

- Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 28. Какую работу выполняют люди осенью. (Собирают урожай в огороде, в поле, в саду)

-Расскажите, каким трудом заняты взрослые и дети? Придумайте название своему рассказу.

-Какое это время года?

Где люди убирают урожай?

А) Работа по учебнику ( с.29)

Читаю из учебника абзац с объявлением, написанным детьми, рассказваю о технике безопасности при осенних работах.

  • О чем хотели рассказать ребята, когда писали объявления?(Необходимо соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не есть немытые овощи и фрукты)
  • Какие правила техники безопасности нужно выполнять при осенних работах?

Делю детей на две группы. Одна группа рассказывает об опасностях, которые подстерегают детей при осенних работах. Другая-о том, как избежать несчастных случаев при уборке урожая.

Далее уточняем и обобщаю ответы детей.

1) нельзя бросать как попало садовый инвентарь. Лопаты, грабли, вилы, садовые ножницы и другие инструменты должны храниться в специально отведенных местах.

2) переносить инвентарь надо так, чтобы не получить травму самому и  не нанести ее окружающим. С одного места на другое инвентарь переносится колющими и режущими частями вперед и вниз.

3) приступая к работе в огороде или саду, надо позаботиться о специальной рабочей одежде, не забывать о рукавицах, которые избавят руки от ссадин, царапин, уколов, вызывающих тяжелые гнойничковые раны.

4) учащиеся не должны переносить тяжелые предметы, работать на высоте, например снимать урожай с деревьев, пользуясь лестницей.

Физкультминутка.

Б) Сценка «Историческая станция в городе Огороде»

-Много дел осенью в огороде. Вспомните пословицы и поговорки о труде людей.

  • Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом городской страж порядка:

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берет

И воронам не дает.

(огородное пугало)

Выходит Огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа.

Пугало. Ребята, разрешите представиться.

Тело мое деревянное. Одежда рваная.

Не ем, не пью, огород стерегу.

Ничего не говорю. В огороде стою.

Сам не беру и воронам не даю.

  • Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, кого я уважаю в этом огороде больше всего.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда, вкусная... (картошка)

Выходит ученик в костюме картошка.

Картошка. Картофель-одна из важнейших продовольственных и технических культур.

Стебли картофеля достигают в высоту 50-60 см., немного ветвятся. На них расположены глубоко разрезанные сложные листья, состоящие из крупных плстинок, чередующихся с мелкими.

Кроме зеленых стеблей с листьями, растущих над землей, у картофеля имеются еще и подземные стебли.

В середине лета картофель цветет белыми, розоватыми или лиловыми цветками. После отцветания образуется плод-ягода с многочисленными семенами внутри (плоды ядовиты). Бутоны цветков появляются примерно через 3-4 недели после появления всходов, а на концах подземных стеблей в это же самое время образуются утолщения-клубни, те самые картофелины, которые идут в пищу. В клубнях растение откладывает запас питательных веществ, в основном крахмал.

Пугало. Отгадайте загадку:

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло...(свекла)

Выходит ребенок в костюме свеклы.

Свекла. Сахарная свекла-основная культура для получения сахара. Она является также высоко питательной кормовой культурой.

Сахарная свекла- травянистое двулетнее растение (семена у него образуются только на втором году жизни). Ее убирают осенью, когда начинают засыхать листья. Делают это свеклоуборочными комбайнами, которые выкапывают корнеплоды, очищают их от ботвы и укладывают их в кучи.

Пугало. А теперь другая загадка:

Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат...(подсолнух)

Выходит ученик в костюме подсолнуха.

Подсолнух. Подсолнечник-крупное однолетнее травянистое растение.  Толстый стебель его заполнен внутри рыхлой сердцевиной и достигает высоты 2,5-3 и даже 4 метра. Вдоль стебля расположены поочередно крупные сердцевидные листья, а наверху развивается соцветие «корзинка» со множеством мелких цветков желтого цвета. У краевых цветков имеются ярко-желтые лепестки.

Подсолнечник- одна их ценнейших технических и продовольственных культур. Подсолнечное масло идет в основном в пищу человека. Свыше пятисот блюд приготовляют на нем современные кулинары.

  1. Закрепление изученного материала

- Отгадайте загадки и скажите, где растет тот или иной овощ или фрукт

Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква, растет в огороде)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

(яблоко, растет в саду)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда-

Треснул домик гладкий,

Поскакали, кто куда

Круглые ребятки.

(Горох, растет в огороде)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид-похож на мяч.

(Арбуз, растет в огороде)

Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине-сладко.

(Слива, растет в саду)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдят, ее клюют.

(Ягоды рябины, растут в саду и в парке)

Красненька Матрешка, беленько сердечко.

(Ягоды малины, растут в саду)

  1. Итог урока.  Рефлексия деятельности.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие правила безопасной работы надо выполнять при работе в саду, огороде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изо "Деревья осенью" школа 8 вида 2 класс

Конспект урока по изо для специальной( коррекционной) школы 8 вида...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Рисование с натуры. Осенние листья.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА          Рисование с натуры. Осенние  листья. Изобразительное искусство, 1 класс ( В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина)...

Конспект урока математики "Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКи НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. Класс: 1 система Л.В. ЗанковаУчебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть...

Конспект урока по технологии Композиция «Осень в лесу». Коллективная работа.

Урок- проект по созданию композиции   вызывает у детей интерес, желание трудиться ,развивает творческие способности учащихся , воспитывает умения работать в коллективе...

Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов

Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике....

Конспект урока по окружающему миру "Осень - перемен восемь" 2 класс, 8 вид.

Конспект урока по теме: "Осень - перемен восемь" разрботан для учащихся коррекционных школ 2 класса 8 вида (1 вариант), обучающхся на индивидуальном (надомном) обучении  и предназначен для одного...

Конспект урока по теме "Люди, города и страны"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа 2100"...