Рабочая программа для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1 по окружающему миру., УМК "Школа России", 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Елагина Виктория Валерьевна

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР. Разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального

образования. А так же на основании Приказа минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx53.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС

Вариант ЗПР 7.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР. Разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального

образования. А так же на основании Приказа минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.1, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для детей.

Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

В соответствии с ПрАООп определяются общие задачи предмета:

 сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

 развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;

 способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

 формирование первоначальных знаний о Родине;

 ознакомление с понятием безопасного поведения;

 формирование представлений о многообразии растений и грибов, животном мире, основных потребностях растений и животных в тепле, свете, влаге, питании, что становится возможным только при наличии помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, соотнесении их с практическими (жизненными) задачами;

 закрепление знаний о временах года и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях с обучением переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, бережного отношения к нему, познавательной мотивации.

- Овладение основными представлениями об окружающем мире;

- Формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;

- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;

- Формирование знаний о человеке;

- Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими.

- Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Обучение в 1 классе по варианту программы 7.1 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире.

Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

 вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

 задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

 целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

 выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции.

Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. Учителю начальных классов необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в программе содержание.

Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное ПрАООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании. Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.).

Так же очень важна экскурсия, позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося, обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной организации в той или иной форме проводится праздник осени, Соответственно плану работы ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя.

На уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии учителя. Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке. Целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта.

Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью.

Так же большой основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементом уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений.

Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей.Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.).

К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока.

Так жесодержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта.

На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой, обсуждаются сезонные изменения в природе.

Дети знакомятся с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п.

Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.

Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания.

Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Содержание предмета «Окружающий мир» формирует у детей умения вести реальные наблюдения предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя.

Темы по программе относительно самостоятельны, но имеют пролонгированный характер для изучения в последующих классах. Дети знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления, уточняется система сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Для более прочного усвоения подобных знаний программа предусматривает задания, требующие практических действий (дорисуй, вырежи, соотнеси, раскрась). Для более прочного и осознанного усвоения изучаемого материала используются приемы накладывания предметов друг на друга при ознакомлении с формой, прикладывании их друг к другу при знакомстве с величиной и прикладывании к образцам при распознавании цвета. Деятельность такого типа компенсирует предшествующие недостатки восприятия, выступающего в качестве основы мыслительной деятельности.

На основе наблюдений и экскурсий в природу школьники знакомятся с сезонными изменениями в жизни природы и человека. Так не только уточняются представления об окружающем, но и корригируется речевая деятельность (учебное высказывание). В процессе наблюдений в природе и выполнения практических работ в тетрадях школьники уточняют и систематизируют знания о растениях и животных, учатся распознавать и правильно определять их видовую принадлежность. Помимо этого проводятся упражнения на классификацию, сериацию изучаемых природных объектов. Это способствует коррекции несовершенства мыслительных операций, стимулирует познавательную активность. Задания на изготовление аппликаций, вылепливание из пластилина, раскрашивание развивают ручную умелость, формируют эстетические чувства. Так реализуется связь предмета «Окружающий мир» с предметами «Технология» и «Изобразительное искусство».

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Учителю начальных классов рекомендуется устанавливать тесный контакт с педагогом-психологом, поскольку в программе психокоррекционных занятий есть темы, соответствующие изучаемому программному материалу. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции, что является одной из важнейших задач всей программы коррекционной работы.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году.

В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:

Личностные результаты:

 осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

 целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

 осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

 готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

 личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

 эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

 установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

 анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сетиИнтернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными ипознавательными задачами и технологиями учебного предмета«Окружающий мир»;

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовностьпризнавать возможность существования различных точек зрения иправа каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать своюточку зрения и оценку событий.

- Определение общей цели и путей её достижения; умениедоговариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебногопредмета «Окружающий мир».

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами.

- Умение работать в материальной и информационной среде начальногообщего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии ссодержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Регулятивные УУД позволяют:

 понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

 планировать свои действия в течение урока;  фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

 контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

 формулировать ответы на вопросы;

 высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

 в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

 в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

- в умении учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

 в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

 в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

 в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

 в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

 в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

 в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

 в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

 в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;  в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

 в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Предметные результаты:

- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел "Введение"

Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»)

Раздел «Что и кто?»

Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России.

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.Камни как природные объекты. Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Что растёт на подоконнике?Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

Что это за листья?Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

Что такое хвоинки?Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. Кто такие насекомые?Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.

Кто такие рыбы?Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Кто такие птицы?Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Что окружает нас дома?Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Что умеет компьютер?Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни.

Правила безопасного обращения с нимЧто вокруг нас может быть опасным?Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

На что похожа наша планета?Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

Раздел «Как, откуда и куда?»

Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. 

Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Растение как живой организм.Животные как живые организмы.Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.Источники мусора в быту. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. 

Где и когда?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Раздел «Почему и зачем?

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

Разнообразие звуков в окружающем мире.Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак).

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.Почта, телеграф, телефон — средства связи.Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение.Поезда — наземный и подземный транспорт.Корабли (суда) — водный транспорт. Самолёты — воздушный транспорт. Правила безопасности на транспорте.Систематизация сведений о космосе.Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Введение

Задавайте вопросы.

Знакомство с учебником и учебными пособиями

(рабочей тетрадью,

Сборникомтестов, атласом- определителем.

1

2. Что такое Родина?

Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой Родине. Знакомство с целями и задачам и раздела. Родина — эта наша страна Россия.Актуализация имеющиеся знания о природе и городах страны. Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица).

3.Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России.

Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. ЕдинствонародовРоссии).Определять, какиенароды населяют нашу страну;рассказывать об их национальных праздниках. Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации.

4. Что мы знаем о

Москве?

Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы). Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей– своих сверстников.

5. Что у нас над головой?

Сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. Наблюдения за созвездиями, Луной, погодой. Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия.

6. Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.. Учатся понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых

знаний.

7. Что общего у разных растений?

Части растения.  Представление о соцветиях. Знать, что у разных растений есть общие части ( корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

Находить, показывать и называть эти части;

Различать цветки и соцветия.

Растения, их разнообразие. Их распознавание на рисунках, муляжах. Беседа о детском опыте.

8. Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений

класса. Научиться определять комнатные

растения с помощью атласа- определителя;

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для

получения новых знаний о родине комнатных

растений.

9. Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника). Узнавать по фотографиям растения цветника.

10. Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья

Деревьев разнообразие их формы и осенней окраски.

Распознавание деревьев по листьям. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям.

Научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

11. Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна - хвойные

деревья. Хвоинки—видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. Описание деревьев по плану.

12. Кто такие насекомые?

Разнообразие насекомых. Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых шесть ног. Сравниватьчасти теларазличныхнасекомых,узнаватьнасекомыхна рисунке, определять по атласу- определителю, приводить примеры насекомых.

13. Кто такие рыбы?

Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей;моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб.

14. Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; приводить примеры птиц; выделять существенные признаки природных объектов; узнавать птиц на рисунке.Исследовать строение пера птицы.

15. Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. Исследовать строение шерсти зверей;узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа- определителя.

2

16. Что такое зоопарк?

Знакомство с зоопарком как местом искусственного обитания животных, с условиями жизни

животных в зоопарке. Устанавливать связь между условиями содержания животного в зоопарке и в природе.

Раздел «Как, откуда и куда?» (14 часов)

17. Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Обобщать понятия «мебель», «электроприборы», «одежда», «посуда»; приводить примеры предметов каждой группы;

- характеризовать назначение бытовых предметов;

- находить на рисунке предметы определенных групп.

18. Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями.В современной жизни. Правила безопасного обращения с ним). Научиться операциям включения компьютера, вхождения в программу, выполнению простых операций.

19. Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Характеризовать опасность бытовых приборов; познакомить с основными правилами перехода улицы;

Познакомить с сигналами обычного и пешеходного светофоров, дорожный знак «Пешеходный переход». Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от школы домой.

20. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Выявить знания и умения, приобретенные в процессе изучения раздела «Что и кто?»

1. На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. Познакомить с тем, что Земля имеет

шарообразную форму и постоянно движется, что глобус – модель Земли;

приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты.

Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты.

2. Как живёт семья?

Проект «Моя семья». Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». Учить рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи. Получат возможность

научиться: отбирать из

семейного архива фотографии членов семьи вовремя значимых для себя событий; интервьюировать членов

семьи; составлять экспозицию выставки.

3. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в жизни человека. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой

воды. Очистка загрязнённой

воды. Обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды;

усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем

должна попадать в очистные сооружения.

4. Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Научить  анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.

5. Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки.

Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций. Значение почтовой связи для общества.

6. Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до

моря, о пресной и морской

воде. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.

7. Откуда берутся снег и лёд?

Исследование свойств снега и льда.
Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках, исследовать свойства снега и льда, отображать ее в рисунках, проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;

8. Как живут растения?

Наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях. Учиться

Выдвигать предположения и доказывать их. Условия необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. Прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения.

9.Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление жизненном цикле животных.Условия,необходимыедляжизниживотных.Уход заживотнымиживогоуголка.

10. Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе,

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, запомнить правила подкормки птиц. Изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц.

11. Откуда

Берутся шоколад, изюм, мёд?

Знакомство с природным

Происхождением и производством шоколада, изюма и мёда). Проследить путь производства продукта.

12. Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость

соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Иметь представления об источниках и способах утилизации бытового мусора, сортировать мусор по характеру материала. Обсуждать

важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении.

13. Откуда в снежках грязь?

14. Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора, обсуждать важность соблюдения чистоты в

быту, в природном окружении исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений.

Определять источники появления загрязнений

Выполнять тестовые задания учебника, выступать с подготовленными сообщениями,

иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

3

Раздел «Где и когда?» (12 часов)

1.Когда учиться интересно?

Условия интересной и успешной учебы. Обсуждать условия интересной и успешной

учебы, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе, рассказывать о своемучителе.Получать возможностьнаучиться:определятьнаиболеезначимыесобытия вклассе,коллективносоставлятьрассказ ожизнив классе,

школе, оформлятьфотовыставку, использоватьразличныематериалы.

2.Проект «Мой класс и моя школа».

Обсуждатьусловияинтереснойиуспешной учебы,

рассказывать ослучаяхвзаимопомощи вклассе;рассказывать о своемучителе.Получать возможность научиться определятьнаиболеезначимыесобытия вклассе,коллективносоставлятьрассказ ожизнив классе,школе, оформлять

фотовыставку, использоватьразличныематериалы, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

3.Когда придёт суббота?

Времяи еготечение.Прошлое,настоящее ибудущее. Последовательностьдней

недели. Различатьпрошлое,настоящееи будущее,называтьдни неделивправильнойпоследовательности, называтьлюбимыйденьнедели иобъяснять,почему онлюбимый.

Иметь представления о времени и его составляющих – настоящем, прошлом и будущем, знать названия дней недели, определять, какой день неделибыл вчера и какой будет завтра, называть дни недели в правильной последовательности.

4.Когда наступит лето?

5. Где живут белые медведи?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Анализировать схему смены времён года и

месяцев, называть времена года в правильной последовательности.Названияосеннихзимних,весенних илетнихмесяцев, зависимостьприродныхявленийотсменывремен года.

Холодные районы Земли. Животный мир холодных районов. Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, приводить примеры животных холодных районов.

Приводить примеры животных жарких районов, устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

6. Где живут слоны?

Жаркие районы Земли. Животный мир жарких районов. Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их. Приводить примеры животных жарких районов.

7. Где зимуют птицы?

Места зимовок перелётных птиц.Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учеными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. Приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

8. Когда жили динозавры?

Виды динозавров, время жизни динозавров. Различать

Динозавров, группировать динозавров по способупитания.

9. Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды, описывать одежду людей по рисунку, отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

10. Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Сравнивать старинные и современные велосипеды,  обсуждать роль велосипеда в нашей жизни, запомнить правила безопасной езды на велосипеде, разнообразиесовременныхмоделей (прогулочный,гоночный,тандем,детскийтрёхколёсный).

11.Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизнивзрослого человека отжизниребёнка.Необходимостьвыборапрофессии,целевыхустановок набудущее.Ответственность человека за состояниеокружающего мира.

12. Проверка

Знаний и умений по разделу «Где и

когда?» Презентация

проекта «Мой класс и моя школа»

Представлять результаты проектной деятельности.

4

Раздел «Почему и зачем?» (20 часов)

1.Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Знакомство с целями и задачам раздела. Сравнительные размеры звёзд.СозвездиеЛьва. Наблюдать картину звездного неба.

2.Почему Луна бывает разной?

Луна— спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. Наблюдать за изменениями внешнего вида Луны.

