Конспект урока по предмету развития речи"Дикое животное: еж"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чупрова Анастасия Константиновна

конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и влений окружающей действительности. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ezhi.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету развития речи, 3-й класс.

Тема урока: "Дикое животное: еж"

Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как представителе диких животных.

Задачи:

  • формировать знания о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках;
  • формировать понятия о разных видах иголок;
  •  развивать слуховое, зрительное внимание, логическое мышление, через коррекционные упражнения;
  •  вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстрации, работы по  заданному плану; 
  • формирование умения слушать, отвечать, анализировать, делать выводы на  заданные вопросы,   сравнивать на основе увиденного; 
  • развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, через упражнения;
  • воспитывать учебную мотивацию, любовь к животным. 

Оборудование: презентация, иллюстрации с изображением диких и домашних животных, карточки с слова: собака, корова, лиса, лошадь. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны и елки. Карточки для закрепления.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд №1).

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки.

- Какой будет сейчас урок?

- Который урок по счету?

- Чему мы учимся на уроках развития устной речи?

 (Мы учимся правильно и красиво говорить. Знакомимся с животными, с природой, узнает что-то новое про них).

II. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

- А сейчас у нас речевая разминка, для чего мы её делаем?

- Сели красиво, повторяем за мной.

  1. Язык лопатой положи и немного удержи.

1,2,3,4,5 – язычок пошел гулять (вправо – влево).

  1. Свои губки, как лягушка, растяну я прямо к ушкам.
  2. Подражаю я слону, губы хоботом сложу.

III. Коррекционное упражнение. (Слайд № 2).

http://festival.1september.ru/articles/598815/Image4811.jpg

http://festival.1september.ru/articles/598815/Image4812.jpg

- Что изображено на рисунке?

- Чем отличаются рисунки друг от друга (справа и слева)?

- Какое животное изображено на картине?

- Корова - это домашнее или дикое животное?

IV. Повторение.

- Каких домашних животных вы знаете?

- Почему их назвали домашними?

- Сейчас работа в группах, каждой группе надо рассказать об одном домашнем животном по плану – овце или козе.  Из каждой группы один ученик вытягивает листочек, на нем написано о каком животном, вам надо рассказать.  Для подготовки дается время 2 минутки. (Слайд № 3)

План рассказа о животном

1. Внешний вид.

2. Питание.

3. Жилище.

4. Уход.

5. Польза, приносимая людям.

(Овца – это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок – меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)

(Коза – это домашнее животное. Тело покрыто пушистой, длинной белой или черной шерстью. Головка небольшая, вытянутая книзу, с торчащими рожками. Четыре ноги, на которых есть копыта, маленький хвостик. Козы очень нетребовательны в отношении корма: они могут поедать многие виды травянистых растений, в том числе низкорослые травы, могут обгладывать кору, поедать ветки и листья деревьев. Козы хорошо переносят засуху и высокие температуры, многие породы также не боятся и морозов.  За козами ухаживает человек, живут козы во хлеву вместе с другими домашними животными. Козы не требуют большого ухода за собой. Польза: молоко, мясо, шерсть, пух, кожа, их молока делают мороженое, йогурт. )

- Молодцы, каждая группа справилась с задание. Попробуем образовать словосочетания, которые относятся к слову «овца» и «коза». (Слайд № 4).

Овца, сыр – (овечий сыр)
Овца, кожа – (овечья кожа)
Коза,  мех – (козий мех)

Коза, молоко – (козье молоко)
Овца, полушубок – (овечий полушубок)

- Что мы сейчас повторили?

- Кто сделает общий вывод, о ком мы говорили, зачем мы о них говорим на уроках, какую пользу они нам приносят?

(Вывод: мы повторили сведения о домашних животных – овце и козе, человек их разводит в домашнем хозяйстве из-за шерсти, мяса, молока, меха. На уроках мы о них говорим, чтоб знать о их пользе, образе жизни, внешнем виде).

V. Физминутка

Жил в лесу колючий ежик, 
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) 
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . 
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (топают ногами). 
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) . 
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг 
А ребятки в лес пришли, 
Ежика в лесу нашли, 

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, 
Научили топать — Топ-топ-топ. 
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, 
Научили бегать… 
Бегают на месте 

VI. Подготовка к изучению нового материала

Коррекционное упражнение “Исключи лишнее”

http://festival.1september.ru/articles/598815/img1.gif

- Назовите животных, которых видите на картинках. Соотнесите картинки с животными.

- Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему?

- А каких диких животных вы знаете?

VII. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с лесным животным. А, с каким вы узнаете, отгадав загадку.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж) (Сайд №5).

- По каким признакам, вы догадались что это еж?

- Кто назовет тему нашего урока?

-  Правильно, мы на сегодняшнем уроке, будем говорить о ежах, о их образе жизни, о их повадках и т. д.

- Какой трудный звук для произношения встречается в слове ЕЖ?
-  Произнесём звук Ж, с помощью чистоговорки.
Чистоговорка. 
Жа- жа – жа - в лесу встрелили… 
Жи- жи- жи- у нас в лесу живут… 
Жу-жу-жу- молоко дадим… 

- Для чего мы с вами произнесли (проговорили) чистоговорку?

2. Беседа с опорой на знания учащихся.

- Ёж является диким или домашним животным?

- Мнения разошлись!

- У нас возникла проблемная ситуация, одни говорят он дома живет, другие в лесу.

- На какой главный вопрос мы должны ответить на уроке? (Дикое или домашнее животное еж).

- Почему мы должны ответить на этот вопрос?

