Урок окружающего мира по теме "Звук"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk.doc46 КБ
Office presentation icon zvuk.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Осипова Елена Валерьевна, сценарий  фрагмента урока окружающего мира в 4 классе

Тема урока: Звук

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления  учащихся о звуке;

2) формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие звука как физического явления,

- познакомить учащихся с образованием звука, распространением звуковой волны, - организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Воспитательные:

–  формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать, делать выводы)

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, применяя исследовательскую деятельность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, групповая,

Оборудование: комплект лабораторного оборудования Cornelsen, м/медийная презентация, компьютер с выходом в интернет.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

- Постарайтесь ответить на мой вопрос одним словом:

- Где-то идёт гроза, вы понимаете это, т.к. слышите определённый …

- Вы включаете музыку и слышите приятные уху …

- Я говорю, а вы слышите …

- Ребенок прижимается к матери и слышит … (звук ее сердца)

- Кто уже понял, как звучит тема нашего урока? (Звук)

- Что вы знаете о звуке?

- Почему человеку необходимо слышать звуки?

- Вы многое знаете о звуке, так зачем же нам изучать эту тему?

Дети отвечают одним словом «звук»

Дети рассказывают известную им информацию о звуке

Дают ответ

Предполагают

3.  Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Выявить и зафиксировать причину затруднения – те знания, которых недостаёт для решения исходной задачи

- Внимание на экран! (Учитель включает фрагмент из к/ф «Морозко»)

- Узнали сказку?

- Что хотела услышать Баба Яга?

То есть определенные звуки должны были ей это подсказать.

- Почему Баба Яга слушала звуки не по воздуху, а приложив ухо к земле?

Видимо, Баба Яга знала о звуке больше, чем мы.

Дети просматривают фрагмент.

- Может быть, так лучше слышно?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; выбрать способ реализации цели.

- Какие знания необходимы вам, чтобы объяснить такое поведение Б.Я.?

- Где можно найти ответы на ваши вопросы?

- Какой способ мы выберем?

- Сегодня мы постараемся ответить на вопросы «Как рождается звук?» и «В какой среде лучше слышен звук?» (Слайд 4)

- Звук. (Слайд 2)

- Чтобы узнать что-то новое

Ответы детей

Ответы детей

- Спросить у взрослых, подумать, прочитать в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать. (Слайд 3)

- Понаблюдать.

5. Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- Для этого нам поможет комплект лабораторного оборудования Cornelsen.

- Работать вы будете группами.

- У каждой исследовательской группы свой набор инструментов для исследований.

- Как вы будете работать?

- Каждое исследование проводится по определенному плану. Вспомним его.

- Итак, проблема у нас определена (как рождается звук и в какой среде его лучше слышно).

- Выдвигайте ваши гипотезы.(Слайд 5)

- Пользуясь инструкцией, проверьте ваши гипотезы.

- Итак, давайте сделаем выводы по итогам исследования. Совпали ли ваши гипотезы с реальными фактами?

- Так почему же Баба Яга слушала приближение саней по земле?

- Вы молодцы! Вы настоящие исследователи! Я предлагаю вам провести ещё несколько экспериментов со звуком в домашних условиях. Для этого вам необходимо зайти на мой сайт (nsportal) и скачать материал «Физика для малышей» (показать свою страницу на сайте на экране). Мне будет интересно узнать результаты ваших экспериментов.

 У нас есть инструкция. По ней мы будем выполнять эксперимент.

- Сначала выявляется проблема, выдвигается гипотеза, проводится исследование, сравнивается результат с гипотезой.

        Ответы детей.

1 группа выполняет эксперименты из комлекта Cornelsen «Удивительные прикосновения», «Воздействие камертона на воду», «Игры с камертоном».

2 группа – «Распространение звука»

(по воздуху, в воде, на мягкой поверхности)

Дети озвучивают выводы, сравнивают гипотезу и реальный результат.

Дети дают подробный ответ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Воркуты Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе Учитель Осипова Елена Валерьевна

Слайд 3

Методы исследования

Слайд 4

Алгоритм исследования 1. Определяем проблему 2. Выдвигаем гипотезу 3. Проводим исследование 4. Делаем выводы 5. Сравниваем результат с гипотезой

Слайд 5

Что такое звук? Как он распространяется? Определяем проблему Где звук слышится лучше?

Слайд 6

Гипотезы: Допустим, что … Возможно, что … Предположим, что … А что, если … Вероятно, что …

Слайд 7

Проводим исследование

Слайд 8

Делаем выводы Сравниваем результат с гипотезой

Слайд 9

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...