3.Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень,

косохлест,

ситничек).Значение для человека, растений и животных.

4.Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способа распространения звуков. Необходимость беречь уши. Передавать голосом звуки окружающего мира.

5.Почему радуга разноцветная?

Цвета радуги. Причины возникновения радуги. Радуга—украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. Описывать чувства,

возникающие при виде радуги, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

6.Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Взаимоотношения человека и его домашних питомце в (кошек и собак). Предметы ухода за

Домашними животными.

Особенности ухода за кошкой и собакой.

7.Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта. Знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Описывать своего домашнего питомца по плану, рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. Обсуждать свое отношение к домашним питомцам.

8.Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения в природе. Разнообразие цветовибабочек. Взаимосвязьцветовибабочек.Необходимостьсохраненияприродногоокружениячеловека.

Правилаповедения на лугу.Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу будем соблюдать тишину? Формулировать правила поведения в природе, оценивать свое поведение в лесу. Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса.

9.Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. Оценивать

правильность своей подготовки ко сну, делать выводы о значении сна в жизни

человека. Определять по рисункам

профессии людей и рассказывать об их работе.

10.Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Значение овощей и фруктов в питании человека.

Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила

Гигиены при употреблении овощей и фруктов.СравниватьрольвитаминовА, В, С сжизнедеятельностью организма.

11.Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать изпредложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение, рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки, запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные, формулировать

основные правила гигиены.

12.Зачем нам телефон и телевизор?

Средства связи,  средства массовой информации. Интернет. Почта, телеграф, телефон

— средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты, журналы) — средства массовой информации. Объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов.

Научиться пользоваться

Средствами связи при вызове экстренной помощи.

13.Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль —автомобиль

будущего. Называтьпо рисунку- схемеустройство автомобиля. Сравнивать старинные и современные автомобили.

14.Зачем нужны поезда? 

Представление о развитии железнодорожного транспорта. Поезда

—наземный иподземныйтранспорт.Видыпоездовзависимости отназначения.Устройствожелезнодороги.

15.Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения. Устройство корабля. Корабли (суда)—водныйтранспорт.Видыкораблей взависимости отназначения(пассажирские,грузовые, рыболовные,исследовательскиесуда,военныекорабли). Рассказывать об устройстве корабля по рисунку-

Схеме.

16.Зачем строят самолёты?

Виды самолётов в зависимости от их назначения. Устройство самолёта. Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости отих

назначения(пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. Рассказывать об устройстве самолета по рисунку- схеме.

17.Почему в автомобиле, поезде, корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в различных видах транспорта. Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках. Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Правила безопасности и спасательным

средствам на корабле и в самолете.

18.Зачем люди осваивают космос?

 Освоение человеком космоса.

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника.Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

19. Почему мы слышим слово "Экология"?

Первоначальное представление об

экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к

Земле. Запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли.

20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010. Шевченко С.Г.

Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр Владос

Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2012 г.

Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2014 г.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор Плешаков А.А.

От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2007 г

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс к УМК А. А. Плешакова/ М.: Просвещение, 2014 г.«Экзамен-медиа»

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся

начальных классов. – М.: Просвещение, 2004.

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005.

Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики:

Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005.

Материально-техническое обеспечение

Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор (при наличии). Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации) , соответствующие тематике программы по окружающему миру.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.

В конце 1 класса обучающемуся доступно:

 знание названий страны, места своего проживания, столицы, фамилии Президента;

 знание названия места проживания;

 умение определять пол и возраст человека;

 знание основных правил гигиены;

знание простейших правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании растений;

 расширение перечня названий овощей и фруктов  закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь);

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы), выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;

- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности;

- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных;

- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.)

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов.

Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"

Учебные  рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс УМК Начальная школа 21 века

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс  ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Русский язык» 2 класс

Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по окружающему миру для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования)  по окружающему мирудля 1 класса...

Адаптированная рабочая программа вариант 7,2 по окружающему миру для 4 класса

Адаптированная рабочая программа  вариант 7,2 по окружающему миру для 4 класса...

Адаптированные рабочие программы для обучающихся с УО (вариант 1)

Данная адаптированная программа по курсу «Мир природы и человека» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федераци...

Адаптированные рабочие программы для обучающихся с УО (вариант 1)

Адаптированная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12...