Интеллектуальная игра "Знатоки окружающего мира". 3-4 кл.
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)

Кручина Оксана Евгеньевна

Игра способствует закреплению и обобщению знаний по окружающему миру, расширению кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_okruzhayushchego_mira.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра "Знатоки окружающего мира"

Цель: организация деятельности учащихся по применению ранее полученных знаний в ходе игры.

Задачи: предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал; содействовать развитию у детей умения общаться и работать коллективно; воспитывать любовь, гуманное отношение к природе.

Формируемые УУД:

познавательные УУД

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- оценивать результаты деятельности;

личностные УУД

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Оборудование: плакаты, рисунки, карточки с заданиями, фонограмма музыки, презентация игры.


Ход игры:

  1. Оргмомент. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Приветствие команд.
  3. I раунд «Дальше, дальше…»

(Команды по очереди отвечают на вопросы в течение 1 мин. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Животное, строящее на реке плотину. (Бобёр)
  2. Крупная река в Сибири, в названии которой три буквы, но 2 звука. (Обь)
  3. Сколько рек в России? (более 2 миллионов)
  4. Крупная река в Сибири с женским именем. (Лена)
  5. Где в природе содержится сахар? (В растениях)
  6. Что называют невидимым сокровищем? (Воздух)
  7. Верхний плодородный слой земли? (Почва)
  8. Их называют удивительными «поварами». (Растения)
  9. Часть океана, вдающаяся в сушу. (Море)
  10. Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)
  11. Участок суши, окружённый со всех сторон водой. ( Остров)
  12. Что такое суховей? (Горячий, сухой ветер)
  13. На какой реке находится Санкт-Петербург? (Нева)
  14. На какой реке находится столица России? (Москва)
  15. Чем обогащают растения воздух? (кислородом)
  16. Самое солёное море на Земле. (Мёртвое)
  17. Эверест – самая высокая … в мире. (Гора)
  18. Какие горы нашей страны включены в Список Всемирного природного наследия? (Алтай)
  19. Какое животное среди грызунов рекордсмен по прыжкам? (тушканчик)
  20. Как называются валы из песка? (Барханы)

  1. II раунд «Кто быстрее»

(Команды получают 3 карточки с заданиями,  в которых надо становить соответствие. Команда, справившаяся быстрее другой, получает 5 баллов.)

Карточка 1

  1. северный олень а) степная птица
  2. белый медведь б) грызун
  3. рысь в) обитает в Арктике
  4. саранча г) «корабль пустыни»
  5. кит д) питается ягелем
  6. верблюд е) насекомое
  7. снежный барс ж) на ушах кисточки
  8. дрофа з) живёт в горах
  9. суслик и) его детёныш весит 5 т

карточка 2

Соотнеси природную зону и природные явления, характерные для неё:

1. пустыня а) суховей

2. тундра б) метель

в) пурга

г) пылевая буря

д) северное сияние

е) мираж

карточка 3

Распредели растения и животные в природные сообщества:

а) луг б) болото

Комар, пчела, рогоз, камыш, кузнечик, лягушка, мох, ромашка, бабочка, клевер, цапля.

  1. III раунд «Лото» (На табло размещены названия секторов с номерами. Каждая команда по очереди выбирает сектор и номер задания.)

Самые, самые…(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Самая высокая гора в России и в Европе? (Эльбрус)
  2. Какая самая большая страна мира? (Россия)
  3. Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское море)
  4. Самое глубокое озеро России (и всего мира) (Байкал)
  5. Какую птицу называют степным великаном? (дрофа)
  6. Самое большое по площади пресное озеро в Европе? (Ладожское)
  7. Самое маленькое из морей Северного Ледовитого океана. (Белое)
  8. Самые высокие горы России. (Кавказские)
  9. Самое мелкое на Земле море? (Азовское)
  10. Самый большой остров России. (Сахалин)

Почемучка (За каждый правильный ответ начисляется 2 балла)

  1. Почему в тундре летом образуется много болот и озёр? (Слой многолетней мерзлоты не пропускает дождевую и талую воду вглубь)
  2. Почему за стадом оленей следуют волки? (Они охотятся на больных, отбившихся от стада животных)
  3. Почему ковыль и типчак переносят даже самую сильную засуху? (У них очень узкие листья, которые испаряют мало влаги)
  4. Почему верблюжья колючка даже в самую сильную жару ярко-зелёная? ( Её корни проникают на 20 м глубину и оттуда добывают воду)
  5. Почему море Уэдделла называют «ледяным мешком»? (В нём всегда много айсбергов)
  6. Зачем изделия из глины обжигают в специальных печах? (Чтобы они стали твёрдыми)
  7. Почему М. И. Кутузов принял решение отдать Москву французам и отступить? (Чтобы спасти вторую половину армии, т. к. русская армия уже потеряла половину бойцов).