- Назовите всех членов ежовой семьи. (Слайд №6).

Отец? -…. (ёж) 

Мать? - …. (ежиха) 
1 детёныш? - …(ёжик) 
Маленький? - … (ежонок) 
Много? – (ежата). 

– Чтобы выяснить еж это дикое или домашнее животное, работать будем по плану.

ПЛАН

1. Внешний вид.

2. Питание.

3. Жилище

А) ВНЕШНИЙ ВИД. (Слайд № 7).

- Рассмотрите внимательно фотографию ежа на слайде.

- Какой формы его тело?

- Какой формы мордочка, ушки?

- Какого цвета глаза?

- Какой звук издают ежи?  (Выражают недовольство фырканьем (иногда резкое фырканье похоже на чихание), сопением и пыхтением; агрессию – шипением; во время сильного возбуждения издают едва слышный свист (включение аудиозаписи)). 

- Чем покрыто тело ежа?

- А, где мы еще можем встретить иголки? (Иголки которыми шьют, иголки которыми делают укол, иголки у елки, сосны)

- Для чего ежу нужны иголки? (Ч/ы защищаться).

- Да, ежи маленькие животные, у них нет острых когтей или зубов, у них короткие лапы и они не могут быстро бегать. С помощью иголок они и защищаются, свернуться в комочек, иголки свои выставят и к ним не так легко подобраться.

- Можно ли обижать животных? (Нет).

- Почему?

- Правильно, они тоже живые, они чувствуют боль, у них есть детеныши, за которыми надо ухаживать, заботиться.

- Кто подведет итог о внешнем виде ежа?

(Тело округлое (овальное), шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)

Б) ПИТАНИЕ ЕЖА. (Слайд №8).

- Как вы думаете, чем питается еж?

- Ежи считаются всеядными животными. Он питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. К осени ежи отъедаются, жиреют.

- Для чего ежи к осени отъедаются?

- С приходом холодов ежи, забираются к себе в гнездо, сворачиваются в клубочек и так спят, до весны. 

- Как вы думаете, зачем ежу ложится в спячку на зиму?

- Они ложатся в спячку, потому что их рацион питания это, преимущественно, насекомые. Запасов они не делают, вот они приспособились все зиму спать.

В) ЖИЛИЩЕ ЕЖА. (Слайд №9).

- Закройте глаза, представьте себе ежа, как он пробирается по осенним листьям к своему жилищу. Вот он пришел в свой домик, …. а какой он, домик ежа?

- Откройте глаза, расскажите какой домик вы представили у ежа?

- В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, сухой травой мхом. Выпавший снег закрывает его до весны. Просыпается еж только с прекращением заморозков.

- О ком мы сейчас говорили?

- А, что нам помогла рассказать о еже?

- Кто сделает вывод о еже?

(Мы говорили о еже по плану, о его внешнем виде, о его питании, о его жилище, т.е. о его образе жизни).

- Уточнив информацию о еже, можем ли мы сейчас ответить на вопрос, еж это дикое или домашнее животное?

- Увидев ежа в лесу, мы можем взять его домой?

Г) Упражнение на внимание.

– А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже.

Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под елки. Питается он медом, вареньем. Он любит грибы, желуди, жучков. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ножек.

-  Молодцы! Вы очень внимательные!

Пальчиковое упражнение с мячиком.

- Ребята я предлагаю поиграть, сейчас я вам раздам вот такие мячики, на что они похожи?

- Да, на ежа, тоже есть иголки (остриё), как у ежа.

- Повторяем слова и действия за мной.

«Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек 
Меж ладошек покатаю, 
А потом сожму рукой, - сжимают 
Ой, колючий ты какой! - разжимают 
Ёжик, ёжик, не колись! - гладят 
Ты со мною подружись!» - сжимают обеими руками 

IX. Самостоятельная работа.

Работа с деформированным текстом на карточках. (Слайд №10).

- Сейчас самостоятельная работа по карточка, вы их заполняете, затем меняетесь карточкой с товарищем, и проверяете с опорой на слайд, можно с обсуждение.

(Учащиеся самостоятельно заполняют карточки. После заполнения проверка в парах, о опорой на слайд).

Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.

(Слова для справок: лесу, колючими, иголками, мышами, червяками)

X. Итог урока, оценивание, домашнее задание.

А) подведение итогов урока

- С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

- Чем питаются ежи?

- Что интересного вы узнали о ежа, чего раньше не знали?

- Домашнее или дикое животное еж?

- Встретив ежа в лесу, возьмете его домой к себе?

- Понравился вам урока?

- Поднимите руки, кто материал урока понял и доволен своей работай на уроке.

- Потопайте ногами, кто работал хорошо на уроке, но чуть-чуть не понял материал урока.

Б) Домашнее задание.

- Вам надо будет нарисовать в тетради семью ежей и подписать, как называются все члены семьи.

В) Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» тема: «Домашние животные»

В работе представлен учебно-методический материал по предмету  «Развитие речи и окружающий мир». Материал урока подобран в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями уч...

Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир "Снежная зима".

Закрепление знаний детей о зимних явлениях и умений строить высказывания по теме «Зима»....

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в пятом классе школы VIII вида, "Особый ребёнок"

Данный материал способствует расширению кругозора ребят, так как содержит в себе ознакомительную часть. В течении этого этапа педагог рассказывает детям о происхождении овощей и условиях их выращивани...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Развитие речи и окружающий мир» ТЕМА УРОКА: Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.

Класс: 8Тема урока: артикуляционная гимнастика, гласные звуки.Тип урока: урок совершенствования знаний.Цель: закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И]. Задачи: Образоват...