Общество (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Какой устойчивый признак отличает один народ от другого? (Родной язык)
  2. Сколько государств-соседей имеет наша страна? (18)
  3. Линия, которая определяет пределы государственной территории. (Граница)
  4. Какой важный документ получает каждый гражданин России в 14 лет? (паспорт)
  5. Основной закон нашей страны (Конституция РФ)
  6. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (18 лет)
  7. Кто является главой государственной власти в России? (Президент)


История России (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Какого князя пригласили править Древней Русью. (Рюрик)
  2. Какому событию посвящено стихотворение?

Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья. (Куликовская битва)


  1. Какому событию посвящено стихотворение?

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь. (Битва на Чудском озере)

  1. Как назывался торговый путь через земли Древней Руси? (Путь «из варяг в греки»)
  2. Что называют живым голосом Древней Руси? (Берестяные грамоты)
  3. За что князя Ярослава прозвали Мудрым? (Он знал 5 иностранных языков)
  4. Кто собрал народное ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков? (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)
  5. Через какие горы совершила переход российская армия под командованием Суворова? (Через Альпы)


Галерея (За каждый правильный ответ начисляются 2 балла)

Команды должны назвать фамилию выдающегося деятеля, чей портрет им предложен)

  1. Великий князь, правнук Рюрика, своих 12 сыновей рассадил по городам Руси, крестил Русь. (Князь Владимир)
  2. Он отказался подписать грамоту польскому королю, не подчинился боярам-изменникам и за это его заключили в темницу и уморили голодом. (Патриарх Гермоген)
  3. Мудрый военачальник, был настоящим отцом своим солдатам, написал учебник под названием «Наука побеждать». (А. В. Суворов)
  4. Он не проиграл ни одного из 43 военных походов, в которых участвовал, и не потерял ни одного корабля. На греческом острове Корфу ему воздвигли памятник. (Ф. Ф. Ушаков)
  5. Его называли Великим. Это первый император России. При нем начал зарождаться русский флот, Россия получила выход в Балтийское море. (Пётр I)
  6. Великий российский учёный, призывал осваивать Сибирь, создал первую в России научную химическую лабораторию, стал инициатором основания Московского университета. (М. Ломоносов)

Полезные ископаемые (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Какое полезное ископаемое образовалось в недрах Земли из остатков древних растений? (Уголь)
  2. Главное свойство гранита? (Прочность)
  3. От чего надо оберегать залежи торфа? (От пожара)
  4. В какой республике России добывают золото и алмазы? (Республика Саха)
  5. В каких горах издавна добывали малахит? (Уральские горы)


Солнечная система (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Из чего состоят кольца вокруг Сатурна? (Из камней и глыб)
  2. Как называется спутник Земли. (Луна)
  3. Какое направление показывает Полярная звезда? (На север)
  4. Группа звёзд, занимающая определённый участок неба. (Созвездие)
  5. Самая ближайшая к нам звезда. (Солнце)
  6. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)


Природа

  1. Какому животному клыки помогают добывать себе пищу – морских моллюсков? (морж )
  2. Какого животного называют хозяином Арктической зоны? (Белый медведь)
  3. Какая удивительная способность есть у ящерицы-круглоголовки? (В момент опасности она почти мгновенно зарывается в песок)
  4. Какой ёж живёт в пустыне? (Ушастый еж)
  5. Какой жук питается улитками? (Жужелица кавказская)
  6. Кто строит каменные гнёзда? (Пчела-каменщица)
  7. Птица, выводящая птенцов зимой. (Клёст)
  8. Птица, помогающая сажать дубовые леса. (Сойка)

По родным просторам (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

  1. Какие горы в старину называли каменным поясом земли Русской? (Уральские горы)
  2. Вулканы какого полуострова включены в Список Всемирного природного наследия? (Камчатка)
  3. Главная река Дальнего Востока (Амур)
  4. Какую республику России называют озёрным краем? (Карелия, где свыше 40000 озёр)
  5. В какой пустыне всегда холодно? (В Арктической пустыне)
  6. Какой остров называют «родильным домом» белых медведей? (о. Врангеля)
  7. Какую природную зону называют царством трав? (степь)
  8. В какой природной зоне берёзы по колено и толщиной с карандаш? (В тундре)

6. Рефлексия


  1. Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

 Разработка и презентация  к  интеллектуальной игре по окружающему мируЦель игры: формирование познавательного интереса к окружающему миру...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» окружающий мир для учащихся 2-4 классов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА  «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»Предмет: окружающий мир Возраст: для учащихся 2-4 классовУМК: любойЦель:углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного м...

Интеллектуальная игра по окружающему миру.

1-2  КЛАССЫЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ?(конкурсная программа)Цель: обобщить знания детей о животных, развивать внимание, речь, умение работать сообща, воспитывать дружеские отношения в колле...

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. 1 класс Интеллектуальная игра "Самый умный"

Данное мероприятие проводится  в 1 классе по темам уроков, изученных по окружающему миру. Автор А.А.Плешаков  УМК "Школа России"...

Интеллектуальная игра по окружающему миру «Знатоки природы»

     Интеллектуальная игра по окружающему миру                  ...